Решение №581/5 Дело № 437-14-АЗ решение в отношении Департаментом здравоохр... от 17 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   13.02.2015 № 581/5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

Свято-Троицкий бульвар, д. 18,

г. Белгород, 308005

 

 

 

ООО «Гемодинамика»

ул. Искры, д. 31, корп. 1, оф. 632, г. Москва, 129344

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                  г. Белгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 февраля 2015 года.

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителя ООО «Гемодинамика» (далее – Заявитель) <…>, представителей Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области <…>, <…>, <…>, <…> рассмотрев дело № 437-14-АЗ по признакам нарушения Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области частей 2,3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

            В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Гемодинамика» на противоправные действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для реанимации 1 для ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа» на 2014 год.

            Рассмотрев жалобу, документы, поступившие от Департамента здравоохранения и социальной защиты населения  Белгородской области (далее – Департамент), Белгородское УФАС России обнаружило в действиях Департамента признаки нарушения антимонопольного законодательства.

            Как следует из жалобы и приложенных документов 28.10.2014 проведен электронный аукцион № 0126200000414003656-2 на поставку изделий медицинского назначения для реанимации 1 для ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа» на 2014 год. Заказчиком закупки является Департамент.

В спецификации Приложение № 1 Документации об электронном аукционе указаны позиции которые являются описанием уникальных расходных материалов, соответствующих продукции единственного производителя. Объединение в один лот с иными расходными материалами в количестве 120 позиций, ограничивают в возможности подачи заявки как поставщиками, так и производителями расходных материалов.

Указанное описание объекта закупки может свидетельствовать о том, что конкретному хозяйствующему субъекту созданы преимущественные условия.

Указанные в документации расходные материалы подразумевают их применение с конкретным оборудованием для обеспечения его функционирования, вместе с тем, применение иных расходных материалов, которые являются предметом закупки в рамках лота не связано с оборудованием.

Таким образом, Заказчиком помимо уникального расходного материала в состав одного лота объединена продукция функционально не взаимосвязанная, что может ограничить число участников закупки и, следовательно, приводит к ограничению конкуренции.

В соответствии со ст..8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершением заказчиком любых действий которые в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.

В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил, что при объединении в один лот технологически и функционально не связанной продукции допустимо при условии отсутствия ограничения количества участников размещения заказа.

При размещении заказа на поставку различных, функционально и технологически не связанных, товаров заказчик обязан формировать отдельные лоты по каждому установленному им товару, производить обоснование начальной (максимальной) цены каждого лота с указанием цены по каждому лоту, а также заключать самостоятельные контракты на поставку каждого из таких товаров в соответствии со сформированными лотами.

Департаментом при проведении аукциона в один лот были включены медицинские изделия различные по направлению применения, по сфере применения, по функциональному назначению.

Многие, из перечисленных а аукционной документации изделий медицинского назначения являются общими и могут быть использованы в других направлениях медицины.

Обусловливать включение в один лот функционально и технологически не связанных между собой товаров общей целью их использования «непрерывный процесс оказания специализированной медицинской помощи в условиях реанимационного отделения» не правомерно.

Функциональная связь проявляется в едином назначении товаров и необходимости в совместимости одного товара с другим.

Кроме того, в состав одного лота были включены уникальные расходные материалы, соответствующие продукции только конкретных производителей и иные не исключительные» расходные материалы в количестве 120 штук.

Представители Департамента пояснили Комиссии, что в соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о закупках в техническом задании документации об электронном аукционе заказчиком указаны технические характеристики товара, являющегося объектом закупки, что дает достаточное представление о потребностях заказчика.

Заказчик, реализуя нормы Закона о контрактной системе, в документации об аукционе установил показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара и необходимые для качественного оказания медицинской помощи, которые не ограничивают участников закупки в возможности подать заявку на участие в аукционе в соответствии с установленными требованиями.

Заказчик вправе включить в документацию такие требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Все указанные в лоте изделия медицинского назначения технологически и функционально связаны единым назначением – непрерывным процессом оказания специализированной медицинской помощи в условия реанимационного отделения многопрофильного стационара.

Лот составлен таким образом, что все изделия медицинского назначения используются в одном технологическом процессе, а именно, для оказания реанимационной помощи пациентам с различной патологией, данный лот содержит комплекс технологически и функционально связанных между собой расходных материалов, обеспечивающих проведение совокупности мероприятий по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти, восстановлению резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. Совокупность, вышеперечисленных мероприятий производится с применением множества соответствующих устройств и принадлежностей, и отсутствие по качеству, количеству или функциональным характеристикам влечёт за собой невозможность полноценного оказания необходимой медицинской помощи.

Все изделия медицинского назначения в момент оказания медицинской помощи востребованы в равной степени, и в случае отсутствия нужных расходных материалов с указанными характеристиками под угрозу ставится здоровье и жизнь пациентов.

Кроме того, Заявитель не предоставил информацию, подтверждающую довод о том, что лишен права приобрести товар соответствующий потребностям заказчика. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющиеся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации.

Заказчиком, при направлении запроса о получении ценовой информации с целью формирования начальной (максимальной) цены контракта, было получено 5 коммерческих предложений, что подтверждает факт «свободной» продажи продукции без каких либо ограничений. Следовательно, заявленные требования не ограничивают конкуренцию.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, пришла к следующим выводам.

Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим Законом ограничений.

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).

Ст. 8 Закона о контрактной системе  определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом согласно ч. 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пп. 1 п. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов; наименование места происхождения товара или наименование производителя; а также требования к товарам, к информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Таким образом, указанной нормой Закона не установлено запрета заказчику описать объект закупки именно выбранным Департаментом способом.

В ходе заседания Комиссией Белгородского УФАС установлено, что начальная (максимальная) цена электронного аукциона формировалась на основании 5 коммерческих предложений. Соответственно, как минимум пять поставщиков готовы поставить  изделия медицинского назначения в соответствии с требованиями Заказчика.

Между тем, формирование лота обусловлено, прежде всего, предметом закупки и необходимостью достижения необходимых результатов.

Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Факт невозможности участия конкретного участника в электронном аукционе, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров либо невозможностью выполнения каких-либо работ, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств в обоснование того, что примененное заказчиком описание объекта закупки ограничивает количество участников закупки.

При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Белгородского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки, что свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

 

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России

 

                                                           РЕШИЛА

 

прекратить рассмотрение дела № 437-14-АЗ в отношении Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

                                                                                                                      <…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны