Решение б/н Решение по делу № 439-15-АЗ от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Росгосстрах»

 

140002, Московская область, г.Люберцы, ул.Парковая, д.3;

 

<…>

 

Р Е Ш Е Н И Е

(извлечение)

                                                                                                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2015 года.                         г. Белгород

Решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <…>–  руководитель Белгородского УФАС России;

члены комиссии:

<…>– главный специалист-эксперт отдела рынков естественных монополий Белгородского УФАС России;

<…>– главный юрисконсульт юридического отдела отделения по Белгородской области Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу;

<…>– экономист 1 категории отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля отделения по Белгородской области Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу

при участии:

-от заявителя: <…> не явился, уведомлен надлежащим образом,

-от ответчика по делу: представитель ООО «Росгосстрах» по доверенности от 18.12.2013 года<…>.;

- от заинтересованного лица: <…> не явилась, уведомлена надлежащим образом.

рассмотрев дело № 439-15-АЗ по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г.Люберцы, ул.Парковая, д.3) требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) поступило заявление<…>. (вх.№ 2647) на действия ООО «Росгосстрах» (в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Белгородской области страховой отдел в г.Белгороде), выразившихся в неприменении понижающего коэффициента страхового тарифа (КБМ) при заключении договора ОСАГО.

Как следует из поданного заявления, гражданская ответственность<…>, как владельца транспортного средства Chevrole Aveo <…> до 28.06.2014 года была застрахована в СПАО «Ингосстрах». Страховых случаев по вине <…> не наступало. Также, в договорах ОСАГО, заключенных между <…>и СПАО «Ингосстрах» до 28.06.2014 года, указывалось лицо, допущенное к управлению указанным автомобилем супруга –<…>, страховых случаев по вине супруги<…> также не наступало.

В период с 30.06.2014 года по 29.06.2015 года гражданская ответственность <…> была застрахована в ООО «Росгосстрах» (страховой полис серии ССС № 0674187001 от 30.06.2014 года).

Также, как следует из заявления<…>., при оформлении страхового полиса 30.06.2015 года в ООО «Росгосстрах», сотрудник страховой компании пояснила, что в 2014 году произошло обнуление базы, в связи с чем, значение понижающего коэффициента (КБМ) y <…> находится на уровне 4 класса. Также сотрудник ООО «Росгосстрах» пояснил, что до тех пор, пока Российский Союз Автостраховщиков (далее – РСА) не внесет изменения в АИС РСА о классе водителей, на других условиях заключение договора невозможно.

<…> также указано в заявлении на то, что данный договор ОСАГО он был вынужден заключить на невыгодных для себя условиях, исходя из сложившейся ситуации.

При обращении в РСА, <…> было дано разъяснение по данной сложившейся ситуации, из которого следует, что обнуление базы РСА не производилось, внесение изменений в РСА о классе страхования водителей производится непосредственно самим страховщиком.

После чего, заявитель обратился в филиал ООО «Росгосстрах» по Белгородской области с письменным заявлением о перерасчете страховой премии и возврате излишне уплаченной суммы страховой премии. Данное заявление осталось без удовлетворения  и без ответа.

Белгородским УФАС России направлен запрос в РСА о представлении информации о значениях понижающего коэффициента <…>., вносимых всеми страховыми компаниями, с какими у <…> был заключен договора ОСАГО.

Как следует из письменных пояснений РСА, представленных в Белгородское УФАС России, в автоматизированной системе обязательного страхования  (далее АИС РСА) имеются сведения о страховании гражданской ответственности водителя <…> по следующим договорам ОСАГО:

- <…> со сроком действия с 29.06.2011 по 28.06.2012, заключен со СПАО «Ингосстрах», у <...> класс страхования – 4 (КБМ=0,95), у <…> класс страхования – 3 (КБМ=1);

- <…> со сроком действия с 29.06.2012 по 28.06.2013 года, заключен со  СПАО «Ингосстрах», у <…> класс страхования – 5 (КБМ=0,9), у <…> класс страхования – 4 (КБМ=0,95);

- <…> со сроком действия  с 29.06.2013 по 28.06.2014 года, заключен со СПАО «Ингосстрах», у <…> класс страхования – 6 (КБМ=0,85), у <…> класс страхования – 5 (КБМ=0,95);

- <…> со сроком действия  с 30.06.2014 по 29.06.2015 года, заключен с ООО «Росгосстрах», у <…> класс страхования – 3 (КБМ=1), у<…>. класс страхования – 3 (КБМ=1);

 - <…> со сроком действия с 30.06.2015 по 29.06.2015 года, заключен с ООО «Росгосстрах», у <…> класс страхования – 4 (КБМ=0,95), у <…> класс страхования – 4 (КБМ=0,95).

РСА также представлены сведения из АИС РСА по водителю <…> в отношении еще одного договора ОСАГО<…>, заключенного с  ЗАО «МАКС» со сроком действия с 08.05.2015 года по 07.05.2016 года, где данный водитель имеет класс страхования 6 (КБМ=0,85).

Информация о страховых случаях по указанным договорам в АИС РСА отсутствует.

Как следует из пояснений ООО «Росгосстрах», представленных в Белгородское УФАС России (вх.№ 2904) по факту неприменения понижающего коэффициента<…>., страховая премия рассчитывалась страховщиком как произведение базовых ставок  и коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию в соответствии с порядком применения  страховщиками страховых тарифов при определении страховой премии по договору ОСАГО, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с указанием Банка России от 19.09.2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при расчете страховой премии <…> Общество применило вышеуказанные нормы закона и подзаконного нормативного акта, в связи с чем произведен расчет страховой премии, который соответствует требованиям законодательства в области страховой деятельности.

Как следует из пояснений заявителя, данных в ходе рассмотрения дела, при обращении в страховую компанию ООО «Росгосстрах» в 2014 году страховщику были представлены все документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и необходимые для заключения договора ОСАГО. При обращении за заключением договора ОСАГО в 2015 году в ООО «Росгосстрах» также представлены все необходимые документы. Сотрудником ООО «Росгосстрах», производившим оформление договора ОСАГО отказано в применении скидки с учетом коэффициента бонус-малус за безаварийное вождение, поскольку в 2014 году произощло обнуление базы данных РСА. Также сотрудник ООО «Росгосстрах» пояснил, что до тех пор, пока РСА не внесет изменения в АИС РСА о классе водителей, на других условиях заключение договора невозможно. При обращении в РСА, было дано пояснение, согласно которому, обнуления базы данных не происходило, заявителя ввели в заблуждение.

Как следует из пояснений представителя ООО «Росгосстрах», данных в ходе рассмотрения дела, оформление страхового полиса в 2014 году с гр.<…> происходило в момент слияния АИС РСА, в момент обращения за заключением договора ОСАГО у ООО «Росгосстрах» не было сведений о значении понижающего коэффициента КБМ <…> Конкретную причину отсутствия сведений у сотрудника ООО «Росгосстрах» в момент заключения договора ОСАГО в 2014 году с <…> представитель ООО «Росгосстрах» пояснить не смог. В 2015 году ООО «Росгосстрах» по обращению <…> выявило излишне уплаченную страховую премию и предприняло все необходимые меры для ее возврата заявителю. В подтверждение данного факта ООО «Росгосстрах» представлены копии письма от 01.12.2015 года исх.№ 45069/16, платежного поручения № 15016848 от 16.12.2015, платежного поручения №15016850 от 16.12.2015 года.

 

Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав материалы дела, действующее законодательство, регулирующее страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Комиссия пришла к следующим выводам.

Правовое регулирование в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) с 11.10.2014 года осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации, включающего нормы и требования Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации»,
Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 № 431-П, Указанием Банка России от 19.09.2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России № 3384-У).

До 11.10.2014 года правовое регулирование в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществлялось в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации, также включающего нормы и требования ГК РФ, Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации»,
Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и нормы, закрепленные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1  «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В соответствии с понятиями, данными в статье 2 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО):

страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 В силу статьи 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

В силу части 2 статьи 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

Порядок осуществления обязательного страхования, в соответствии со статьей 15 Закона об ОСАГО включает в себя процедуру оформления договора страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) в соответствии с Законом об ОСАГО – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом, и является публичным (статья 1 Закона об ОСАГО).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 № 267-ФЗ   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и действовавшим до 11.10.2014 года

при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 3 Указания Банка России № 3374-У сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года № 34204.

Также, в соответствии с пунктом 5 Указания Банка России № 3374-У по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

Согласно требованиям, установленным пунктом 7 Указания Банка России № 3374-У, для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

Как следует из страхового полиса ОСАГО <…> со сроком действия  с 29.06.2013 по 28.06.2014 года, выданного СПАО «Ингосстрах», <…> присвоен класс страхования – 6 (КБМ=0,85, <…> присвоен  класс страхования – 5 (КБМ=0,95).

Также, согласно сведениям об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования<…>, составленным СПАО «Ингосстрах» 21.06.2013 года, класс страхования, присвоенный СПАО «Ингосстрах» по данного договору водителю<…>– 6 (КБМ=0,85); класс страхования, присвоенный СПАО «Ингосстрах» по данному договору<…> – 5 (КБМ=0,95).

При заключении договора ОСАГО между <…> и ООО «Росгосстрах» 30.06.2014 года (страховой полис серия<…>), сотрудником ООО «Росгосстрах» при расчете страховой премии не применено значение понижающего коэффициента КБМ, присвоенного водителю <…> и водителю <…>.

Согласно сведениям, представленным РСА на запрос Белгородского УФАС России, между ЗАО «МАКС» и <…>заключен договор ОСАГО (страховой полис серии <…> от 08.05.2015 года), где сотрудником страховой компании ЗАО «МАКС» при расчете страховой премии применен понижающий коэффициент, соответствующий 6 классу страхования.

При оформлении последнего договора ОСАГО от 30.06.2015 года (страховой полис серии<…>) сотрудником ООО «Росгосстрах» при расчете страховой премии применено значение коэффициента КБМ для данного водителя, соответствующее 4 классу страхования.

Более того, как следует из пояснений, данных <…> в Белгородском УФАС России, сотрудник ООО «Росгосстрах» пояснила, что в 2014 году произошло обнуление базы, в связи с чем, значение понижающего коэффициента (КБМ) у <…> cнаходится на уровне 4 класса. Также сотрудник ООО «Росгосстрах» пояснил, что до тех пор, пока РСА не внесет изменения в АИС РСА о классе водителей, на других условиях заключение договора невозможно.

Доказательств отсутствия технической возможности связи с РСА у ООО «Росгосстрах» при заключении договора ОСАГО 30.06.2014 года с <…> в материалы дела не представлено. Таким образом, при заключении договора ОСАГО в 2014 году с гр.<…> у ООО «Росгосстрах» имелась возможность получения из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", данных для определения класса собственника транспортного средства (водителя). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Из вышеизложенного следует, ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО с<…>, как в 2014 году, так и в 2015 году располагало сведениями о значениях понижающего коэффициента страхового тарифа (КБМ) водителя <…> и сознательно их не применило.

Также, исходя из представленных ООО «Росгосстрах» в Белгородское УФАС России сведений, <…> как в 2014, так и в 2015 году уплатил излишнюю сумму страховой премии при заключении договора ОСАГО в ООО «Росгосстрах».

 

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)». Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Проведенный Белгородским УФАС России анализ рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств  в географических границах Белгородской области в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, позволяет сделать вывод о том, что ООО «Росгосстрах» доминирует на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Белгородской области за период с 01.01.2012 года по 30.06.2015 года. Так, доля ООО «Росгосстрах» на рынке ОСАГО на территории Белгородской области составляет: в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 года (включительно) 47,32%; в период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года (включительно) 30,46%; в период с 01.10.2014 года по 31.12.2014 года (включительно) 41,1%; в период с 01.01.2015 года по 30.06.2015 года (включительно) 45,5%.

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Белгородской области путем неприменения значения понижающего коэффициента (КБМ) при расчете страховых тарифов в 2014 году и в 2015 году при заключении договора ОСАГО, которое повлияло на конечную стоимость полиса ОСАГО – страховую премию, ущемляют права <…>и тем самым нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Росгосстрах» своими действиями при заключении договора ОСАГО с <…> в 2014 году и в 2015 году злоупотребило доминирующим положением на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Белгородской области путем неприменения значения понижающего коэффициента (КБМ) при расчете страховых тарифов, которое повлияло на конечную стоимость полиса ОСАГО – страховую премию <…> чем нарушило требования, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные действия ООО «Росгосстрах» ущемили права<…>, обратившегося к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО.

В связи с устранением вышеуказанного нарушения ООО «Росгосстрах» в добровольном порядке, о чем свидетельствуют копии платежных поручений от 16.12.2015 года оснований для выдачи предписания у Белгородского УФАС России не имеется.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А :

  1. Признать действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Белгородской области путем неприменения значения понижающего коэффициента (КБМ) при расчете страховых тарифов, которое повлияло на конечную стоимость полиса ОСАГО – страховую премию, при заключении договора ОСАГО с <…> в ООО «Росгосстрах», нарушением требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Рассмотрение дела № 439-15-АЗ в отношении ООО «Росгосстрах» производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Росгосстрах» не выдавать.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                   

 

Члены комиссии:                                                                                                

     

        

       

       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны