Решение №ИС/2526/24 решение от 8 августа 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
<...> |
РЕШЕНИЕ
-
-
05 августа 2024 года г. Белгород
-
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее соответственно — Комиссия; Закон о защите конкуренции) в составе:
председатель Комиссии <...>;
члены Комиссии: <...>,
в присутствии представителей ООО «Торговый Дом Мир инструмента»<...>, АО «Газпром газораспределение Белгород»<...>, рассмотрев жалобу (дело № 031/01/3-380/2024) ООО «Торговый Дом Мир инструмента» на действия заказчика, закупочной комиссии АО «Газпром газораспределение Белгород» при проведении маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку ручного инструмента (извещение №32413790448, номер закупки 078/1-Т/2024),
установила:
В Белгородское УФАС России в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Торговый Дом Мир инструмента» (далее – Заявитель) на действия заказчика, закупочной комиссии АО «Газпром газораспределение Белгород» (далее – Заказчик) при проведении маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку ручного инструмента (извещение №32413790448, номер закупки 078/1-Т/2024).
В жалобе указывается, что заказчик при рассмотрении заявок участников действовал недобросовестно и не провел проверку достоверности сведений о странах происхождения товаров, декларируемых Участником № 3 в составе своей заявки, так как под техническое описание не подходят товары российского производства в должном количестве для предоставления приоритета в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
Заявитель просит провести проверку по изложенным в жалобе фактам, в том числе о выборе способа проведения закупочной процедуры.
На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали доводы жалобы.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.
Указал, что предоставление приоритета товарам российского производства предусматривает декларирование участником закупки страны происхождения товаров в заявке на участие в закупке, оснований для проверки достоверности представленных им сведений не имелось, порядок проведения проверки, представленных участником закупки сведений законом не установлен.
Рассмотрев материалы жалобы, выслушав, представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
На сайте электронной торговой площадки Газпромбанка (https://etp.gpb.гu/) и на сайте единой информационной системы: www.zakupki,gov.ru 09.07.2024 Заказчиком размещено извещение и документация о проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации) на право заключения договора на поставку ручного инструмента № 078/1-Т/2024 (номер в ЕИС 32413790448).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Разделом 1.2.11.8 документации о маркетинговых исследованиях в электронной форме № 078/1-Т/2024 установлено, что при проведении маркетинговых исследований товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, предоставляется приоритет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925).
Условием предоставления приоритета является, в том числе то, что участник маркетинговых исследований в заявке на участие в маркетинговых исследованиях обязан указать (декларировать) наименование страны происхождения товаров.
Согласно п. 5 Постановления N 925, условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке определенных сведений, в том числе:
а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;
е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора;
и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
В документации о маркетинговых исследованиях в электронной форме № 078/1-Т/2024 установлены аналогичные условия.
Соответственно, каких-либо дополнительных требований к составу заявки участника закупки для получения приоритета, в том числе предоставление в составе заявки документов, подтверждающих страну происхождения товара, Постановлением N 925 и документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме № 078/1-Т/2024 не установлено.
Довод Заявителя о том, что информация и перечень производимых товаров на территории Российской Федерации размещена на сайте «МинПромТорга» в открытом доступе, и Заказчик при должной осмотрительности мог установить какие товары не производятся на территории Российской Федерации отклоняется Комиссией ввиду нижеследующего.
Постановление N 925 не содержит требований об обязательной регистрации продукции в реестре российской промышленной продукции для подтверждения факта российского происхождения товара.
Кроме того, антимонопольный орган полагает необходимым отметить, что Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, опубликован в государственной информационной системе в целях реализации постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 (запрет на допуск иностранных промышленных товаров для целей государственных закупок) и постановления Правительства РФ N 617 от 30.04.2020 (ограничение на допуск иностранных промышленных товаров для целей государственных закупок), а не в целях реализации Постановления N 925.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Соответственно, у Заказчика отсутствует обязанность обращаться к данному реестру промышленной продукции с целью установления страны происхождения товара для применения Постановления № 952.
Согласно Постановлению № 925 приоритет предоставляется в случае если стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
Участник № 3 предложил к поставке 79,78 % от общего количества предлагаемого к поставке товара в денежном эквиваленте, где указана страна происхождения товара «Российская Федерация», следовательно, Заказчик в соответствии с Постановлением № 925 обязан был предоставить этому участнику приоритет.
Кроме того, Постановление № 925 не устанавливает обязанности Заказчика по проведению проверки достоверности сведений о стране происхождения товаров, указанных участником закупки в заявке на участие в закупке, а также порядок и сроки её проведения
Страна происхождения товара определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке. При этом Заказчик не вправе требовать у участников закупки подтверждающие документы о стране-производителе товара на этапе подачи заявок. Подтверждающие документы представляет участник закупки, с которым заключен договор по итогам закупки, при поставке товара в ходе исполнения договора.
Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, несет участник закупки.
Вместе с тем, Заказчик направил участнику № 3 запрос о документальном подтверждении сведений о стране происхождения товара.
Участник № 3 предоставил ответ, в котором указал, что на момент подачи заявки на участие в закупочной процедуре не имеет в наличии предложенного к поставке товара. Гарантировал поставку товара в соответствии с коммерческим предложением, представленным в составе заявки.
Заявителем в свою очередь не представлены действительные доказательства того, что участник № 3 действовал не в соответствии с требованиями закупочной документации.
Довод Заявителя о неконкурентном способе закупки отклоняется Комиссией ввиду нижеследующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно положениям ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, условия и порядок их применения, а также условия заключения и исполнения договора с учетом специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности (письмо ФАС России от 27.11.2023 N ПИ/99723/23).
Документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Белгород» (далее - Положение), утвержденное решением Совета директоров АО «Газпром газораспределение Белгород» (протокол № 23 от 26.05.2023).
В Положении определены способы осуществления закупок, в том числе маркетинговые исследования (раздел 14).
При этом, жалоба, поданная в Белгородское УФАС России, не содержит доводов о нарушении Заказчиком законодательства при выборе способа осуществления рассматриваемой закупки.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Кроме того, проведение плановых и внеплановых проверок нормами Закона о закупках не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика, закупочной комиссии АО «Газпром газораспределение Белгород» нарушения порядка проведения закупки.
Доводы жалобы не находят своего подтверждения.
При таких обстоятельствах признаков ограничения конкуренции и нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» также не усматривается.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Торговый Дом Мир инструмента» необоснованной.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
|
|
2024-3036