Решение б/н Дело № 508-15-Т решение по жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 15 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКУ «Отдел капитального строительства администрации Белгородского района»

ул. Мичурина, 39-А, оф. 212,

г. Белгород, 308001

 

Администрация Белгородского района

ул. Шершнева, 1а, г. Белгород, 308007

 

ООО «СТРОЙТЕХГРУПП»

ул. Бр. Башиловых, 15/4, оф. 52,

г. Оренбург, 460022

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 Милютинский пер., д. 10, стр. 4,

  г. Москва, 101000

 

 

 Дело № 508-15-Т

 

 

 

                                                                      

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена  11.01.2016                                         г. Белгород 

Решение в полном объеме изготовлено  13.01.2016

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 29.12.2015 № 440 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (далее – Комиссия), в составе: председатель Комиссии: <…> – руководитель Белгородского УФАС России; члены Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт Белгородского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт Белгородского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика – Муниципального казенного учреждения «Отдел капитального строительства Администрации Белгородского района» (далее – МКУ «ОКС Администрации Белгородского района») <…> (доверенность от 06.05.2014 № 142), уполномоченного органа – Администрации Белгородского района Мирошниченко С.В. (доверенность от 27.11.2015 № 1463исх), в отсутствии представителя заявителя – ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела № 508-15-Т по жалобе ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт МОУ «Яснозоринская СОШ» (закупка № 0126300029115000934) (далее – Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013  № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (далее - Заявитель)  на положения документации об Аукционе.

В жалобе Заявитель указал, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1. В нарушение положений Закона о контрактной системе в проекте контракта не предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта с учетом статьи 37 Закона о контрактной системе;

2. В документации об Аукционе не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. В нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;

4. Установленное в документации об Аукционе требование о наличии допуска СРО исключительно на генподряд ограничивает возможность участия в аукционе участников закупки, которые имеют  допуски СРО на выполнение конкретных видов работ и могут самостоятельно выполнить работы по объекту закупки без привлечения субподрядчиков.

Заказчик – МКУ «ОКС Администрации Белгородского района» с доводами жалобы по пункту 3 согласился. По пунктам 1, 2 и 4 считает жалобу не обоснованной.

Уполномоченный орган – Администрация Белгородского района поддержал позицию заказчика, считает жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» по доводам, изложенным в пунктах 1, 2 и 4, необоснованной.

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП», заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.11.2015 размещены извещение и документация об Аукционе.

Объект закупки – строительно-монтажные работы по объекту: «Капитальный ремонт МОУ «Яснозоринская СОШ».

Начальная (максимальная) цена контракта 18 900 000,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» контракт по результатам Аукциона не заключен.

1. В силу ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Извещением, пунктом 19 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе, а также пунктом 2.16 проекта контракта установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 890 000,00 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Как следует из материалов дела, вышеуказанные антидемпинговые меры предусмотрены Частью 6 «Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта, а также информация о банковском сопровождении контракта» Раздела I документации об Аукционе. 

Обязанности по указанию таких мер в проекте контракта Закон о контрактной системе не содержит.

С учетом вышеизложенного, доводы заявителя об отсутствии в проекте контракта документации об Аукционе условий, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, являются необоснованными.

2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 утверждены  Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.

Из пунктов 2,3 Правил следует, что требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении следующих видов товаров:

-    товары согласно приложению к Правилам (подпункт «а» пункта3);

- товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил (подпункт «б» пункта 3);

- товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (подпункт «в» пункта 3).

В соответствии с пунктом 4 Правил в случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

Требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 Правил, утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 N 88.  Согласно пункту 2 данных Требований с 1 января 2012 г. поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A". Перечень  категорий товаров (с учетом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, утвержден приказом Минпромторга РФ от 07.09.2010 N 769.

Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

При рассмотрении дела Комиссией установлено, что в ходе выполнения работ в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности – Блоки оконные ПВХ.

Требования энергетической эффективности в отношении блоков оконных ПВХ установлены в п. 37 Технического задания документации об Аукционе.

При таких обстоятельствах, Комиссия не находит оснований для вывода об обоснованности доводов ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» в части отсутствия в документации об Аукционе предусмотренных Правилами требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг).

3. Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе  в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Исходя из ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Документацией об Аукционе (пункты 19 и 20 Информационной карты) предусмотрено обеспечение исполнения контракта участником закупки, с которым заключается контракт, в виде предоставления банковской гарантии, либо внесением денежных средств на счет заказчика. Размер обеспечения равен 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 890 000,00 рублей.

Анализ документации об Аукционе показал, что проект контракта документации об Аукционе в нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе не содержит обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 21 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника закупки требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ: III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Согласно пункту 24 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об Аукционе копия указанного свидетельства подлежит представлению в составе второй части заявки на участие в Аукционе.

 В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе следует, что документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, либо копии таких документов должны содержаться в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

 В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

 Согласно ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Во исполнение положений ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

  Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов Жилищно-гражданского строительства в данный Перечень включены (пункт 33.3 Раздела III Перечня).

  Следовательно, для выполнения работ по объекту закупки Аукциона необходимо наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

  При таких обстоятельствах, довод заявителя о неправомерности установления в документации об Аукционе требования к участникам закупки об обязательном наличии допуска СРО к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства без возможности предоставления допусков СРО на выполнение конкретных видов работ, не нашел своего подтверждения.

 Кроме того, как следует из письма ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19714 требование о наличии у участника закупки в качестве условия допуска к участию в аукционе свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является неправомерным.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» обоснованной в части отсутствия в проекте контракта обязательного условия о сроках возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

2. Признать в действиях МКУ «Отдел капитального строительства администрации Белгородского района» нарушение части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013  № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части   настоящего решения.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                            <…>

 

Члены Комиссии:                                                                        <…>

 

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны