Решение б/н Дело № 066-12-АЗ решение предписание в отношении Департамент... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области

Прокуратура Белгородской области

ГУП Белгородской области «Фонд государственного имущества Белгородской области»

РЕШЕНИЕ
(извлечение)


Резолютивная часть решения оглашена 05 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2011 года.


        Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 066-12-АЗ по признакам нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России из прокуратуры Белгородской области поступили материалы проверки деятельности ГУП «Фонд госимущества области».
В ходе рассмотрения материалов прокурорской проверки, в Уставе ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области», утвержденного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 16.11.2011 № 330-р, (далее – Устав) были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 16.03.2012г. № 059 возбуждено настоящие дело в отношении Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии представители прокуратуры Белгородской области пояснили, что прокуратурой проводилась проверка деятельности ГУП «Фонд госимущества», в ходе которой были изучены учредительные документы предприятия.
Было установлено, что предприятие является коммерческим, при этом в Уставе содержаться положения в соответствии с которыми на предприятие возложены функции, выполнение которых относятся к полномочиям органов власти, а именно:
- абзац 2 пункта 2.2 предприятие осуществляет организацию продажи имущества, находящегося в собственности области, осуществляет функции продавца от имени Белгородской области;
- абзац 4 пункта 2.2 предприятие осуществляет организацию проведения публичных торгов по размещению областного заказа на закупку и поставку продукции за счет средств областного бюджета и внебюджетных фондов;
- абзац 16 пункта 2.2 предприятие осуществляет функции Управляющей компании по работе с именными накопительными счетами «Совершеннолетие» с правом инвестирования накопительных на счетах средств в развитие высокодоходных производств, предприятий и иных инвестиционных проектов посредством целевых займов и лизинга;
- абзац 3 пункт 2.1 предприятие осуществляет деятельность в целях эффективного инвестирования и капитализации средств именных накопительных счетов «Совершеннолетие».
Указанные функции могут осуществляться исключительно органами государственной власти.
Указанные положения Устава противоречат части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещено наделять хозяйствующие субъекты функциями органов власти.
Представители ответчика возразили против выводов прокуратуры и пояснили Комиссии следующие.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21.12 2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлено, что компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно
Статьей 13 Закона Белгородской области от 07.06.2011 № 44 «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Белгородской области» определен состав полномочий органов государственной власти Белгородской области в сфере приватизации имущества, находящегося в собственности Белгородской области, в том числе утвержденного плана (программы) приватизации областного имущества; принятие решений об утверждении условий продажи имущества, находящегося в собственности области.
В соответствии с указанным законом организацию продажи имущества, находящегося в собственности области и функции продавца от имени Белгородской области осуществляет государственное специализированное учреждение «Фонд государственного имущества Белгородской области».
Распоряжением правительства Белгородской области от 20.09.2011 года № 490-рп государственное специализированное учреждение «Фонд государственного имущества Белгородской области» реорганизовано в форме преобразования в государственное унитарное предприятие Белгородской области «Фонд государственного имущества Белгородской области».
В рамках организации продажи государственного имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области и выполнения функций продавца от имени Белгородской области ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области осуществляет: информационное обеспечение приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области; проведение торгов в форме аукционов, конкурсов, продажу посредством публичного предложения и без объявления цены; формирование постоянно действующей комиссии по проведению аукционов и конкурсов по продаже имущества Белгородской области и другое в рамках своей компетенции.
При этом исполнение государственной функции по приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Белгородской области, осуществляет Департамент имущественных и земельных Белгородской области.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказа) Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе контракта или на основе гражданско-правового договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт или аукциона на право заключить контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
На основании Закона Белгородской области от 07.02.1995 № 9 «О дополнительных социальных гарантиях молодому поколению» - собственником средств на счетах «Совершеннолетие» до наступления гражданину 18 лет является Белгородская область.
Все работы со «Счетами» осуществляет Управляющая компания - ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» (правопреемник ГСУ «Фонд госимущества области).
Управляющая компания действует как некоммерческая организация: все накопленные на «Счетах» и полученные от инвестирования и капитализации средства направляются на выполнение целей, связанных с увеличением средств на «Счетах».
Представители ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» поддержали позицию Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.
Кроме того добавили, что функции управляющей компании по работе с именными накопительными счетами «Совершеннолетие» были переданы ГСУ «Фонд госимущества области» согласно постановлению губернатора Белгородской области от 26.09.2003 года № 103.
Денежные средства именных накопительных счетов «Совершеннолетие» находятся на обособленном расчетом счете, наработанные средства от инвестирования и капитализации направляются исключительно для увеличения этих средств.
От деятельности по управлению счетами «Совершеннолетие» ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» прибыли не получает.
На вопрос членов Комиссии о получении доходов из областного бюджета за исполнение функций продавца государственного имущества Белгородской области, представители ГУП пояснили, что компенсируются расходы, связанные с организацией продажи имущества.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарное предприятие является коммерческой организацией, основной целью которой является извлечение прибыли.
Согласно пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. В силу пункта 3.3 Устава одним из источников формирования имущества предприятия являются доходы предприятия от его деятельности. Согласно пункта 3.6 Устава предприятие имеет право на использование части прибыли, остающейся после уплаты установленных законодательством налогов, обязательных платежей и перечисления части прибыли в областной бюджет.
Из вышеизложенного следует, что ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» является хозяйствующим субъектом.
Согласно абзаца 2 пункта 2.2 Устава предприятие осуществляет организацию продажи имущества, находящегося в собственности области, осуществляет функции продавца от имени Белгородской области.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2.2 Устава предприятие осуществляет организацию проведения публичных торгов по размещению областного заказа на закупку и поставку продукции за счет средств областного бюджета и внебюджетных фондов.
В силу статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, принадлежит органу государственной власти этого субъекта.
Согласно статьи 4 Закона о размещении заказа Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Таким образом, вышеуказанные полномочия предприятия являются функциями органа государственной власти Белгородской области.
Ссылка ответчика на то, что функции продавца государственного имущества, находящегося в собственности Белгородской области переданы ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» в соответствии со статьей 6 Закона о размещении заказа не может быть принята во внимание, так как согласно части 2 указанной статьи выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Далее, в соответствии с пунктом 2.1 Устава предприятие осуществляет деятельность в целях эффективного инвестирования и капитализации средств именных накопительных счетов «Совершеннолетие».
В указанных целях согласно абзаца 16 пункта 2.2 предприятие осуществляет функции Управляющей компании по работе с именными накопительными счетами «Совершеннолетие» с правом инвестирования накопительных на счетах средств в развитие высокодоходных производств, предприятий и иных инвестиционных проектов посредством целевых займов и лизинга.
В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной
поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Данным правом наделены исключительно органы государственной власти субъекта.
Законом Белгородской области от 07.02.1995 № 9 «О дополнительных социальных гарантиях молодому поколению» предусмотрены меры социальной поддержки гражданам Белгородской области путем открытия каждому новорожденному жителю области именного накопительного счета и зачислению денежных средств из областного бюджета на указанные счета.
Согласно части 4 статьи 1 указанного закона учредителем "Счета" выступает администрация области, осуществляющая первоначальный взнос на каждый "Счет" в размере одной тысячи рублей. Собственником средств на счетах "Совершеннолетие" до наступления гражданину 18 лет является Белгородская область.
В соответствии пунктом «д» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» функции по управлению и распоряжению собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации возложена на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Довод о том, что ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» действуя как управляющая компания именными накопительными счетами «Совершеннолетие» не извлекает прибыли, не соответствует истине.
3 октября 2003 года был заключен Договор о порядке осуществления юридических и иных действий Управляющей компанией в отношении средств именных накопительных счетах «Совершеннолетие» между Департаментом финансов и бюджетной политики правительства администрации Белгородской области и ГСУ «Фонд государственного имущества Белгородской области».
Согласно пункта 3.6 Управляющая компания возмещает свои расходы по работе с именными накопительными счетами «Совершеннолетие» в пределах 1.5% инвестируемых средств с указанных счетов.
Из всего вышеперечисленного следует, что возложив на ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» функции продавца государственного имущества, находящегося в собственности Белгородской области, функцию по управлению именными накопительными счетами «Совершеннолетие» Департамент имущественных и земельных отношений наделил хозяйствующий субъект функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 


Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Белгородского УФАС России

     РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в утверждении распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 16.11.2011 № 330-р абзаца 3 пункта 2.1, абзацев 2. 4, 16 пункта 2.2. Устава ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» согласно которым хозяйствующий субъект наделен функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Выдать Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области предписание о прекращении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в Устав ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» исключающих наделение ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области» функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения  антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 



Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области

Прокуратура Белгородской области

ГУП Белгородской области «Фонд государственного имущества Белгородской области»

 

          
ПРЕДПИСАНИЕ № 56
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)

16 мая 2012 г.         г.Белгород

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 мая 2012 года по делу № 066-12-АЗ о нарушении Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в утверждении распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 16.11.2011 № 330-р абзаца 3 пункта 2.1, абзацев 2. 4, 16 пункта 2.2. Устава ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области», согласно которым хозяйствующий субъект наделен функциями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Для прекращения нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего предписания, внести изменения в Устав ГУП «Фонд государственного имущества Белгородской области», утвержденного распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 16.11.2011 № 330-р, исключающие нарушения антимонопольного законодательства.
3. В срок до 20 июля 2012 года представить в Белгородское УФАС России доказательства об исполнении настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 


Связанные организации

Связанные организации не указаны