Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-649/2023 о нарушении требований... от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Региональное агентство закупок»

«………..»

 

Департамент образования и науки

Брянской области

«………..»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……….»

 

АО «ЕЭТП»

«………….»

 

Решение по делу № 032/06/106-649/2023

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

 

резолютивная часть решения оглашена

11.08.2023, решение изготовлено 14.08.2023                                                           г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии:  «……………»

Членов Комиссии: «…………»

в присутствии:

«……»- представителя ООО «Региональное агентство закупок», действующего на основании Решения ООО «Региональное агентство закупок» № 1 от 11.11.2016,

«…….» – представителя Департамента образования и науки Брянской области, действующего на основании доверенности №2 от 08.08.2023;

«……….» – представителя Управления государственных закупок Брянской области, действующей на основании доверенности №5 от 03.07.2023,

рассмотрев поступившую жалобу заявителя ООО «Региональное агентство закупок» на действия заказчика Департамент образования и науки Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» за № 0127200000223004723  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

28.07.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» за № 0127200000223004723.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 591 376,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона  за № 0127200000223004723 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Региональное агентство закупок» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Департамент образования и науки Брянской области сформировавшего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно,

во-первых: заказчиком с нарушением требований п.3 ч.4 ст. 42 Закона о контрактной системы установлен срок окончания подачи заявок после внесения изменений в содержание извещения о проведении электронного аукциона за № 0127200000223004723;

во- вторых: сформированное заказчиком описание объекта закупки не соответствует коду КТРУ 32.99.53.130-00000289

в - третьих: установленный проектом контракта порядок оплаты и неоднозначность его расчета не позволяет исчерпывающим образом понять порядок поставки товара;

в - четвертых: по мнению заявителя, заказчиком сформирована совокупность требований к закупаемому товару, соответствующих единственному производителю: «Образовательный робототехнический комплект «СТЕМ Мастерская» Экспертный набор», что ограничивает количество потенциальных участников закупки;

в – пятых: заказчиком при формировании объекта закупки неправомерно объединены в один предмет закупки товары, входящие в Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617). Кроме того, заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации"(далее Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика Департамент образования и науки Брянской области (вх. № 5303-ЭП/23 от 09.08.2023), согласно которых, заказчик Департамент образования и науки Брянской области считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными.

Изучив представленные документы, заслушав представителей сторон, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:

1.  Заказчиком Департамент образования и науки Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 3 ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, не менее трех дней при установлении срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе за № 0127200000223004723.

Комиссией Управления установлено, что изменения извещения о проведении электронного аукциона за № 0127200000223004723 опубликованы уполномоченным органом 03.08.2023, при этом дата и время окончания подачи заявок 07.08.2023.

На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что после внесения изменений в извещение за № 0127200000223004723  срок до даты окончания приема заявок составлял три дня что соответствует требованиям п. 3 ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе. Кроме того, вопреки доводам заявителя срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе не приходится на нерабочий день.

Так, в рамках рассмотрения жалобы установлено, что 03.08.2023, таким образом, учитывая, положения  п. 3 ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе дата окончания срока подачи заявок должна быть установлена не ранее 07.08.2023.  Исходя из положений извещения о проведении электронного аукциона за № 0127200000223004723 дата окончания срока подачи заявок установлена заказчиком 07.08.2023 09:00 (МСК).

 В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями Технического задания, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.

2. Заказчиком Департамент образования и науки Брянской области не нарушены требования ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, пункт 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии), в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) при описании объекта закупки на поставку образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» за № 0127200000223004723.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона за № 0127200000223004723 заказчиком применен код КТРУ 32.99.53.130-00000289 «Набор для конструирования промышленных робототехнических систем».

В соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно справочной информации, размещенной в КТРУ по коду - 32.99.53.130-00000289 «Набор для конструирования промышленных робототехнических систем» дата начала обязательного применения позиции каталога 01.04.2021.

Характеристики для товара " Набор для конструирования промышленных робототехнических систем " по коду КТРУ 32.99.53.130-00000289, которая содержит, в частности следующее описание:

- Интерфейсы; изменяемая заказчиком (множественный выбор): UART; PWM; USART; TTL; I2C; SPI; Ethernet; USB; WiFi; Bluetooth; Для подключения микрофона; MicroSD; 3 pin для связи по последовательной шине.

В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме от 11.06.2020 N 24-06-08/51013 с учетом методологии разработки каталога Минфином России и Федеральным казначейством предусмотрены три вида характеристик:

"не изменяемая заказчиком" - характеристика с установленным значением, не подлежащим изменению заказчиком при выборе позиции;

"изменяемая заказчиком (выбор одного)" - позволяет заказчику выбрать одно из множества значений характеристики;

"изменяемая заказчиком (множественный выбор)" - позволяет заказчику выбрать одно или несколько значений характеристики.

При этом "изменяемые заказчиком" характеристики могут быть обязательными или необязательными к применению заказчиками.

            Кроме того, по общему правилу указание Заказчиком характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Согласно пояснениям Заказчика, при описании объекта закупки Заказчик выбрал те параметры, которые ему необходимы.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанные требования в описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона, не противоречат Закону о контрактной системе.

3. Заказчиком Департамент образования и науки Брянской области нарушены требования ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика, поскольку в пункт 3.1 проекта контракта включены положения, не соответствующие  условиям, указанным в извещении о проведении электронного аукциона за № 0127200000223004723.

Комиссией в рамках рассмотрения жалобы установлено, что согласно в п.3 приложения к извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона «Описание объекта закупки» заказчиком сроки поставки товара определены как в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта. Поставщик не менее чем за 3 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки».

Вместе с тем пунктом 3.1 проекта контракта предусмотрено, что «Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу г. Брянск, ул. Бежицкая, д.34А. (далее - места доставки), в течение 30 календарных дней с даты заключения товара», что не соответствует положениям извещения о закупке.

        Согласно пояснениям представителя Заказчика в рамках рассмотрения жалобы в пункте 3.1. проекта контракта, размещенного в составе заявки, допущена опечатка «с даты заключения товара», однако частью извещения является и описание объекта закупки, где определен конкретный срок поставки товара. Пунктами 3.2–3.8 проекта Контракта установлены требования к приемке товара с четким указанием дней на приемку с каждой стороны. Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона срок исполнения контракта определен - 107 календарных дней с даты заключения контракта.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Заказчиком Департамент образования и науки Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с которыми, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку совокупность установленных заказчиком в описании объекта закупки требований к закупаемому товару предусматривает возможность поставки как минимум двух товаров различных производителей.

Предметом осуществляемой закупки является поставка образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» за № 0127200000223004723.

 Приложением к извещению является «Описание объекта закупки», которым определены наименование и технические характеристики поставляемого товара.

Из представленной заказчиком Департамент образования и науки Брянской области (вх. № 5303-ЭП/23 от 09.08.2023) следует, что потребности заказчика в полной мере соответствуют следующие товары различных производителей:

- Коммерческое предложение ООО «Си-эс Интегра» на образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов «РобоМастерская», подписанное директором ООО «Си-эс Интегра»;

- Коммерческое предложение ООО «Элпо-Сервис» на поставку образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов «СТЕМ Мастерская. Экспертный набор», подписанное директором ООО «Элпо-Сервис».

Данные обстоятельства прямо указывают на отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки.

Согласно положениям, ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе, не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе. Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Вместе с тем, заявителем ООО «Региональное агентство закупок» до рассмотрения жалобы по существу, а также на заседании Комиссии Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств, свидетельствующих об обоснованности изложенного довода в части соответствия закупаемого товара товару единственного производителя.

5. Заказчиком Департамент образования и науки Брянской области не нарушены положения пункта 15 ч.1 ст. 42  Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона за № 0127200000223004723 правомерно не установлен запрет предусмотренный   Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 ".

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2.1 Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Предметом закупки является поставка образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» за № 0127200000223004723.

В описании объекта закупки предусмотрено, в частности,: «Встроенное программное обеспечение, позволяющее осуществлять настройку модуля технического зрения - настройку экспозиции, баланса белого, цветоразностных составляющих, площади обнаруживаемой области изображения, округлости обнаруживаемой области изображения, положение обнаруживаемых областей относительно друг друга».

В соответствии с письмом  Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2022 г. N 24-06-06/116710 по вопросу применения положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236, запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется исключительно в рамках выполнения конкретных обязательств, связанных с программным и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления N 1236". Кроме того, согласно письму ФАС России от 30 декабря 2022 г. N ПИ/118987/22 "при этом отмечаем, что законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением N 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств."

Комиссия УФАС констатирует, что объект рассматриваемой закупки не предусматривает ни поставку программного обеспечения, ни его установку, ни передачу прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Кроме того, довод Заявителя об объединены в один предмет закупки товаров, входящих в Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (поставка образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов) и не входящих в него (программное обеспечение) также не находит своего подтверждения в рамках рассмотрения жалобы. 

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу заявителя ООО «Региональное агентство закупок» на действия заказчика Департамент образования и науки Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку образовательных наборов для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» за № 0127200000223004723 частично обоснованной в части включения в проект контракта положений, не соответствующих  условиям, указанным в извещении.

2. Признать в действиях заказчика Департамент образования и науки Брянской области нарушение требований ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системы.

3. Выдать заказчику Департамент образования и науки Брянской области, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                «………….»

 

Члены комиссии                                                                                                  «………..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны