Решение б/н РЕШЕНИЕ от 19 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «Альфа-Банк»

 

Каланчевская ул., д. 27,

г. Москва, 107078

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2023 года

В полном объеме решение изготовлено 19.06.2023 года

г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

заместитель руководителя управления – начальник отдела,

Члены Комиссии:

 

 

ведущий специалист отдела естественных монополий и рекламы,

государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

 

рассмотрев дело №032/05/28-385/2023, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (положения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», далее по тексту Закона о рекламе, ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы несоответствующей требованиям законодательства о рекламе,

в отсутствии представителя АО «Альфа-Банк» уведомленного надлежащим образом, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Брянское УФАС России поступило обращение о нарушении законодательства о рекламе банковских услуг посредством телефонной связи без получения согласия абонента следующего содержания: «Пора переезжать в свою квартиру! Выгодная ипотека с господдержкой по ставке 8% от Альфа-Банка, нужен только паспорт...». СМС- сообщение поступило заявителю 22.02.2023 в 18:19.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в форме СМС-сообщения;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – услугам «Альфа-Банк», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная в форме СМС-сообщения на абонентский номер заявителя, является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Заявитель указывает, что своего согласия на получение рассматриваемой рекламы он не давал.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

При наборе в поисковой строке ссылки, содержащейся в СМС-сообщении, осуществляется переход на страницу https://ipoteka.alfabank.ru/login?&platformId=alfaappcrm_sms_gpmort2&utm_source=crm&utm_medium=sms&utm_campaign=gpmort2. На указанной Интернет-странице размещена информация «Личный кабинет заёмщика, Всё в одном кабинете без визита в банк: 1 Расчёт Выбор нужных условий кредитования – 2 Заявка Подача онлайн заявки на ипотечный кредит и получение одобрения – 3 Сделка завершение сделки, без похода в офис».

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Рассматриваемая реклама не содержит наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В рассматриваемой рекламе указано «Пора переезжать в свою квартиру! Выгодная ипотека с господдержкой по ставке 8% от Альфа-Банка, нужен только паспорт...». Однако реклама не содержит всех остальных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость финансовой услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама распространена с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

Из имеющихся в материалах дела сведений от ПАО «Мегафон» отправленное на телефонный номер SMS-сообщение от отправителя, имеющее буквенное обозначение «Alfa-Bank», выделено абоненту компании «Мегафон» - ООО «СМС Трафик».

ООО «СМС Трафик» предоставило информацию о том, что инициатором рассылки SMS-сообщений на телефонный номер является АО «Альфа-Банк». В соответствии с договором №220/13 от 10.07.2023, заключенным между ООО «СМС Трафик» (далее — Исполнитель) и АО «Альфа-Банк» (далее — Заказчик), Исполнитель по заданию Заказчика оказывает последнему услуги доступа к Системе (п. 2 Договора). Согласно п. 5.3 Договора Исполнитель обеспечивает пропуск через свою Систему Сообщений в их неизменном содержании и объёме, без какого-либо толкования, радактирования и цензурирования.

Также ООО «СМС Трафик» указывает, что в соответствии с п. 3.2.2 Договора, Заказчик обязан получить от абонента предварительное согласие, выраженное посредством совершения Абонентом действий, однозначно идентифицирующих этого Абонента.

Согласно письменным пояснениям АО «Альфа-Банк», представленным в материалы рекламного дела, рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк». Содержание рассматриваемой рекламы определено и утверждено начальником Управления целевых продаж кредитных продуктов Дирекции по развитию отношений с клиентами — ... Распространение рекламы прекращено. Банк не располагает согласием от физического лица на получение рассматриваемой рекламы. Реклама была направлена вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. При этом в подразделениях АО «Альфа Банк» проведен дополнительный аудит бизнес-процессов (включая техническую составляющую), работникам указано на необходимость соблюдения требований законодательства РФ. Согласно письменным пояснениям АО «Альфа-Банк», распространение рассматриваемой рекламы прекращено на телефонный номер, указанный номер внесен в стоп-лист по исходящим коммуникациям Банка.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, рассмотрев материалы дела №032/05/28-385/2023, пришла к следующим выводам:

  1. Рассматриваемая информация является рекламной.

  2. Указанная информация не соответствует требованиям законодательства о рекламе ( ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» 38-ФЗ от 13.06.2006).

  3. Лицом, распространяющим данную рекламу, является АО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, юридический адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д.27).

  4. Поскольку, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы на телефонный номер заявителя, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Альфа-Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, в соответствии с пунктами 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу услуг «Альфа-Банк», распространенную 22.02.2023 в 18:19 посредством СМС-сообщения на абонентский номер заявителя с абонентского номера с буквенным обозначением «Alfa-Bank», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать АО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения в отношении акционерного общества «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


 

 

Решение изготовлено в полном объеме «19» июня 2023г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии: Члены Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны