Решение б/н Дело № 285-12-АЗ Департамента имущественных и земельных отн... от 9 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 


 

 


Начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области

Соборная площадь, д. 4, г. Белгород, 308005


Прокурору Белгородской области


ул. Горького, д. 56 «а»,
г. Белгород, 308024


РЕШЕНИЕ
(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2012

В полном объеме решение изготовлено 07.08.2012

        г. Белгород

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 285-12-АЗ по признакам нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России 04.06.2012 поступило письмо Прокуратуры Белгородской области от 30.05.2012 (вх. № 1467 от 04.06.2012) о даче оценке действиям Департамента имущественных и земельных отношений на предмет соответствия требованиям Закона о защите конкуренции при издании, в том числе распоряжения от 20.12.2011 № 416-р о предоставлении ГУП «Белрегионинфо» в безвозмездное пользование на срок 5 лет недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, а именно нежилых помещений общей площадью 263,5 кв.м., расположенных в здании по адресу: г. Белгород, ул. Н. Островского, д. 25, нежилого помещения общей площадью 320,82 кв.м., расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Н. Чумичова, д. 124.
Белгородским УФАС России в связи с поступлением вышеуказанного письма Прокуратуры Белгородской области и на основании ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции, в Департамент имущественных и земельных отношений был направлен запрос о представлении документации и правового обоснования издания вышеуказанного распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений (исх. № 2060/5 от 06.06.2012).
Департаментом имущественных и земельных отношений были представлены в том числе следующие документы: копия распоряжения от 20.12.2011 № 416-р «О предоставлении имущества в безвозмездное пользование» (далее — распоряжение от 20.12.2011 № 416-р); копия договора безвозмездного пользования № БП 12/1 от 10.01.2012; копия договора безвозмездного пользования № БП 12/2 от 10.01.2012; распечатка Закона Белгородской области от 07.06.2011 № 44 «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Белгородской области» (далее — Закон Белгородской области от 07.06.2011 № 44); распечатка Положения о предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества (утверждено постановлением правительства Белгородской области от 21.11.2011 № 410-пп) далее — Положение, утвержденное постановлением правительства Белгородской области от 21.11.2011 № 410-пп); правовое обоснование издания указанного распоряжения.
При анализе указанного распоряжения и предоставленных Департаментом имущественных и земельных отношений были установлено, что в нем содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 1 распоряжения от 20.12.2011 № 416-р указано на предоставление ГУП «Белрегионинфо» в безвозмездное пользование на срок 5 лет недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области (нежилого помещения общей площадью 263,5 кв.м., расположенного в здании по адресу: г. Белгород, ул. Н. Островского, д. 25; нежилого помещения общей площадью 320,82 кв.м., расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Н. Чумичова, д. 124).
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ), заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления , может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в п. 1-13 данной статьи. 
Из содержания распоряжения от 20.12.2011 № 416-р и документов, представленных Департаментом имущественных и земельных отношений не усматривается, что при предоставлении в безвозмездное срочное пользование недвижимого имущества (нежилых помещений) ГУП «Белрегионинфо» Департаментом имущественных и земельных отношений были соблюдены требования ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Принимая решение о предоставлении в безвозмездное срочное пользование помещений, являющихся государственным имуществом Белгородской области без соблюдения требований ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, Департамент имущественных и земельных отношений совершил действия, фактически исключавшие возможность конкуренции хозяйствующих субъектов за право заключения договора безвозмездного срочного пользования имуществом, указанным в распоряжении от 20.12.2011 № 416-р, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На заседании Комиссии представитель Прокуратуры Белгородской области сообщила следующее.
Прокуратурой Белгородской области в рамках осуществления надзорных полномочий было установлено, что в соответствие с распоряжением начальника департамента имущественных и земельных отношений от 20.12.2011 № 416-р ГУП «Белрегионинфо» предоставлено в безвозмездное пользование на срок 5 лет недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Белгородской области и составляющее имущество казны области, а именно нежилые помещения общей площадью 263,5 кв.м., расположенных в здании по адресу: г. Белгород, ул. Н. Островского, д. 25 и нежилое помещение общей площадью 320,82 кв.м., расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Н. Чумичова, д. 124 без проведения процедуры торгов с нарушением требований ч. 1 ст. 17.1 и ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений пояснили, что нормативным правовым основанием для издания распоряжения от 20.12.2011 № 416-р о предоставлении ГУП «Белрегионинфо» в безвозмездное пользование на срок 5 лет недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области и составляющее имущество казны являются: ч. 2 ст. 6 Закона Белгородской области от 07.06.2011 № 44, согласно которой уполномоченный орган по управлению собственностью области в порядке, установленном Правительством Белгородской области, заключает договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества казны Белгородской области; согласно ч. 3 ст. 11 Закона Белгородской области от 07.06.2011 № 44 управление имуществом казны Белгородской области, в том числе передачу такого имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и по иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, осуществляет уполномоченный орган по управлению собственностью области. Департамент имущественных и земельных отношений на основании Положения, утвержденного распоряжением правительства Белгородской области от 27.02.2004 № 2-рп, осуществляет полномочия Белгородской области по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Белгородской области.
Кроме того, пункты 2.4.1, 3.2.2 Положения о предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 21.11.2011 № 410-пп, в соответствии с которыми решения о предоставление областного недвижимого имущества в безвозмездное пользование органам государственной власти Белгородской области, государственным органам Белгородской области, государственным учреждениям Белгородской области, государственным унитарным предприятиям Белгородской области на срок не более пяти лет принимаются Департаментом имущественных и земельных отношений.
Таким образом, по мнению представителей Департамента имущественных и земельных отношений, распоряжение от 20.12.2011 № 416-р принято в соответствии с действующим законодательством Белгородской области.
Так же представители Департамента имущественных и земельных отношений представили Комиссии правовое обоснование издания распоряжения от 20.12.2011 № 416-р, а так же копию заключения Прокуратуры Белгородской области на проект постановления правительства Белгородской области «Об утверждении положения о предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования доверительного управления или иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества» (от 28.10.2011 № 22/1-7-11/128), согласно которому нарушений законодательства РФ, в частности федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О защите конкуренции» Прокуратурой Белгородской области не выявлено.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и  ответчика пришла к следующим выводам.
Департаментом имущественных и земельных отношений 20.12.2011 издано распоряжение № 416-р «О предоставлении имущества в безвозмездное пользование»  согласно которому областному государственному унитарному предприятию по оказанию платных услуг населению в сфере деятельности органов внутренних дел (ГУП «Белрегионинфо») предоставлено в безвозмездное пользование на срок 5 лет недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Белгородской области (нежилые помещения общей площадью 263,5 кв.м., расположенные в здании по адресу: г. Белгород, ул. Н. Островского, д. 25; нежилое помещение общей площадью 320,82 кв.м., расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Н. Чумичова, д. 124). На основании вышеуказанного распоряжения между Департаментом имущественных и земельных отношений и ГУП «Белрегионинфо» заключены договоры безвозмездного пользования № БП 12/1 от 10.01.2012, № БП 12/2 от 10.01.2012.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ), заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления , может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ;
3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в п.3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном гл. 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Департаментом имущественных и земельных отношений не было представлено документов и иных доказательств, подтверждающих соблюдение требований ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции при издании распоряжения от 20.12.2011 № 416-р.
Кроме того, при издании распоряжения от 20.12.2011 № 416-р, Департамент нарушил не только требования ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, но и требования нормативных правовых актов, на которые ссылается. Так, согласно ч. 2 ст. 14 Закон от 07.06.2011 № 44, предоставление имущества, находящегося в собственности области в аренду, безвозмездное пользование осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. В соответствии с п. 2.7 Положения, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 21.11.2011 № 410-пп, заключение договоров в отношении областного имущества осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
Вместе с тем, довод представителей Департамента имущественных и земельных отношений о наличии заключения Прокуратуры Белгородской области о соответствии проекта постановления правительства Белгородской области «Об утверждении положения о предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования доверительного управления или иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества» федеральному законодательству, в частности Закону о защите конкуренции, Комиссия находит несостоятельным, т.к. наличие такого заключения не освобождает Департамент имущественных и земельных отношений от соблюдения требований Закона о защите конкуренции, в частности ч. 1 ст. 17.1 данного Закона.
Предоставление в безвозмездное срочное пользование государственного имущества государственному унитарному предприятию без проведения конкурса (аукциона) на право заключения такого договора федеральным законодательством не допускается, тем более, что государственное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом (согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Закона о защите конкуренции) и не подпадает под исключения, указанные в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Приняв решение о предоставлении в безвозмездное срочное пользование нежилых помещений, являющихся государственным имуществом Белгородской области без соблюдения требований ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть без проведения  конкурса (аукциона) на право заключения договора безвозмездного срочного пользования таким имуществом, Департамент имущественных и земельных отношений не допустил конкуренцию хозяйствующих субъектов за право заключения договора безвозмездного срочного пользования имуществом, указанным в распоряжении от 20.12.2011 № 416-р, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что в результате издания распоряжения от 20.12.2011 № 416-р с нарушением требований ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, была исключена возможность других хозяйствующих субъектов претендовать на заключение договора безвозмездного срочного пользования имуществом, указанным в данном распоряжении, что привело к недопущению конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст.ст. 49, 50 Закона о защите конкуренции Комиссия Белгородского УФАС России

     РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в издании распоряжения от 20.12.2011 № 416-р «О предоставлении имущества в безвозмездное пользование» без соблюдения требований, установленных ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, что привело к недопущению конкуренции.
2. Выдать Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (представить в Белгородское УФАС России доказательства о выполнении положений законодательства Российской Федерации при предоставлении хозяйствующим субъектам государственного имущества Белгородской области в безвозмездное срочное пользование (копии публикаций в средствах массовой информации, копии протоколов заседаний конкурсных  (аукционных) комиссий).


Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 



Начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области

Соборная площадь, д. 4, г. Белгород, 308005

 

          
ПРЕДПИСАНИЕ № 104
(извлечение)
07 августа 2012 года        г. Белгород

Комиссия Белгородское УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 07.08.2012 по делу № 285-12-АЗ о нарушении Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области принять меры по совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего представить в Белгородское УФАС России доказательства о выполнении положений законодательства Российской Федерации при предоставлении хозяйствующим субъектам государственного имущества Белгородской области в безвозмездное срочное пользование (копии публикаций в средствах массовой информации, копии протоколов заседаний конкурсных  (аукционных) комиссий).
2. В срок по 07 ноября 2012 года представить в Белгородское УФАС России доказательства об исполнении настоящего предписания.


Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны