Решение б/н Решение в отношении МБУ «Губкинский пассажирский автосервис»... от 19 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2017

Решение в полном объеме изготовлено 19.03.2017 г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

, рассмотрев дело № 428-17-АЗ по признакам нарушения МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» (ул. Дзержинского, д. 123 Б, г. Губкин, Белгородская обл., 309190) и ООО «Белтранс» (ул. Дзержинского, д. 123 Б, г. Губкин, Белгородская обл., 309190) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании представителя МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» <> (доверенность от 09.01.2018 № 1); ООО «Валькирия» в лице директора <> в отсутствии представителя ООО «Белтранс»,

установила:

В Белгородское УФАС России из прокуратуры Белгородской области и ФАС России поступили обращения<> направленные ей в управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, о нарушении законодательства при организации администрацией Губкинского городского округа (далее - Администрация) системы безналичной оплаты проезда при осуществлении пассажирских перевозок на территории г. Губкина.

<> являющаяся генеральным директором ООО «Валькирия», осуществляющего пассажирские перевозки в г. Губкине, в своем заявлении сообщила, что МБУ «Губкинский пассажирский автосервис», как уполномоченная организация по обеспечению деятельности, связанной с внедрением автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Губкинском городском округе, в целях оснащения транспортных средств терминальным оборудованием для безналичной оплаты проезда пассажиров, навязало ООО «Валькирия» заключение договора с ООО «Белтранс» при подаче документов для участия в конкурсе на право заключения договоров на пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования. В тоже время, пояснила, что Администрация и МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» препятствует заключению прямых договоров между предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории г. Губкина (далее - перевозчики) с кредитными организациями в рамках осуществления организации работы автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП). При этом, на письменное обращение <> в адрес Администрации Губернатора Белгородской области ей получено письмо, в котором указано о существующей возможности заключения прямых договоров перевозчиков Губкинского городского округа с банками ПАО «Сбербанк» и АО «Газпромбанк» в индивидуальном порядке.

В ходе рассмотрения дела<> пояснила, что согласно указанному договору ООО «Белстранс» в качестве оператора услуг передало в аренду терминальное оборудование, принадлежащее АО «Газпромбанк», установив арендную плату в размере 2,5% от проведенных транзакций и абонентскую плату в размере 1500 руб. в месяц. При организации работы с переданным терминальным оборудованием были выявлены проблемы. При обращении<> по вопросу организации работы с терминальным оборудованием в ООО «Белстранс», от оператора поступили объяснения, что согласно, заключенному договору, оператор осуществляет передачу терминального оборудования перевозчику и не имеет обязательств по обеспечению организации его работы.

В тоже время, в адрес ООО «Валькирия» 21.08.2017 от ООО «Белтранс» поступило уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, на основании неисполнения перевозчиком своих обязательств по заключенному договору. В последствии заявителем также было получено уведомление от МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» о расторжении договора на право осуществления пассажирских перевозок.

Кроме того <> указала, что на ее обращение в Центральный банк РФ (далее - ЦБ РФ) ею было получено письмо, о том, что договор ООО «Белтранс» с Банком ГПБ (АО) (далее – Банк ГПБ) является эквайринговым (договор об осуществлении переводов денежных средств при реализации товаров, работ, услуг).

Отметила, что услуги по перевозке пассажиров, по ее мнению, оказываются непосредственно перевозчиком, соответственно, такой эквайринговый договор должен быть заключен исключительно с перевозчиком в рамках оказания услуг по безналичной оплате проезда пассажиров. Пояснила, что ООО «Белтранс» не является перевозчиком, не оказывает такие услуги пассажирам, не взимает с них плату за проезд, в связи с чем между ООО «Белтранс» и Банком не может быть заключен договор транспортного эквайринга. При этом, пассажиру посредством терминала безналичной оплаты выдается проездной билет, в котором ООО «Белтранс» указано в качестве перевозчика, что не соответствует действительности и нарушает законодательство. В информационной сети «Интернет», в личном кабинете пассажира, при формировании квитанции об оплате проезда ООО «Белтранс» также указано в качестве перевозчика.

Представитель МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» нарушения антимонопольного законодательства не признал, с указанными в заявлениях доводами заявителя не согласен, считает их необоснованными. Представил письменные возражения на заявления, на заседаниях Комиссии по делу пояснил следующее.

В МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» 15.02.2017 поступило предложение от ООО «Белтранс» о сотрудничестве на безвозмездной основе по внедрению автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Губкинском городском округе с проектом соглашения. Между МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» и ООО «Белтранс» достигнуто соглашение о взаимном сотрудничестве от 01.03.2017 (далее - Соглашение), которое не предоставляет преимуществ по оказанию услуг безналичной оплаты проезда пассажиров на территории Губкинского городского округа, и оно не приводит и не может привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг безналичной оплаты проезда пассажиров. Предметом Соглашения является сотрудничество сторон в сфере внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в автотранспорте общего пользования. По условиям заключенного Соглашения ООО «Белтранс» не является организацией, оказывающей услуги безналичной оплаты проезда. В соответствии с ч. 3 ст. 861 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Заключенное Соглашение не противоречит ст. 421 ГК РФ, предусматривающей возможность сторон заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Кроме того, указал, что у перевозчиков имеется возможность заключения прямых договоров с кредитными организациями в рамках организации работы по безналичной оплате проезда. При этом, отмечал, что нормативно-правовых документов по организации работы с АСОП не имеется, сама по себе АСОП не была реализована на территории Губкинского городского округа и на данный момент действует банковский продукт – терминалы безналичной оплаты проезда пассажиров, представленные Банком, позволяющие пассажирам оплачивать проезд посредством банковских карт любых кредитных организаций.

МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» не навязывало заключение договоров перевозчикам с ООО «Белтранс». Договоры с ООО «Белтранс» заключены перевозчиками добровольно. МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» готово сотрудничать с перевозчиками, заключившими договоры в индивидуальном порядке с банками.

ООО «Белтранс» представил в материалы дела письменные пояснения. Представитель ООО «Белтранс» на заседаниях Комиссии факт нарушения антимонопольного законодательства отрицал, поддержал доводы представителя МБУ «Губкинский пассажирский автосервис», пояснил следующее.

В 2016 году ООО «БЕЛТРАНС», ознакомившись с постановлением администрации Губкинского городского округа от 10.05.2016 года № 877-па «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения Губкинского городского округа», постановлением Правительства Белгородской области от 06.06.2006 № 206-пп «О внедрении единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Белгородской области» (далее – Постановление № 206-пп) и постановлением администрации Губкинского городского округа от 09.06.2016 № 1147-па «О внедрении единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Губкинском городском округе», заинтересовалось данным вопросом.

ООО «БЕЛТРАНС» была проведена большая работа по изучению опыта внедрения безналичной системы оплаты проезда на общественном транспорте в Российской Федерации, и выявлено несколько положительных практик. В целях предложения дальнейшего сотрудничества с МБУ «Губкинский пассажирский автосервис», ООО «БЕЛТРАНС» 14.02.2017 был заключен договор с АО «Газпромбанк» (далее – Банк ГПБ) об осуществлении переводов денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) с использованием банковских карт. В соответствии с предметом данного договора ООО «БЕЛТРАНС» при оказании услуг по организации оплаты за услуги по перевозке пассажиров и багажа принимает в качестве средства платежа документы, составленные с использованием банковских карт платежных систем VISA, MasterCard, МИР, а Банк ГПБ обеспечивает возможность проведения операций по оплате услуг на терминальном оборудовании с использованием банковских карт и осуществляет переводы денежных средств по этим операциям. В связи с тем, что ООО «БЕЛТРАНС» было готово предложить конкретные условия по осуществлению внедрения автоматизированной системы оплаты проезда 15.02.2017 МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» было предложено взаимное сотрудничество на безвозмездной основе по внедрению единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Губкинском городском округе.

По результатам переговоров между ООО «БЕЛТРАНС» и МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» 01.03.2017 было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве на безвозмездной основе.

Согласно заключенному соглашению ООО «БЕЛТРАНС» приняло на себя следующие обязательства:

  • обеспечить внедрение и эксплуатацию автоматизированной системы оплаты проезда на территории Губкинского городского округа, информационное и технологическое взаимодействие с участниками автоматизированной системы оплаты проезда;
  • за счет собственных и (или) привлеченных средств осуществить внедрение автоматизированной системы оплаты проезда;
  • направлять юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах, предложения по заключению договоров об организации безналичной оплаты услуг по перевозке пассажиров и провоза багажа по регулярным муниципальным маршрутам на автомобильном транспорте с использованием автоматизированной системы оплаты проезда;
  • обеспечить подключение перевозчиков к автоматизированной системе оплаты проезда и организовать обучение перевозчиков и их сотрудников работе с автоматизированной системой оплаты проезда, в том числе с транспортными терминалами;
  • принимать на абонентское обслуживание банковское POS-терминальное оборудование и обеспечивать полноценное, бесперебойное получение информации от автоматизированной системы оплаты проезда;
  • ознакамливать пользователей льготной категории с правилами автоматизированной системы оплаты проезда;
  • организовывать взаимодействие с кредитными организациями, агентами, сотовыми операторами, платежными системами и иными организациями в рамках автоматизированной системы оплаты проезда в целях осуществления платежей за проезд с использованием микропроцессорных смарт-карт и взаиморасчетов между участниками автоматизированной системы оплаты проезда;
  • организовать техническую поддержку пользователей автоматизированной системы оплаты проезда;
  • обеспечить автоматизированную обработку системных данных учета проезда граждан;
  • ежедневно, еженедельно, ежемесячно по запросу МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» формировать и передавать сводные отчеты о количестве перевезенных пассажиров, в том числе граждан льготной категории, другие системные отчеты о деятельности автоматизированной системы оплаты проезда, выписки на ежедневной основе из автоматизированной системы банка, по расчетному счету предполагающий специальный режим за предыдущий операционный день;
  • использовать в кредитной организации расчетный счет, предполагающий специальный режим проведения платежей по договорам, заключаемым с перевозчиками, обеспечивающий контроль целевого расходования денежных средств;
  • соблюдать целевое назначение счета с целью недопущения зачисления на счет денежных средств, направленных на иные цели и использовать поступающие денежные средства только для целей надлежащего исполнения обязательств по договорам, заключенным с перевозчиками.

В дальнейшем на добровольной основе в связи с обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были заключены договоры об организации безналичной оплаты услуг по перевозке пассажиров и провоза багажа по регулярным муниципальным маршрутам на автомобильном транспорте с использованием автоматизированной системы оплаты проезда.

По условиям данных договоров ООО «БЕЛТРАНС» приняло на себя следующие обязательства:

  • заключать договор с кредитными организациями, имеющими действующую лицензию Центрального Банка Российской Федерации об осуществлении переводов денежных средств, при реализации услуг с использованием банковских карт в рамках исполнения своих обязательств по настоящему Договору с условием о процентном вознаграждении кредитных организаций 2,5% от суммы каждой операции с использованием банковских карт;
  • передать в подвижной состав Перевозчика бортовой транспортный терминал с установленным программным обеспечением для обеспечения возможности оплаты пассажиром услуг Перевозчика по проезду и провозу багажа по регулярным муниципальным маршрутам с использованием банковских карт;
  • обеспечить применение при оплате за проезд пассажиров и провоз багажа, установленных на территории Губкинского городского округа тарифов;
  • в случае неисправности в работе установленного транспортного терминала производить в своем офисе и за свой счет диагностику и, в случае необходимости замену оборудования;
  • провести обучение сотрудников Перевозчика работе с транспортным терминалом, а также осуществлять консультирование по возникающим вопросам, связанным с работой терминала;
  • своевременно перечислять на расчетный счет Перевозчика денежные средства, полученные за проезд пассажиров и провоз багажа с использованием банковских карт, за исключением удерживаемого кредитной организацией вознаграждения в размере 2,5% от суммы каждой операции оплаты с использованием банковских карт;
  • по результатам отчетного периода предоставлять перевозчику отчет, для сверки объемов оказанных услуг до пятого числа месяца, следующего за отчетным;
  • осуществлять по счету операции исключительно указанные в п. 2.2.8 договора;
  • не совершать по счету операций, указанных в п. 2.2.9 договора;
  • соблюдать целевое назначение счета с целью недопущения зачисления на счет денежных средств, направленных на цели, отличные от указанных в договоре и использовать поступающие денежные средства только для целей надлежащего исполнения обязательств по настоящему договору;
  • взаимодействовать с Перевозчиком, в том числе в вопросах функционирования оборудования, настойки, диагностики и замены исключительно на основе Правил оказания услуг утвержденных обществом и размещенных на его сайте.

Сторонами договора - ООО «БЕЛТРАНС» и Перевозчиком, согласован размер ежемесячной абонентской платы за предоставляемые ООО «БЕЛТРАНС» услуги в размере одна тысяча пятьсот рублей за каждую переданную Перевозчику единицу транспортного терминала. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим указанный договор, были предоставлены бортовые транспортные терминалы, которые в настоящее время находятся в рабочем состоянии и используются перевозчиками по целевому назначению. Оплата услуг перевозчиками осуществляется. Следовательно, в настоящее время заключенные договоры исполняются. Каких-либо предложений со стороны перевозчиков в адрес ООО «БЕЛТРАНС» о расторжении указанных договоров не поступало.

Представитель ООО «Белтранс» отметил, что достигнутое соглашение о взаимном сотрудничестве между ООО «Белтранс» и МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» не препятствует перевозчикам на территории Губкинского городского округа в заключении прямых договоров с кредитными организациями для оказания услуг по безналичной оплате проезда пассажиров.

Кроме того, указал, что договорные отношения между ООО «Валькирия» в лице <> и ООО «Белтранс» расторгнуты в связи с не исполнением<> обязанностей по договору.

Белгородским УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно п. 1.3 раздела 1 Положения об организации транспортного обслуживания населения Губкинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Губкинского городского округа Белгородской обл. от 10.05.2016 № 877-па организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Губкинского городского округа осуществляется администрацией Губкинского городского округа и муниципальным бюджетным учреждением «Губкинский пассажирский автосервис» в пределах компетенций, установленных федеральным законодательством, законодательством Белгородской области и настоящим Положением.

В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 06.06.2016 № 206-пп «О внедрении единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Белгородской области» муниципальное образование Губкинский городской округ определено одним из пилотных по внедрению автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг.

Постановлением администрации Губкинского городского округа от 09.06.2016 № 1147-па «О внедрении единой автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Губкинском городском округе» определена уполномоченная организация по обеспечению деятельности, связанной с внедрением автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Губкинском городском округе – МБУ «Губкинский пассажирский автосервис».

ООО «Белтранс» письмом от 15.02.2017 № ИК 01-02/17 в адрес МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» направило для рассмотрения проект соглашения о взаимном сотрудничестве. При этом, согласно материалам дела, между ООО «Белтранс» был заключен договор с Банком ГПБ от 14.02.2017 № 2017-049-13 об осуществлении переводов денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) с использованием банковских карт (далее – Эквайринговый договор). В соответствии с заключенным Эквайринговым договором Банк предоставил ООО «Белтранс» эквайринговое оборудование (POS-терминалы). Банк обеспечивает ООО «Белтранс» возможность проведения операций по оплате услуг на терминальном оборудовании с использованием банковских карт и осуществляет переводы денежных средств ООО «Белтранс» по этим операциям.

В последующем, между МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» и ООО «Белтранс» 01.03.2017 было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве на безвозмездной основе. По настоящему Соглашению стороны обязуются совместно сотрудничать в сфере внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП) в автотранспорте общего пользования.

В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 2.1.1, п. 2.1.2, п. 2.1.4 Соглашения обязанностями МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» являются:

  • обеспечение координации взаимодействия всех лиц, участвующих во внедрении АСОП;
  • обеспечение включения в договоры с перевозчиками обязательств по установке оборудования для безналичной оплаты проезда в автотранспорте, по присоединению к системе АСОП, по приему Банковских карт, используемых в АСОП для оплаты проезда в авто-транспорте;

Пунктом 2.2.3 Соглашения установлено, что Сторона-2 (ООО «Белтранс») направляет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах, предложения по заключению договоров об организации безналичной оплаты услуг по перевозке пассажиров и провоза багажа по регулярным муниципальным маршрутам на автомобильном транспорте с использованием автоматизированной системы оплаты проезда.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, положениями указанного Соглашения прямая обязанность заключения договора между перевозчиками и ООО «Белтранс» не установлена, что соответствует принципу свободы договора. Следовательно, Соглашение не предусматривает ограничений и исключений для осуществления предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам.

Согласно материалам дела, между ООО «Валькирия» и ООО «Белтранс» был заключен договор от 11.04.2017 № 51-04/17 об организации безналичной оплаты услуг по перевозке пассажиров и провоза багажа по регулярным муниципальным маршрутам на автомобильном транспорте с использованием автоматизированной системы оплаты проезда.

Комиссией установлено, что договор между ООО «Валькирия» и ООО «Белтранс» был заключен на добровольной основе, доказательств обратного не имеется. При этом имеющиеся разногласия в договорных отношениях между ООО «Валькирия» и ООО «Белтранс», указанные <> относятся к категории гражданско-правовых споров, и не регулируются антимонопольным законодательством.

Согласно представленному в Белгородское УФАС России ответу Администрации от 09.08.2017 исх. № 471/5-06 каких-либо договоров (соглашений) между Администрацией и ООО «Белтранс» по вопросу организации и функционирования терминального оборудования безналичной оплаты проезда пассажиров не заключалось. 01.05.2017 на территории Губкинского городского округа осуществлено внедрение системы безналичной оплаты транспортных услуг. В соответствии с действующим законодательством РФ органы местного самоуправления не вправе вторгаться в деятельность хозяйствующих субъектов и устанавливать условия, на которых хозяйствующие субъекты заключают договоры. В тоже время, Администрацией отрицаются доводы заявителя о навязывании перевозчикам заключения договора с ООО «Белтранс», препятствиях в смене оператора или отказе от его услуг, массовых тенденциозных проверках перевозчиков.

В письме Администрации Губернатора Белгородской области от 09.08.2017 № Г-4611, КЛ-4689, направленном в адрес <> сообщается о существующей возможности заключения прямых договоров перевозчиков с ПАО «Сбербанк и АО «Газпромбанк» в индивидуальном порядке.

Банки ГПБ и ПАО «Сбербанк» представленными ответам (исх. № 34-12-151 от 27.09.2017 и исх. № 8592-07-01/0014 от 15.12.2017) в Белгородское УФАС России сообщили об отсутствии для них препятствий в оказании услуг безналичной оплаты проезда транспортных услуг на соответствующем рынке услуг на территории Губкинского городского округа, в том числе со стороны Администрации и подведомственных ей учреждений.

Таким образом, согласно материалам дела, Администрацией и МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» препятствий кредитным организациям, в частности Банку ГПБ и ПАО «Сбербанк», для входа на рынок безналичной оплаты проезда пассажиров на территории Губкинского городского округа не создано.

Вместе с тем, согласно материалам дела, Банк ГПБ на запрос ООО «Валькирия» сообщил об имеющейся возможности заключения «Договора об осуществления переводов денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) с использованием карт», при условии его экономической эффективности и предоставления установленных Банком документов. ПАО «Сбербанк» на запрос ООО «Валькирия» сообщил о возможности рассмотрении вопроса по организации безналичной оплаты проезда, при наличии дополнительной информации от заявителя, в том числе требований правил АСОП, реализованных на территории Губкинского городского округа.

Пунктом 2 Постановления № 206-пп ОГБУ «Белгородский информационный фонд» определено уполномоченной организацией по обеспечению деятельности, связанной с ведением единой централизованной системы учета поездок в рамках внедрения автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг в Белгородской области.

На запрос Белгородского УФАС России ОГБУ «Белгородский информационный фонд» сообщил, что на момент принятия Постановления № 206-пп концепция создания системы подразумевала применение транспортных карт, в том числе на разовую поездку. За ОГБУ «Белгородский информационный фонд» планировалось закрепить функции централизованной системы учета поездок. Применяемые технологии не предполагали использование банковских терминалов для оплаты проезда. В рамках работы по внедрению безналичной оплаты проезда на территории города Белгорода банками было разработано программное решение, которое в дальнейшем было применено, в том числе, на территории Губкинского городского округа, вследствие чего концепция создания системы была видоизменена. В настоящее время внедрение системы безналичной оплаты транспортных услуг осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, без привлечения ОГБУ «Белгородский информационный фонд», в рамках реализации полномочий, установленных ст. 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ОГБУ «Белгородский информационный фонд» не разрабатывались правила оказания услуг по внедрению системы оплаты проезда, не велось взаимодействие с МБУ «Губкинский пассажирский автосервис». Программные продукты разработаны и предоставлены перевозчикам банками-партнерами. Таким образом, положения приведенного постановления Правительства Белгородской области не были реализованы, ОГБУ «Белгородский информационный фонд» не выполнял каких-либо функций организации, уполномоченной на обеспечение деятельности, связанной с ведением единой централизованной системы учета поездок в рамках автоматизированной системы безналичной оплаты транспортных услуг.

Следовательно, на территории Губкинского городского округа АСОП, предусматривающая применение специальных транспортных карт не реализована, в настоящее время организация работы по оказанию услуг безналичной оплаты проезда осуществляется посредством применения эквайрингового оборудования Банка ГПБ - терминалы безналичной оплаты проезда пассажиров, представленные перевозчикам ООО «Белтранс», в рамках осуществления договорных отношений между перевозчиками и ООО «Белтранс».

Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых ограничений для привлечения перевозчиками в индивидуальном порядке кредитных организаций в целях организации работы по оказанию услуг безналичной оплаты проезда пассажиров.

Центральный банк РФ ответом от 29.01.2018 № 45-25/283, представленным в Белгородское УФАС России, в отношении осуществляемой деятельности ООО «Белтранс», рассматриваемой в рамках настоящего дела, сообщил следующее.

В деятельности ООО «Белтранс» отсутствуют признаки деятельности субъектов национальной платежной системы, а также признаки осуществления банковских операций. Пунктом 1.10 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее – Положение № 266-П) предусмотрено, что кредитная организация осуществляет эквайринг банковских карт в соответствии с законодательством РФ, Положением № 266-П, иными нормативными актами Банка России, договорами, в том числе правилами платежных систем. При этом Положение № 266-П требований к торгово-сервисным предприятиям, с которыми кредитные организации-эквайреры вправе заключать договоры эквайринга, не содержит. Порядок оказания кредитной организацией услуг эквайринга организациям торговли (услуг) относится к предметной области правил платежной системы, с учетом положений которых должен решаться вопрос о допустимости заключения договора эквайринга в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, из представленных ЦБ РФ сведений следует, что кредитная организация самостоятельно, в соответствии с законодательством РФ, Положением № 266-П, иными нормативными актами Банка России, договорами, в том числе правилами платежных систем, решает вопрос о допустимости заключения договора эквайринга в конкретной ситуации.

Вместе с тем, в полномочия Комиссии не входят функции по надзору в национальной платежной системе. Таким образом, договор эквайринга между Банком ГПБ и ООО «Белтранс» заключен правомерно, при этом его наличие не создает препятствий другим хозяйствующим субъектам для входа на рынок по оказанию услуг по безналичной оплате проезда пассажиров.

Представитель ООО «Белтранс» к заседанию Комиссии Белгородского УФАС России 30.01.2018, 01.03.2018 представил сведения о реквизитах проездных билетов, выдаваемых терминалами безналичной оплаты для проезда пассажира в общественном транспорте на территории Губкинского городского округа, с подтверждающими документами – проездными билетами, в которых указано обязательное, в соответствии с законодательством, наименование перевозчика, а также копию квитанции из личного кабинета пассажира, размещенную на ресурсе Банка ГПБ в информационной сети «Интернет». В представленных документах ООО «Белтранс» не указано в качестве перевозчика. Таким образом, довод заявителя, о неправомерности указания ООО «Белтранс» в качестве перевозчика в документах подтверждающих оплату проезда, отклоняется.

На заседании Комиссии 01.03.2018 <> было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле представителей Админстрации, Банка ГПБ, ПАО «Сбербанк». Комиссией указанное ходатайство было отклонено в связи с достаточностью имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» и ООО «Белтранс» нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В соответствии с п. 2.2 раздела 2 Устава муниципального бюджетного учреждения «Губкинский пассажирский автосервис», утвержденного постановлением администрации Губкинского городского округа от 23.07.2012 № 1457-па (далее - Устав), целью создания Учреждения является предоставление транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно п. 2.2.1-2.2.5 раздела 2 Положения об организации транспортного обслуживания населения Губкинского городского округа, утвержденного постановлением администрации Губкинского городского округа Белгородской обл. от 10.05.2016 № 877-па, МБУ «Губкинский пассажирский автосервис»:

  • заключает муниципальные контракты на осуществление регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • утверждает документацию о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
  • проводит открытый конкурс направо осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
  • оформляет, переоформляет и выдает свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам и карты этих маршрутов;
  • организует и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам;

Из вышеизложенного следует, что МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» осуществляет функцию органа местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения.

В соответствии с п. 2.5 Устава к приносящей доход деятельности Учреждения относятся:

  • внутригородские автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию;
  • пригородные автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию;
  • междугородные автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию;
  • обеспечение транспортной работы по обслуживанию автобусных маршрутов согласно утверждённому графику;
  • предоставление транспортных услуг по заказному маршруту;
  • деятельность терминалов (здание диспетчерского пункта и т.п.);
  • специализированная розничная торговля непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки;
  • прочая вспомогательная транспортная деятельность.

Согласно протоколу заседания комиссии по подведению итогов конкурса на право заключения договоров на пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования от 25.04.2017, транспортное средство, принадлежащее МБУ «Губкинский пассажирский автосервис», участвовало в указанном конкурсе, проведенном Администрацией в период с 17 по 21 апреля 2017 года. По результатам конкурса МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» выдано свидетельство на право осуществления маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. При этом представителем МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» подтвержден факт использования указанного транспортного средства при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Губкинского городского округа, в соответствии с утвержденным графиком и расписанием движения.

Следовательно, МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» как учреждение, осуществляющее функцию органа местного самоуправления, осуществляет функцию хозяйствующего субъекта по оказанию услуг по осуществлению пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории Губкинского городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о возможном наличии признаков нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при наделении хозяйствующего субъекта - МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» функциями и правами органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса об установления признаков нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции и принятия мер реагирования.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Белгородского УФАС России,

РЕШИЛА:

1) Рассмотрение дела № 428-17-АЗ в отношении МБУ «Губкинский пассажирский автосервис» и ООО «Белтранс» прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях.

2) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для установления признаков нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принятия мер реагирования.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны