Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/9... от 20 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Прокуратура Мглинского района

«…………»

 

Администрация Мглинского района

«………»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«………..»

 

АО «ЕЭТП»

«…………»

 

ИП «……….»           

 

 

 

 

Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-760/2023 

соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20.09.2023                                                                                                                     г. Брянск

 

На основании  ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),  под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения Прокуратуры Мглинского района (вх. № 5850/23 от 04.09.2023), в соответствии с Приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12.09.2023, 18.09.2023, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Руководителя инспекции: «……….»

Членов Инспекции: «…………»

         в присутсвии:

«………..»  – представителя Администрации Мглинского района, действующей на основании доверенности Б\н от 14.09.2023,

         «……….» – представителя Прокуратуры Мглинского района,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,

рассмотрение внеплановой проверки откладывалось с 15.09.2023 по 20.09.2023,

осуществив внеплановую проверку в отношении заказчика Администрация Мглинского района, уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области по соблюдению требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок путем проведения электронных аукционов:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2022 года за № 0127200000221007245,

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2023 года за № 0127200000222007517,

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2022 года за № 0127200000222003269,

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2023 года за № 0127200000223003428, установила: 

1. 21.12.2021 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация о проведении закупки путём электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2023 года за № 0127200000222007517.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 299 380,22 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 29.12.2021 №0127200000221007245-4 победителем электронного аукциона признан ИП «………..»

10.01.2022 между заказчиком Администрация Мглинского района и ИП «………..» заключён контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2023 года за № 0127200000222007517.

        По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрация Мглинского района нарушены положения п.2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент размещения извещения и документации об электронном аукционе), согласно которым Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество  участников закупки.

Заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2022 года.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

 Так, установлено, что указанные маршруты в документации об электронном аукционе № 0127200000221007245 не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: «Мглин-Деремна (вторн. среда. четв.) с заходом в Трусовку и Полховку (пон., пятн.)» и «Мглин –В. Бор  3-й рейс до Луговца».

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие 5 автобусов малого класса.

Из содержания документации о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Совокупность указанных требований извещении о закупке, а также требований документации в части срока исполнения обязательств по контракту (с 01.01.2022 по 06.01.2022) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение перевозок наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 5 % от цены контракта (64 969, 01 рублей).

Кроме того, согласно реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети Мглинского района, размещённого на официальном сайте Администрации Мглинского района, установлено, что каждый из 10 маршрутов имеет свой регистрационный номер, номер маршрута, протяжённость и т.д.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

При обозрении содержания   протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 29.12.2021 №0127200000221007245-4 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, анализ реестра муниципальных маршрутов Мглинского района показал, что каждый маршрут, входящий в состав описания объекта закупки, имеет собственную реестровую запись с входящими в нее сведениями о промежуточных пунктах, улицах и протяженности.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством финансовых ресурсов, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким  маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Мглинского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований, в том числе, экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных муниципальных маршрутов в состав одного объекта закупки и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Кроме того, в адрес Брянского УФАС России заказчиком Администрация Мглинского  района  представлены документы планирования регулярных перевозок, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако такие документы планирования не  указывают  на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть.

Выявленное в действиях заказчиков нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. 08.12.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении закупки путём электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2023 года за № 0127200000222007517.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 292 460,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.12.2022 №ИЭА1 победителем электронного аукциона признан ИП «………..».

27.12.2022 между заказчиком Администрация Мглинского района и ИП «………..» заключён контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2023 года за № 0127200000222007517.

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрация Мглинского района нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество  участников закупки.

Заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 1-е полугодие 2023 года.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

 Так, установлено, что указанные маршруты в извещении об электронном аукционе № 0127200000222007517, не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: «Мглин-Деремна (вторн. среда. четв.) с заходом в Трусовку и Полховку (пон., пятн.)» и «Мглин –В. Бор 3-й рейс до Луговца».

Из содержания извещения о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие 5 автобусов малого класса.

Из содержания документации о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Совокупность указанных требований извещении о закупке, а также требований документации в части срока исполнения обязательств по контракту (с 01.01.2023 по 30.06.2023) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение перевозок наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 5 % от цены контракта (114 623,00 рублей).

Кроме того, согласно реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети Мглинского района, размещённого на официальном сайте Администрации Мглинского района, установлено, что каждый из 10 маршрутов имеет свой регистрационный номер, номер маршрута, протяжённость и т.д.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

При обозрении содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.12.2022 №ИЭА1 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, анализ реестра муниципальных маршрутов Мглинского района показал, что каждый маршрут, входящий в состав описания объекта закупки, имеет собственную реестровую запись с входящими в нее сведениями о промежуточных пунктах, улицах и протяженности.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством финансовых ресурсов, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким  маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Мглинского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований, в том числе, экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных муниципальных маршрутов в состав одного объекта закупки и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Кроме того, в адрес Брянского УФАС России заказчиком Администрация Мглинского  района  представлены документы планирования регулярных перевозок, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако такие документы планирования не  указывают  на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть.

Выявленное в действиях заказчиков нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. 10.06.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении закупки путём электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2022 года за № 0127200000222003269.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 300 318,78 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2022 №ИЭА1 победителем электронного аукциона признан ИП «………..».

01.07.2022 между заказчиком Администрация Мглинского района и ИП «………..» заключён контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2022 года за № 0127200000222003269.

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрация Мглинского района нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество  участников закупки.

Заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2022 года.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

 Так, установлено, что указанные маршруты в извещении об электронном аукционе № 0127200000222003269, не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: «Мглин-Деремна (вторн. среда. четв.) с заходом в Трусовку и Полховку (пон., пятн.)» и «Мглин –В. Бор 3-й рейс до Луговца».

Из содержания извещения о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие 5 автобусов малого класса.

Из содержания документации о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Совокупность указанных требований извещении о закупке, а также требований документации в части срока исполнения обязательств по контракту (с 01.07.2022 по 31.12.2022) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение перевозок наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 5 % от цены контракта (65 015,94 рублей).

Кроме того, согласно реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети Мглинского района, размещённого на официальном сайте Администрации Мглинского района, установлено, что каждый из 10 маршрутов имеет свой регистрационный номер, номер маршрута, протяжённость и т.д.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

При обозрении содержания   подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2022 №ИЭА1  установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, анализ реестра муниципальных маршрутов Мглинского района показал, что каждый маршрут, входящий в состав описания объекта закупки, имеет собственную реестровую запись с входящими в нее сведениями о промежуточных пунктах, улицах и протяженности.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством финансовых ресурсов, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким  маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Мглинского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований, в том числе, экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных муниципальных маршрутов в состав одного объекта закупки и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Кроме того, в адрес Брянского УФАС России заказчиком Администрация Мглинского  района  представлены документы планирования регулярных перевозок, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако такие документы планирования не  указывают  на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть.

Выявленное в действиях заказчиков нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. 01.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении закупки путём электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2023 года за № 0127200000223003428.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 322 684,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 №ИЭА1 победителем электронного аукциона признан ИП «………..».

26.06.2023 между заказчиком Администрация Мглинского района и ИП «………..» заключён контракт  на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2023 года.

По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:

Заказчиком Администрация Мглинского района нарушены положения п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку заказчиком установлено описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ограничивает количество  участников закупки.

Заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Мглинского района Брянской области на 2-е полугодие 2023 года.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

 Так, установлено, что указанные маршруты в документации об электронном аукционе № 0127200000223003428, не пересекаются между собой и образуют самостоятельную маршрутную сеть муниципальных образований, в частности: «Мглин-Деремна (вторн. среда. четв.) с заходом в Трусовку и Полховку (пон., пятн.)» и «Мглин –В. Бор 3-й рейс до Луговца».

Из содержания извещения о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие 5 автобусов малого класса.

Из содержания документации о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер.

Совокупность указанных требований извещении о закупке, а также требований документации в части срока исполнения обязательств по контракту (с 01.07.2023 по 31.12.2023) фактически требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение перевозок наличия значительных финансовых ресурсов (обеспечение исполнения контракта составляет 5 % от цены контракта (116 134,20 рублей).

Кроме того, согласно реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети Мглинского района, размещённого на официальном сайте Администрации Мглинского района, установлено, что каждый из 10 маршрутов имеет свой регистрационный номер, номер маршрута, протяжённость и т.д.

Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системы запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному участнику закупки, конкретной услуге, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.

При обозрении содержания  протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 №ИЭА1 установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в закупке, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, анализ реестра муниципальных маршрутов Мглинского района показал, что каждый маршрут, входящий в состав описания объекта закупки, имеет собственную реестровую запись с входящими в нее сведениями о промежуточных пунктах, улицах и протяженности.

На основании изложенного, действия заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, находящихся в разных реестровых записях реестра муниципальных маршрутов, имеющих разное направление, разные точки отправления и прибытия транспортных средств, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством финансовых ресурсов, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким  маршрутам. Указанные действия заказчикам могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, в том числе к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в закупке, что запрещено статьей 8 Закона о контрактной системе.

Заказчиком Администрация Мглинского района на обозрение Инспекции Брянского УФАС России не представлено объективных доказательств и обоснований, в том числе, экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости объединения указанных муниципальных маршрутов в состав одного объекта закупки и невозможности иного группирования анализируемых маршрутов (в случае наличия такой необходимости), кроме как объединения всех маршрутов в состав одного объекта закупки.

Кроме того, в адрес Брянского УФАС России заказчиком Администрация Мглинского  района  представлены документы планирования регулярных перевозок, предусмотренных положениями ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако такие документы планирования не  указывают  на необходимость оптимизации и (или) объединение необходимых маршрутных направлений в единую маршрутную сеть.

Выявленное в действиях заказчиков нарушение требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Мглинского района нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

2. Поскольку контракты заключены, предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.

3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2023, текст решения изготовлен 21.09.2023.

 

Руководитель инспекции                                                                            «………………»

 

Члены инспекции                                                                                              

                                                                                                                         «…………»

Связанные организации

Связанные организации не указаны