Решение б/н Решение и предписание по делу № 170-11-АЗ в отношении ОАО «Б... от 7 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявитель
ООО «Шебекино-дом»

ответчик
ОАО «Белгородская сбытовая компания»

 

 
Р Е Ш Е Н И Е

(извлечение)


Резолютивная часть решения оглашена “ 23 ” июня 2011
В полном объеме решение изготовлено “ 05 ” июля 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 170-11-АЗ, возбужденное 18.05.2011 по признакам нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания». (308015, г. Белгород, Народный бульвар, 107) требований части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 18.04.2011 г. (вх. № 1765) поступило заявление ООО «Шебекино – дом» на действия ОАО «Белгородская сбытовая компания», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора, а именно условии об авансовых платежах за электроэнергию.
В соответствии с приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, (далее - Белгородское УФАС) от 18.05.2011 № 163 возбуждено дело № 170-11-АЗ по вышеуказанным признакам нарушения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
Как следует из заявления ООО «Шебекино-дом» в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по управлению и содержанию многоквартирных домов в г. Шебекино. Между ООО «Шебекино-дом» и ОАО «Белгородская сбытовая компания» (далее – ОАО «БСК») 01.01.2007 г. заключен договор энергоснабжения № 3130828. По договору ООО «Шебекино-дом» покупает у ОАО «БСК» электроэнергию для освещения мест общего пользования населения многоквартирных домов г. Шебекино. Договор срочный и считается продленным на основании п. 12.1. На основании п. 11.1. и 11.2 договора, он подлежит изменению в связи с принятием новых законодательных актов.
Управляющая компания производит начисление платы населению за освещение мест общего пользования многоквартирных домов исходя из показаний электрических счетчиков. Граждане оплачивают электрическую энергию до 10 числа месяца следующего за расчетным, отсюда следует, что ООО «Шебекино-дом» не имеет средств для внесения предоплаты, а именно внесения платы за потребленную электрическую энергию населением в местах общего пользования по срокам, указанным в действующем договоре энергоснабжения. В этой связи у ООО «Шебекино - дом» возможно образование задолженности. Заявитель полагает, что при таких обстоятельствах, действия ОАО «БСК» по отключению мест общего пользования многоквартирных домов, противоречат законодательству РФ, а также причиняют Обществу убытки.
ООО «Шебекино-дом» неоднократно обращалось к ОАО «БСК» с предложением об изменении условий договора в связи с принятием новых законодательных актов (письма: от 27.04.2010 № 174; от 29.04.2010 № 183; от 29.11.2010 № 154; от 29.12.2010 № 572).
В ответ на обращения ООО «Шебекино-дом», ОАО «БСК» направило для подписания дополнительное соглашение к договору энергоснабжения, которое, по мнению Общества, полностью не соответствует действующему законодательству.
В заявлении Общество указало на то, что нежелание ресурсоснабжающей организации привести ранее заключенный договор энергоснабжения в соответствие с законодательством РФ приводит к нарушению прав потребителей, а именно граждан, проживающих в многоквартирных домах, так как ОАО «БСК» постоянно производит отключение электроэнергии в жилых домах за невнесение управляющей компанией авансовых платежей.
Общество просит антимонопольный орган вынести решение о расторжении договора энергоснабжения № 3130828 от 01.01.2007 г.
На рассмотрении дела представитель ООО «Шебекино-дом» поддержала свои требования. Указала на то, что согласно действующему договору энергоснабжения от 01.07.2007 № 3130828 ООО «Шебекино-дом» покупает электрическую энергию у гарантирующего поставщика ОАО «БСК» как для нужд населения - освещение мест общего пользования многоквартирных домов г. Шебекино, которыми управляет ООО «Шебекино - дом», так и для коммерческих нужд ООО «Шебекино-дом» (офисные здания, гараж, мастерские и т.д.). В каждом многоквартирном жилом доме «Шебекино-дом» установлен счетчик. Согласно единому платежному документу, по которому население оплачивает жилищные и коммунальные услуги, объем электрической энергии в местах общего пользования выделен отдельной строкой. Электрическая энергия по указанному договору энергоснабжения оплачивается по разным тарифам: за освещение мест общего пользования в многоквартирных жилых домах по утвержденному тарифу для населения; за энергоснабжение офисных зданий и других объектов, принадлежащих ООО «Шебекино - дом» по тарифу для прочей категории потребителей.
ОАО «БСК» в своем письменном заключении по делу и устном выступлении указало на несогласие с доводами заявителя. Как следует из отзыва ответчика по делу № 170-11-АЗ между ОАО «БСК» и ООО «Шебекино-дом» 01.01.2007 заключен договор энергоснабжения № 3130828. Точками поставки по данному договору являются, в том числе, и места общего пользования многоквартирных домов г. Шебекино, находящиеся в обслуживании данной управляющей компании. В соответствии с п. 8.3 договора ООО «Шебекино-дом» обязалось оплачивать потребляемую энергию следующими платежами:
- первый платеж – 25 числа первого рабочего дня текущего месяца в сумме, равной ½ от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц;
- второй и последующие платежи соответственно до 10, 20 числа текущего месяца в сумме, равной ½ от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.
Данный договор подписан сторонами без каких - либо разногласий.
По мнению ОАО «БСК» довод заявителя о том, что ООО «Шебекино-дом» неоднократно обращалось с заявлениями об изменении условий договора в части порядка оплаты электрической энергии не соответствует действительности, так как все заявления содержали предложения об исключении из договора энергоснабжения мест общего пользования многоквартирных домов. Однако, никаких конкретных предложений об изменении отдельных пунктов договора, в том числе и условий о порядке расчетов за потребленную электрическую энергию в адрес ОАО «БСК» от «Шебекино-дом» не поступало. Довод заявителя о систематическом введении ограничения потребления электрической энергии мест общего пользования многоквартирных жилых домов также не соответствует действительности. Так, за период с 2010-2011 гг. имело место однократное применение мер по ведению ограничения режима потребления электрической энергии мест общего пользования – 26.04.2010. При этом, на дату введения ограничения режима потребления ООО «Шебекино-дом» не была оплачена стоимость электрической энергии, потребленной в предыдущем расчетном периоде (март 2010), что подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.04.2010г. Указал, что фактически ООО «Шебекино-дом» производит оплату за потребленную электрическую энергию после 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
ОАО «БСК» не уклоняется от внесения изменений в действующий договор энергоснабжения, при условии обращения ООО «Шебекино-дом» с соответствующим заявлением. Оснований для расторжения договора энергоснабжения на момент рассмотрения дела не имеется. Нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, так как отношения, существующие между контрагентами по договору энергоснабжения, являются гражданско-правовыми.

Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство об электроэнергетике, пояснения представителей заявителя и ответчика по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «БСК» является основным поставщиком электрической энергии на розничном рынке электрической энергии в границах Белгородской области.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 № 45 ОАО «БСК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 29.09.2006 № 204-пп «О реализации правил функционирования розничных рынков электрической энергии» до момента проведения первого конкурса обладает статусом гарантирующего поставщика электрической энергии в границах территории Белгородской области.
Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее ФЗ О защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 5 ФЗ О защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, также доминирующем положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», установившего правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, объектом антимонопольного контроля являются действия субъектов оптового или розничных рынков электрической энергии (мощности), занимающих доминирующее положение на указанных рынках.
Исходя из изложенного следует, что ОАО «БСК» действует на розничном рынке реализации (поставок) электрической энергии. Продажа электрической энергии осуществляется покупателям различной категории потребителей. Доля ОАО «БСК» на розничном рынке реализации (поставки) электрической энергии в географических границах Белгородской области составляет свыше 50%.
Отношения в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг, в том числе и услуг электроснабжения регулируются Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «Об электроэнергетике», Постановлениями Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг» и от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», иными нормативными актами Правительства РФ.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статьи 154 ЖК РФ, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Исходя из статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата абонентом энергии производится за фактически принятое ее количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - Правил функционирования розничных рынков электроэнергии) - «покупатели электрической энергии» - потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Согласно пункта 73 указанных Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, граждане - потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве.
Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил функционирования розничных рынков электроэнергии.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, также предусмотрено, что расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Между ОАО «БСК» и ООО «Шебекино – дом» 01.01.2007 г. заключен договор энергоснабжения № 3130828 (далее – договор).
В соответствии с пунктом 1.1. договора гарантирующий поставщик ОАО «БСК» обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю - ООО «Шебекино-дом» и оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно – диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать принятую электрическую энергию, а также оказанные услуги, в объеме и на условиях, предусмотренных договором.
Поставщик и потребитель при отпуске электрической энергии и ее потреблении, а также при взаимных расчетах обязуются руководствоваться договором, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, решениями Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области, Правилами технической эксплуатации электроустановок, Правилами учета электрической энергии и иными нормами действующего законодательства РФ (пункт 1.2. договора).
По договору расчеты за электрическую энергию осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» на условиях авансовых платежей за планируемые объемы энергопотребления, либо расчетов по аккредитиву (пункт 8.1.). Потребитель оплачивает потребляемую энергию в соответствии с графиком платежей, предоставляемым поставщиком, 3 раза в расчетный период следующие сроки (даты платежей): до 25, 10, 20 числа. Оплата за потребляемую электрическую активную и реактивную энергию осуществляется потребителем авансовыми платежами, равными:
- первый платеж – 25 числа первого рабочего дня текущего месяца в сумме, равной ½ от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц;
- второй и последующие платежи соответственно до 10, 20 числа текущего месяца в сумме, равной ½ от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц (пункт 8.3. договора).
10.04.2010 г. между ООО «Шебекино-дом» и ОАО «БСК» было подписано дополнительное соглашение к договору энергоснабжения № 3130828 от 01.01.2007 г. Данным дополнительным соглашением были внесены изменения в условия договора, в том числе пункт 8.3. был изложен в новой редакции: оплата за потребляемую электрическую энергию и мощность осуществляется потребителем плановыми платежами, равными:
- первый платеж – 30 % стоимости договорного объема потребления электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа текущего месяца;
- второй платеж – 40 % стоимости договорного объема потребления электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа текущего месяца;
- третий платеж – фактически потребленная в истекшем месяце электроэнергия с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за электроэнергию в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
ООО «Шебекино-дом» письмом от 27.04.2010 г. (исх. № 174) направило в адрес ОАО «БСК» предложения о заключении договора энергоснабжения, соответствующего законодательству. Однако, данное предложение управляющей компании со стороны ОАО «БСК» рассмотрено не было, условия договора энергоснабжения не были приведены в соответствие с действующим законодательством РФ.
Так, ОАО «БСК» 04.06.2010 г. письмом (исх. № 855) уведомило управляющую компанию о том, что в связи с образовавшейся задолженностью в размере 44 286,34 руб. по договору энергоснабжения сбытовая компания в случае неоплаты будет вынуждена ввести режим ограничения режима потребления электрической энергии с 15.06.2010 г. (с 10 час.) путем отключения освещения мест общего пользования жилых домов г. Шебекино по ул. Ленина №№: 43, 37, 29, 30, 33, 35, 33А, 25, 23, 27, 28. В данном письме ОАО «БСК» указало на то, что энергоснабжение объектов потребления энергии в полном объеме будет восстановлено после полного погашения задолженности.
ОАО «БСК» 15.06.2010 г. повторно письмом (исх. № 899) уведомило управляющую компанию о том, что в связи с образовавшейся задолженностью в размере 70 000,00 руб. по договору энергоснабжения сбытовая компания в случае неоплаты будет вынуждена ввести режим ограничения режима потребления электрической энергии с 22.06.2010 г. (с 10 час.) путем отключения освещения мест общего пользования жилых домов г. Шебекино по ул. Ленина №№: 43, 37, 29, 30, 33, 35, 33А, 25, 23, 27, 28. В данном письме БСК повторно указало на то, что энергоснабжение объектов потребления энергии в полном объеме будет восстановлено после полного погашения задолженности.
В связи со сложившейся ситуацией ООО «Шебекино-дом» письмом от 29.11.2010 г. (исх. № 514) уведомило ОАО «БСК» о том, что договор электроснабжения № 3130828 от 01.01.2007 г. не может быть продлен с 01.01.2011 г. в связи с изменившимися условиями договора между управляющей организацией и обслуживающей организацией, поэтому ООО «Шебекино-дом» просило договор электроснабжения № 3130828 считать недействующим с 01.01.2011 г.
В ответ на данное письмо ОАО «БСК» уведомило Общество (письмо № 17/841 от 28.12.2010 г.) о том, что прекращение договора энергоснабжения с 01.01.2011 г. может иметь место только при условии оплаты стоимости потребленной электрической энергии в полном объеме и полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты поставки (в том числе места общего пользования многоквартирных жилых домов) в случае отсутствия новых договоров энергоснабжения.
ООО «Шебекино-дом», в ответ на письмо ОАО «БСК» от 28.12.2010 г., предложило сбытовой компании в 2011 году начисление за услугу «электроснабжение» производить самостоятельно из расчета электроэнергии для личных нужд, с учетом электроэнергии для общего пользования. Общество также просило в 2011 году заключить договор энергоснабжения между ОАО «БСК» и ООО «Шебекино-дом» на поставку энергии для хозяйственных помещений ООО «Шебекино-дом» (письмо от 29.12.2010 г. исх. № 572).
Между тем ОАО «БСК» 13.01.2011 г. письмом (исх. № 18) уведомило управляющую компания о том, что у ООО «Шебекино-дом» образовалась задолженность перед сбытовой компанией в размере 57 000,00 руб. При непоступлении вышеуказанных денежных средств ОАО «БСК» указало, что будет вынуждено с 21.01.2011 г. (с 10 час.) ввести ограничение режима потребления электрической энергии отключением освещения мест общего пользования жилых домов г. Шебекино по ул. Ленина №№: 43, 37, 29, 30, 33, 35, 33А, 25, 23, 27, 28, а в случае дальнейшего неисполнения обязательств по оплате за электроэнергию ввести полное ограничение электропотребления.
07.04.2011 г. ОАО «БСК» повторно письмом (исх. № 748) уведомило управляющую компанию о том, что в связи с образовавшейся задолженностью в размере 77 000,00 руб. сбытовая компания будет вынуждена ввести режим ограничения электропотребления с 15.04.2011 г. (с 10 час.) путем отключения освещения мест общего пользования жилых домов г. Шебекино по ул. Ленина №№: 43, 37, 29, 30, 33, 35, 33А, 25, 23, 27, 28.
И как следует из письма ООО «Шебекино-дом» (исх. № 183 от 29.04.2010 г.), направленного в адрес Шебекинского участка ОАО «БСК» и Шебекинскому межрайонному прокурору <…>, сбытовая компания фактически вводила ограничение режима энергопотребления путем прекращения подачи электроэнергии для освещения мест общего пользования в жилых многоквартирных домах.
Факт отключения с 26.04.2011 по 27.04.2011 электрической энергии в места общего пользования жилых многоквартирных домов по адресу: Белгородская обл., г. Шебекино, ул. Ленина №№23, 25, 27. 28. 29, 30, 33, 35. 37, 43, обслуживаемых ООО «Шебекино-дом», подтверждено филиалом ОАО «МРСК Центра - Белгородэнерго», (письмо от 03.06.2011 № БЛ/04/3675), направленное в Белгородское УФАС по запросу.
Таким образом, в соответствии с изложенным, оплата абонентом энергии ввиду того, то потребителями являются жители многоквартирных домов, должна производится только за фактически принятое ее количество в соответствии с данными учета энергии.
В этой связи, поскольку количество проданного товара до истечения расчетного периода договором энергоснабжения и дополнительным соглашением к нему не определено, то взимание платежей 10, 25 текущего месяца и 18-го числа месяца, следующим за отчетным, фактически является авансовым.
Необходимость выделения объемов электроэнергии, потребленных на нужды населения, на который указывало ООО «Шебекино-дом» обусловлена и тем, что на этот объем, в соответствии с пунктом 108 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» не применяются свободные (нерегулируемые) цены.
Из приведенного выше следует, что условия оплаты, предусмотренные в заключенном договоре энергоснабжения от 01.01.2007 г. № 3130828 между ОАО «БСК» и ООО «Шебекино-дом» не согласуются со статьей 544 ГК РФ, с пунктами 73 и 89 Правил функционирования розничных рынков, а также пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Статья 11 ГК РФ предусматривает как судебный, так и административный способы защиты нарушенных и оспариваемых гражданских прав.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений как гражданско-правовых, следовательно, данное обстоятельство не исключает совершения субъектами гражданских прав в рамках этих отношений защиты своих прав путем обращения в антимонопольный орган.
Действия сбытовой компании, выразившиеся в отказе внесения изменений в условия договора энергоснабжения от 01.01.2007 г. № 3130828 и дополнительного соглашения от 01.04.2010 г. к договору энергоснабжения № 3130828 от 01.01.2007 г., а именно в раздел 8. Расчеты за электрическую энергию, в части исключения из пункта авансовых платежей и приведение указанного договора в соответствие с действующими нормативными актами Правительства РФ, а также действия ОАО «БСК» по введению ограничения подачи электроэнергии для освещения мест общего пользования жилых многоквартирных домов г. Шебекино, деятельность по управлению и содержанию которых осуществляет ООО «Шебекино-дом», являются запрещенными и невыгодными для контрагента. Содержание этих условий и их реализация, влечет неблагоприятные последствия как для покупателя электроэнергии – исполнителя коммунальных услуг ООО «Шебекино-дом», так и в конечном счете для населения, потребителя коммунальных услуг.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «Белгородская сбытовая компания» пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ О Закона о защите конкуренции в части навязывания ООО «Шебекино-дом» условий договора, невыгодных для него, путем внесения авансовых платежей за электроэнергию по договору энергоснабжения № 3130828 от 01.01.2007 г для освещения мест общего пользования жилых многоквартирных домов г. Шебекино, деятельность по управлению и содержанию которых осуществляет ООО «Шебекино-дом».
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать факт нарушения ОАО «Белгородская сбытовая компания», занимающего доминирующее положение на рынке реализации (поставка) электрической энергии в границах Белгородской области, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»;
2. Выдать предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
3. По выявленному факту осуществления ОАО «Белгородская сбытовая компания» действий, приведших к нарушению антимонопольного законодательства, поручить должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, возбудить производство по статье 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ответчик по делу:
ОАО «Белгородская сбытовая компания»

 

 
ПРЕДПИСАНИЕ № 115
о прекращения нарушения антимонопольного законодательства
(извлечение)

05.07.2011 года                      г. Белгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05 07.201 г. по делу № 170-11-АЗ о нарушении ОАО «Белгородская сбытовая компания»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Белгородская сбытовая компания» в течение 30 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». С этой целью договор энергоснабжения от 01.01.2007 г. № 3130828 и дополнительное соглашение от 01.04.2010 г. к договору энергоснабжения № 3130828 от 01.01.2007 г., привести в соответствие с действующим постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» или заключить отдельный договор энергоснабжения с ООО «Шебекино-дом» на поставку электрической энергии для освещения мест общего пользования населения многоквартирных домов г. Шебекино до границ балансовой принадлежности электрических сетей на соответствующие точки поставки электрической энергии ООО «Шебекино-дом», определенные приложением 3а к договору №3130828 от 01.01.2007
2. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания письменно уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны