Решение б/н Дело № 376-12-АЗ решение, предписание в отношении администра... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 


 

 


Муниципальный совет
муниципального района «Красногвардейский район»
Белгородской области


пл. Соборная, д. 1, г. Бирюч, Красногвардейский район, Белгородская область, 309370

 

 


РЕШЕНИЕ
(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2012
В полном объеме решение изготовлено 03.10.2012

      
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 376-12-АЗ по признакам нарушения Муниципального района Красногвардейского района ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), установила:
В ходе проведения 16.08.2012 выездной внеплановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства Муниципальным советом Красногвардейского района было проанализировано Положение о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав в отношении имущества, утвержденное решением Муниципального совета Красногвардейского района от 19.07.2012 № 9 (далее - Положение).
При анализе указанного Положения были установлено, что в нем содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что муниципальное имущество не может быть предоставлено по договору аренды или иному договору, предусматривающему возмездное использование имущества, лицу, имеющему непогашенную задолженность по арендной или иной плате по ранее заключенным с ним договорам, при отсутствии принятого в установленном порядке решения о предоставлении такому лицу отсрочки по погашению задолженности и (или) согласованного сторонами графика погашения задолженности.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных в пунктах 1-13 данной статьи. Согласно ч. 5 указанной статьи, порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила).
В соответствие с п. 18 Правил, участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
При установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, а именно:
1) отсутствие в отношении участника конкурса или аукциона - юридического лица процедуры ликвидации и/или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса или аукциона - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
2) отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
Установив не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам — потенциальным участникам конкурсов (аукционов) на заключение договора аренды муниципального имущества, Муниципальный совет Красногвардейского района ограничил доступ на право заключения договора аренды муниципального имущества и необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, подпунктом 2.4.1 Положения предусмотрено, что по договору безвозмездного пользования или по иному договору, предусматривающему использование имущества на безвозмездной основе, муниципальное имущество может быть предоставлено, органам государственной власти Белгородской области, государственным органам Белгородской области, государственным учреждениям Белгородской области, государственным унитарным предприятиям Белгородской области.
Согласно ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в пунктах 1-13 данной статьи, в частности государственным органам, органам местного самоуправления (п.2), государственным и муниципальным учреждениям (п.3).
В подпункт 2.4.1 Положения наряду с государственными органами Белгородской области, которым законодательством разрешается передавать в безвозмездное пользование государственное и муниципальное имущество без проведения конкурсов или аукционов, включены и государственные унитарные предприятия, что позволяет сделать вывод о том, что данным подпунктом Положения допускается заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с государственным унитарным предприятием Белгородской области.
Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 113 Гражданского Кодекса РФ государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией. В соответствие с п. 5 ч. 1 с. 4  государственное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом.
Государственные унитарные предприятия под исключения, указанные в пунктах 1-13 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не подпадают, предоставление им, как хозяйствующим субъектам, в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора безвозмездного пользования федеральным законодательством не допускается,
Таким образом, включив в подпункт 2.4.1 Положения государственные унитарные предприятия Белгородской области, Муниципальный совет Красногвардейского района создал дискриминационные условия, при которых государственные унитарные предприятия Белгородской области ставятся в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, что противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создавать дискриминационные условия.
На заседании Комиссии представители Муниципального совета Красногвардейского района пояснили, что пункт 2.3 Положения принят в соответствие с п. 2 ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, согласно которому арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, указанных в ч.9 указанной статьи, за исключением случаев, в том числе, наличия у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды; подпункт 2.4.1 Положения принят в соответствие с п. 4 постановления правительства Белгородской области от 21.11.2011 № 410-пп «Об утверждении Положения о предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и или пользования в отношении имущества» (далее — Постановление от 21.11.2011 № 410-пп).
Представители Муниципального совета Красногвардейского района представили Комиссии правовое обоснование, копии заключения Прокуратуры Красногвардейского района на проект решения Муниципального совета «Об утверждении Положения о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав в отношении имущества» от 16.07.2012, листа согласования проекта вышеуказанного решения Муниципального совета Красногвардейского района.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика пришла к следующим выводам.
Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что муниципальное имущество не может быть предоставлено по договору аренды или иному договору, предусматривающему возмездное использование имущества, лицу, имеющему непогашенную задолженность по арендной или иной плате по ранее заключенным с ним договорам, при отсутствии принятого в установленном порядке решения о предоставлении такому лицу отсрочки по погашению задолженности и (или) согласованного сторонами графика погашения задолженности.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных в пунктах 1-13 данной статьи. Согласно ч. 5 указанной статьи, порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила).
В соответствие с п. 18 Правил, участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
При установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, а именно:
1) отсутствие в отношении участника конкурса или аукциона - юридического лица процедуры ликвидации и/или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса или аукциона - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
2) отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
Установив не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам — потенциальным участникам конкурсов (аукционов) на заключение договора аренды муниципального имущества, Муниципальный совет Красногвардейского района ограничил доступ на право заключения договора аренды муниципального имущества и необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, подпунктом 2.4.1 Положения предусмотрено, что по договору безвозмездного пользования или по иному договору, предусматривающему использование имущества на безвозмездной основе, муниципальное имущество может быть предоставлено, органам государственной власти Белгородской области, государственным органам Белгородской области, государственным учреждениям Белгородской области, государственным унитарным предприятиям Белгородской области.
Согласно ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в пунктах 1-13 данной статьи, в частности государственным органам, органам местного самоуправления (п.2), государственным и муниципальным учреждениям (п.3).
В подпункт 2.4.1 Положения наряду с государственными органами Белгородской области, которым законодательством разрешается передавать в безвозмездное пользование государственное и муниципальное имущество без проведения конкурсов или аукционов, включены и государственные унитарные предприятия, что позволяет сделать вывод о том, что данным подпунктом Положения допускается заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с государственным унитарным предприятием Белгородской области.
Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 113 Гражданского Кодекса РФ государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией. В соответствие с п. 5 ч. 1 с. 4  государственное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом.
Государственные унитарные предприятия под исключения, указанные в пунктах 1-13 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не подпадают, предоставление им, как хозяйствующим субъектам, в безвозмездное пользование муниципального имущества без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора безвозмездного пользования федеральным законодательством не допускается,
Таким образом, включив в подпункт 2.4.1 Положения государственные унитарные предприятия Белгородской области, Муниципальный совет Красногвардейского района создал дискриминационные условия, при которых государственные унитарные предприятия Белгородской области ставятся в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, что противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности создавать дискриминационные условия.
Довод Муниципального совета Красногвардейского района о принятии п. 2.3 Положения в соответствие с п. 2 ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Комиссия находит несостоятельным, т.к. в соответствующей норме Закона о защите конкуренции имеется условие о наличии у арендатора задолженности в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды, тогда как согласно указанного пункта Положения, муниципальное имущество не может быть предоставлено в аренду во всех случаях наличия задолженности, независимо от ее размера, исключений данный пункт не содержит, что не соответствует п. 2 ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Так же является несостоятельным довод Муниципального совета Красногвардейского района о том, что подпункт 2.4.1 Положения принят в соответствие с п. 4 Постановления от 21.11.2011 № 410-пп, т.к. указанное Постановление определяет порядок предоставления юридическим и физическим лицам имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области (далее - областное имущество), по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества (согласно п. 1.2 Постановления от 21.11.2011 № 410-пп), а не муниципального имущества муниципальных образований Белгородской области.
Муниципальный совет Красногвардейского района, утвердив своим решением от 19.07.2012 № 9 Положение, содержащее п. 2.3 и подпункт 2.4.1, не соответствующие требованиям Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 и требованиям п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, тем самым установив не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам — потенциальным участникам конкурсов (аукционов) на заключение договора аренды муниципального имущества, ограничил доступ на право заключения договора аренды муниципального имущества и необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, а так создал дискриминационные условия, при которых государственные унитарные предприятия Белгородской области ставятся в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, что запрещено п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованное препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а так же создавать дискриминационные условия.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу о нарушении Муниципальным советом Красногвардейского района п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст.ст. 48 - 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Белгородского УФАС России

     РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Муниципальным советом муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении решением Муниципального совета Красногвардейского района от 19.07.2012 № 9 Положения о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав в отношении имущества (п. 2.3 и подпункта 2.4.1 указанного Положения).
2. Выдать Муниципальному совету муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство (о внесении изменений в п. 2.3 и подпункт 2.4.1 Положения о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав в отношении имущества, утвержденное решением решением Муниципального совета муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области от 19.07.2012 № 9).


Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Муниципальный совет
муниципального района «Красногвардейский район»
Белгородской области


пл. Соборная, д. 1, г. Бирюч, Красногвардейский район, Белгородская область, 309370


          
ПРЕДПИСАНИЕ № 134
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)

03 октября 2012 года        г. Белгород

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 03.10.2012 по делу № 376-12-АЗ о нарушении Муниципальным советом муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области п.п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Муниципальному совету муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области в срок до 03 января 2013 года изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство -  внести изменения в п. 2.3 и подпункт 2.4.1 Положения о предоставлении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав в отношении имущества, утвержденное решением решением Муниципального совета Красногвардейского района от 19.07.2012 № 9.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Белгородское УФАС России  не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Связанные организации

Связанные организации не указаны