Решение б/н Решение по делу № 467-15-АЗ от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

308000, г.Белгород, пр-т Славы, д.41

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

(извлечение)

                                                                                                                                   г. Белгород

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 02 марта 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – Белгородское УФАС России), члены Комиссии:   начальник отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России; главный специалист-эксперт отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС России,

при участии:

            -от заявителя: заявитель не явился, уведомлены надлежащим образом;

- от ответчика по делу: представитель ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» по доверенности № 2 от 01.01.2015 года<…>,

рассмотрев дело № 467-15-АЗ по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (308000, г.Белгород, пр-т Славы, д.41) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В  Белгородское УФАС России поступило заявление <…>(вх. № 2804) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», которые выразились в ущемлении интересов <…> действиями по необоснованному начислению задолженности за потребление газа по нормативам потребления.

 По мнению заявителя, ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» данными действиями нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Как следует из материалов заявления, между ООО «Белрегионгаз» (ныне - ООО «Газпром межрегионгаз Белгород») и <..> 30.10.2007 года заключен договор на оказание услуг по газоснабжению населения по прибору учета газа – газовому счетчику. Согласно акту установки прибора учета газа от 14.01.2013 года, в домовладении <…> по вышеуказанному адресу установлен счетчик газа СГМН-1 G6 2013 года выпуска с заводским номером 3392897. Дата поверки данного счетчика газа, согласно данному акту установки счетчика газа от 17.01.2014 года, наступает 04.02.2021 года.

В соответствии с актом обследования системы газоснабжения от 30.07.2015 года, проводимого сотрудниками ТУРГ в г.Белгороде ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в домовладении абонента<…>,  установлено, что пломба прибора учета газа  - счетчика газа - СГМН-1 G6 2013 года выпуска завода-изготовителя «Беломо» с заводским номером 3392897 на контрагайках № 072893 не нарушена, нарушений пломбы на счетном механизме № 24227 (плохо видно) не установлено, КЗН № 1037 нарушена, нарушений целостности корпуса и счетного механизма при проведении проверки не установлено, шумов при работе нет, наличие сколов, следов вскрытия не установлено, наличие врезок до счетчика газа нет. Проверка работоспособности прибора учета газа производилась работниками ТУРГ на сильном огне 2-х работающих конфорок газовой плиты в течение 1 мин. Как указано в данном акте проверки, счетчик газа при работающих 2-х конфорках газовой плиты при воздействии на него постоянных магнитных полей (обеспеченных магнитом, подтвержденный сертификатом соответствия № СДС.ТП.С.04586-14),  не производит учет проходящего через него газа, что согласно письму завода-изготовителя от 23.03.2015 года № 32/101, свидетельствует о его неисправности.

Согласно письменным пояснениям, содержащимся в сопроводительном письме ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» (вх.№ 2974), в ходе проведения проверки системы газоснабжения абонента <…> представителями поставщика была выявлена неисправность прибора учета газа. Установлено, что прибор учета газа не реагирует на  работу газоиспользующих приборов при воздействии на него магнитных полей. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования системы газоснабжения  от 30.07.2015 года. От проведения экспертизы прибора учета газа абонент отказался. В соответствии с п. 81 (12) Правил предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, прибор учета считается вышедшим из строя в случае не отображения результатов измерений. Неисправность прибора учета, по мнению ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» также подтверждается письмом завода-изготовителя ОАО «Минский механический завод имени С.И. Вавилова» № 32/101 от 23.03.2015 года. На корпусе счетчика газа установлены пломбы поставщика газа 053301, КЗН 111256, 111255 в целях предотвращения разборки корпуса  СГ и счетного механизма.

 В связи с этим, расчет потребленного газа за период с 31.01.2015 года по 04.08.2015 года произведено исходя из нормативов потребления.

После установки 05.08.2015 года нового прибора учета газа (СГМН-1, G-6 заводской номер <...>   расчеты за потребленный газ  по лицевому счету производятся  на оснований показаний прибора учета газа.

            После чего заявитель обратился в ФБУ «Белгородский ЦСМ» за проведением поверки прибора учета газа СГМН-1 G6 2013 года выпуска завода-изготовителя «Беломо» с заводским номером 3392897. По результатам проверки прибора учета газа ФБУ «Белгородский ЦСМ» 07.08.2015 года выдан формуляр заключения о прохождении поверки данного прибора учета газа, в соответствии с которым, прибор учета газа  СГМН-1 G6 2013 года выпуска с заводским номером 3392897 признан годным к эксплуатации.

Как следует из самого заявления<…>, заявитель обратился с данным заключением к руководителю абонентского отдела, расположенного по адресу: г.Белгород, пер.5-й Заводской, 38<…>, которым в свою очередь сделан вывод, что заключение, сделанное ФБУ «Белгородский ЦСМ» не имеет юридической силы  и, заявив о доминирующем положении на рынке услуг по поставке газа в Белгородской области, заявил абоненту об угрозе в отключении газа.

По признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» Белгородским УФАС России было возбуждено дело № 467-15-АЗ.

Согласно пояснениям представителя ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», данным в ходе рассмотрения дела, проверка проводилась согласно требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», абонент от проведения экспертизы прибора учета газа отказался. Также пояснил, что при проведении поверки в ФБУ «Белгородский ЦСМ» воздействие магнитным полем на приборы учета газа сотрудниками поверочной организации не проводится. Уведомлений о предстоящем приостановлении подачи газа в адрес абонента <…>поставщиком газа не направлялось. Пояснил, что <…>действительно работает в ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», однако никаких действий по угрозе приостановления подачи газа в домовладение <…>им не осуществлялось.

Белгородским УФАС России также был направлен запрос в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по вопросу применения магнитного поля при проведении поверки счетчиков газа (исх.№ 4697/3).

На данный запрос Белгородского УФАС России Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечении единства измерений Минпромторга России совместно с Росстандартом представил следующие сведения.

Если поверка счетчика газа осуществляется по ГОСТ 8.324-2002 «ГСИ. Счетчики газа. Методика поверки», то по данной методике проверка воздействия на прибор учета постоянного магнитного поля не предусматривается. Если на счетчик газа во время испытаний в целях утверждения типа измерений была разработана индивидуальная методика поверки, то такая проверка возможна. Если счетчик газа не производит учет газа под воздействием постоянного магнитного поля, то его можно признать неработоспособным  (неисправным) без проведения экспертизы на предмет постороннего вмешательства в механизм счетчика.

 Однако, если влияние постоянного магнитного поля на результаты показаний счетчика отражено в его технической документации  фирмой-изготовителем, то следует соблюдать условия эксплуатации данного прибора. Остановка счетного механизма  счетчика газа под воздействием магнитного поля невозможна, если в конструкцию счетчика  не были внесены несанкционированные настройки и вмешательства, или если иное  не оговорено в технической документации фирмой-изготовителем.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела на предмет соответствия действующему законодательству, Комиссия пришла к следующим выводам.

Правовое регулирование в сфере поставок природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее – Правила поставки газа) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» и <…> 30.10.2007 года заключен договор на оказание услуг по газоснабжению населения по прибору учета газа – газовому счетчику.

В соответствии с требованиями, установленными подпунктом «а» пункта 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.

В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа, при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Согласно пункту 25  Правил поставки газа, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Согласно пункту 27 Правил поставки газа, определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 55 Правил поставки газа, результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения:

а) дата и место проведения проверки;

б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка;

в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность;

г) показания приборов учета газа;

д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу;

е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись.

В соответствии с пунктом 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Как следует из акта обследования системы газоснабжения от 30.07.2015 года, проводимого сотрудниками ТУРГ в г.Белгороде ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в домовладении абонента<…>, проверка работоспособности прибора учета газа производилась работниками ТУРГ на сильном огне 2-х работающих конфорок газовой плиты в течение 1 мин. Как указано в данном акте проверки, счетчик газа при работающих 2-х конфорках газовой плиты при воздействии на него постоянных магнитных полей (обеспеченных магнитом, подтвержденный сертификатом соответствия № СДС.ТП.С.04586-14), не производит учет проходящего через него газа, что согласно письму завода-изготовителя от 23.03.2015 года № 32/101, свидетельствует о его неисправности.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными Минпромторгом России по вопросу применения магнитного поля при проведении поверки счетчиков газа (исх.№ 4697/3), если счетчик газа не производит учет газа под воздействием постоянного магнитного поля, то его можно признать неработоспособным (неисправным) без проведения экспертизы на предмет постороннего вмешательства в механизм счетчика.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В редакции Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действовавшей до 05.01.2016 года частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

   Приказом Белгородского УФАС России от 09.07.2003 года № 97 ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами  в целях их применения установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке услуг по обеспечению природным газом населения, хозяйствующих субъектов, прочих организаций и учреждений в географических границах Белгородской области.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" изменена и с 05.01.2016 года предусматривает следующие положения: «Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей».

Таким образом, основания для квалификации действий ООО «Газпром межрегионгаз Белгород», как нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов абонента<…>, у Белгородского УФАС России отсутствуют.

Руководствуясь статьей 4, статьей 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А :

  1. Прекратить производство по делу № 467-15-АЗ, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Белгородской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии                                                                                  

 

Члены комиссии                                                                                               

                                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны