Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-114/2023 о нарушении требовани... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Дом»

«……..»

 

Администрация Комаричского муниципального района Брянской области

«……….»

 

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……….»

 

АО «ЕЭТП»

«……..»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/106-114/2023

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«17» февраля 2023 года                                                                                                г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «……»

Членов Комиссии: «……..»

в присутствие:

«………» -слушателя;

«……….». -слушателя;

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела представителя заявителя;

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Дом»  на действия заказчика Администрация Комаричского муниципального района Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области  за № 0127200000223000368  и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила:

03.02.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на Реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области за № 0127200000223000368.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 27 513 300,28 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №ИЭА1 от 13.02.2023  электронный аукцион на реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области признан  несостоявшимся.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000223000368 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Дом»  считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Администрация Комаричского муниципального района Брянской области, а именно, по мнению заявителя:   заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона за № 0127200000223000368 установлены дополнительные требования к участникам закупки относительно опыта работы, однако такие требования, вопреки требованиям Закона о контрактной системе, не связаны с  предметом контракта.

Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком Администрация Комаричского муниципального района Брянской области  при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта, а также положения п. 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от N 2571, согласно которым определено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта предусматривают наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей

При этом, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию,  поскольку заказчиком надлежащим образом установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта, соответствующего объекту осуществляемой закупки.

Так, объектом  осуществляемой закупки за № 0127200000223000368 является реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области.

При обозрении проектно-сметной документации на реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области установлено, что в её состав включены следующие разделы, в частности: Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» (86.21-ПЗУ), Раздел 3 «Архитектурные решения» (86.21-АР), Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (86.21-КР).

Согласно п.3 (1) положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, установленного  Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлено, что в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включаются следующие разделы:   а) раздел 1 "Пояснительная записка";    б) раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"; в) раздел 3 "Объемно-планировочные и архитектурные решения";  г) раздел 4 "Конструктивные решения";   

         В состав проектной документации для строительства линейных объектов или на отдельные этапы строительства линейных объектов согласно требований  Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" вышеуказанный разделы не разрабатываются.

            На основании вышеизложенного Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу, что реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области является реконструкцией объектива капитального строительства.

Данный вывод Комиссии Брянского УФАС России также подтверждается  положительным  заключением  государственной экспертизы № 32-1-1-3-040395-2021 от 23.07.2021, согласно пункта 2.1.2 «Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства»  положительной экспертизы от 23.07.2021 реконструкция   системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области определена  как нелинейный объект и как следствие, заказчиком Администрация Комаричского муниципального района Брянской области  правомерно установлено дополнительное требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с положениями п. 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от N 2571.

2. Заказчиком Администрация Комаричского муниципального района Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены  положения п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактное  системе, согласно которым  в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Однако, при обозрении проекта контракта  на реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области Комиссией Брянского УФАС установлено, что заказчиком процедура расторжения контратак отображено в недействующий редакции, которая утратила силу с 01.01.2022.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиком Администрация Комаричского муниципального района Брянской области   при осуществлении рассматриваемой закупки  нарушены требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования), ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается, поскольку заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе следующих сведений:

- сведений/копии сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, которые предоставляются в соответствии с пунктами 2,5,6 раздела «состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах» утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 №945, ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ:

- сведений о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права, предусмотренного частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации (размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, размер страховой суммы по договору о страховании риска ответственности за нарушение членом саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов), дата уплаты взноса (дополнительного взноса) в такой фонд саморегулируемой организации, дата приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства).

Согласно п. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно извещению об осуществлении закупки предметом аукциона является реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области, с начальной (максимальной) ценой контракта 27 513 300, 28  рублей.

В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно извещению об осуществлении закупки к участникам закупок установлены единые требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе " Участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). Участник закупки должен иметь достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, который должен соответствовать его ценовому предложению, а также достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, что является необходимым условием для принятия участия в закупках, при этом уровень ответственности участника закупки в компенсационном фонде должен быть не менее, чем его предложение о цене контракта. Участники, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее, не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1 ст. 52 ГрК РФ. ) ".

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие "выписка из реестра членов саморегулируемой организации", а также исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022.

С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.

Учитывая изложенное, при осуществлении закупки в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.

Данные выводы также отражены в совместном письме Минфина России и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вместе с тем, в соответствии с пп.1 п.1 Таблицы 2 «Требования к участникам закупки» установлено, что установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Кроме того, данным пунктом предусмотрено, что «документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 частью 1 статьи 31 44 Федерального закона указаны в п.1.13 ТАБЛИЦЫ 1».

Комиссией Брянского УФАС России при обозрении пункта 1.13 Таблицы 1 «Требования к содержанию, составу заявки на участие закупки, подавшем заявку на участие в закупке» установлено, что заказчиком предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе «документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 44 Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44 Федерального закона, если иное не предусмотрено 44 Федеральным законом: сведений/копии сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, а также сведений о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права, предусмотренного частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям п.12 ч.1 ст. 42, ч.3 ст. 43 Закона о контактной системе.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

 

1. Признать ООО «Дом»  на действия заказчика Администрация Комаричского муниципального района Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области  за № 0127200000223000368  необоснованной.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Комаричского муниципального района Брянской области нарушения п. 12 ч.1 ст. 42, ч.1 ст.31, п.1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

3.  Поскольку электронный аукцион на реконструкция системы водоснабжения в рп Комаричи Комаричского района Брянской области  за № 0127200000223000368  признан несостоявшимся, принято решение по данной закупке предписание не выдавать.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

           Резолютивная часть решения объявлена 17.02.2023, текст решения изготовлен 20.02.2023.

 

Заместитель председателя комиссии                                                           «……….»

 

Члены комиссии                                                                                                    «……….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны