Решение б/н Решение по делу ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой Е.В. от 4 июля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

7 апреля 2009 года г.Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:Селянина Н.Н.-зам.руководителя управления;
Члены комиссии:
Лагунова И.В. – начальник отдела товарных и финансовых рынков;
Кривоногова Л.А.- главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков
Кашлакова Е.А.– ведущий специалист-эксперт отдела финансов и кадров
В присутствии:
ИП Иванова В.А. – предъявлен паспорт

... . - по дов. № 32-01/289491
рассмотрев дело № 22 по признакам нарушения ИП Ященковой Е.В. 241035, г.Брянск, ул.Харьковская, д.1 кв.39 и ИП Ивановым В.А. 241035, г.Брянск, ул.50-й Армии, д.1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции»
Установила:
С 27 ноября 2008 года хозяйствующие субъекты, которые занимаются розничной реализацией сжиженного газа на АГЗС, действующих на территории Брянской области, резко и одномоментно установили розничные цены на моторное топливо – газ сжиженный с13,10 до 12,60 рублей за литр.
27 ноября 2008 года цены на СУГ на АГЗС ИП Ященковой Е.В., расположенных по адресу : АГЗС № 1 г.Брянск, ул.Литейная, 3; № 2 Брянский район, п.Путевка; АГЗС № 3 г.Брянске, ул.Калинина , а также на АГЗС ИП Иванова В.А., расположенных по адресу: АГЗС №1, км 5+700 а/дороги «Брянск-Дятьково» (Камвольный к-т); № 3 км.115+100 адороги «Орел-Брянск-Смоленск (2 Брянск) ; № 2 км.5 а/дороги «Брянск-Новозыбков» (п.Супонево); №7 г.Дятьково (ул.Доброславина,3а) установлены 12,60 рублей/л (ранее было 13,10 рублей/л).
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
На указанную дату ИП Иванов В.А. и ИП Ященкова Е.В.:
а/ одновременно установили до одной величины розничную цену на СУГ , т.е до 12,60 рублей/л;
б/поддерживали на одном и том же уровне розничные цены на СУГ, что соответствовало экономическим интересам каждого из них.
ИП Иванов В.А. и ИП Ященкова Е.В. совместно занимают существенную долю в размере 83,1% на рынке сжиженных углеводородных газов в Брянской области, таким образом, обладают значительной рыночной властью и имеют возможность воздействовать на общие условия обращения СУГ на рынке СУГ в географических границах Брянской области.
Следствием установления и поддержания одинакового уровня цен ИП Ивановым В.А. и ИП Ященковой Е.В. является устранение конкурентных отношений между ними, а именно – ценовой состязательности при розничной реализации СУГ.
Информация о ценах на АГЗС, на которых осуществляется розничная реализация СУГ, публична и участники рынка, в том числе ИП Иванов В.А. и ИП Ященкова Е.В. отслеживают действия друг друга по установлению розничных цен на СУГ и корректируют цены на собственных АГЗС, что подтверждают и участники сторон в рассмотрении дела.
Как установлено, действия ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой Е.В. по установлению одинаковых цен заранее были известны каждому из них, минуя письменные соглашения и договоренности, вследствие наличия и осознания каждым взаимного влияния друг на друга, влияния на общие условия обращения СУГ на рынке СУГ Брянской области.
Динамика закупочных цен ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой Е.В. существенно отличаются друг от друга, т.е закупочные цены (средние) ИП Иванова В.А. и Ященковой Е.В. в 2008 году составили соответственно:
Январь: 7,40 руб/л – 8,61 ; февраль: 7,32 руб/л – 8,61; март: 7,15 руб/л – 8,44; апрель: 7,35 руб/л – 8,75; май: 8,02 руб/л – 9,89; июнь: 8,90 руб/л – 10,73; июль: 9,44 руб./л – 11,07; август: 9,47 руб./л – 11,07; сентябрь: 9,38 руб./л – 10,77; октябрь: 9,28 руб/л – 9,87; ноябрь: 8,47 руб./л – 8,64 руб./л; декабрь: 5,43 руб/л. – 5,75 руб/л.
Средний уровень закупочной цены у ИП Иванова В.А. составил в 2008 году 8,15 рублей/л и ИП Ященковой Е.В. – 8,83 рублей/л, которые в течение 2008 году изменялись, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.
Розничные цены, установленные на АГЗС ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой в 2008 году составляли соответственно:
Январь – апрель 11-11,20 руб/л –11,20; май: 11,00;11,20;11,50;11,70 руб/л –11,20; 11,70; июнь: 11,80; 12,00; 12,10; 12,30; 12,50; 12,60 руб/л –11,70; 12,10; 12,60; июль: 12,30; 12,50; 12,60 руб./л – 12,60; август: 12,30; 12,50; 12,60; 13,00; 13,10 руб./л –12,60; 13,10; сентябрь: 12,80; 13,00; 13,10; руб./л – 13,10; октябрь: 12,80; 13,00; 13,10 руб/л –13,10; ноябрь: 12,00; 12,80; 12,50; 12,60; 13,00; 13,10; руб./л – 12,60; 13,10 руб./л; декабрь: 11,00; 11,10; 11,50; 11,60; 12,00; 12,10; 12,60; руб/л. –11,60; 12,10; 12,60 руб/л.
Средний уровень розничной цены у ИП Иванова В.А. в 2008 году сложился в размере 11,92 рублей/л, у ИП Ященковой Е.В. – 11,57 рублей/л, при этом цены постоянно изменялись как в сторону повышения, так и в сторону понижения, т.е при установлении на одинаковом уровне розничных цен ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой Е.В. закупочные цены ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой Е.В. в исследуемом периоде отличались друг от друга.
Розничная реализация СУГ представляет собой деятельность по перепродаже СУГ, приобретенных у хозяйствующих субъектов, занимающихся оптовой реализацией СУГ.
При анализе представленных материалов установлено, что поставка СУГ и его хранение для ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой Е.В. осуществляют разные хозяйствующие субъекты.
По поводу существенных обстоятельств, влияющих на ценообразование и деятельность ИП Иванова В.А, представлена информация расчета себестоимости на 1 литр СУГ по которой существенной частью себестоимости СУГ при розничной реализации с 27 ноября 2008 года является оптовая закупочная цена до 66,5 %, затраты на содержание 3,4 %. В коммерческих расходах 7,2 % составляет фонд заработной платы, 4,7% налоги и сборы, 1,3 % - транспортные расходы, 7,5 % аренда, остальные затраты – услуги инкассации и банка и потери СУГ.
Рентабельность при цене реализации 12,60 рублей/литр СУГ, при расчете себестоимости на 1л составляет 8,8 % и 9,3 % (в зависимости от поставщиков СУГ).
ИП Ивановым В.А. цены устанавливались приказами по предприятию в целях покрытия расходов по реализации, выполнения плана по доходу и обеспечения бесперебойного снабжения потребителей. Приказом № 18 от 27.11.2008 на АГЗС № 1,2,3, 7 8,00 час. ИП Иванов установил цены в размере 12,60 рублей/л.
Из информации, представленной ИП Ященковой Е.В. установлено, что установление цен на СУГ по АГЗС в 2008 году зависит от повышения – понижения закупочной цены поставщиков и ИП Ященкова Е.В. принимает решение по определению цен на газ лично, без письменного оформления. Обоснованные материалы (экономические, расчетные, послужившие основой для принятия соответсвующих решений) установления цен на СУГ по состоянию на 27 ноября 2008 года ИП Ященковой Е.В. не представлены.
По фактам установления и поддержания одинаковых розничных цен на одну и ту же величину в одно и то же время с 27.11.2008 года ИП Иванов В.А. пояснил, что осуществляет самостоятельную независимую ценовую политику, однако всегда ориентируется на цены своих конкурентов, при этом, цены на СУГ совпадают с ценами ИП Ященковой Е.в. не всегда и не на всех АГЗС. Между ИП Ивановым В.А. и Ященковой Е.В. не было соглашений и согласованных действий по установлению одномоментно цен. Установление цен в размере 12,60 рублей/л связано со снижением закупочных цен на СУГ, цен на горючесмазочные материалы, тарифов на услуги сторонних организаций. Порядок формирования цены осуществляется на основе мониторинга цен, расчетов затрат и других объективных факторов. Совпадение дат изменения цен – случайность.
Представитель Ященковой Е.В. пояснил, что установление цен в размере 12,60 рублей/л на уровне с ИП Ивановым В.А. – случайность, но установление более высоких или низких цен могут повлиять на общие условия обращения товара (отток покупателей, снижение размера выручки), при этом, установление одинаковых цен не препятствовало развитию конкуренции.
Комиссией Брянского УФАС установлено, что ИП Иванов В.А. и Ященкова Е.В. занимают существенную долю на рынке СУГ в географических границах Брянской области и влияют на общие условия обращения СУГ на данном рынке.
Осуществление согласованных действий по установлению или поддержанию цен не могут рассматриваться как допустимые в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании проведенного исследования материалов, пояснений по делу Комиссия Брянского УФАС пришла к выводу о наличии в действиях ИП Иванова В.А. и ИП Ященковой Е.В. нарушения пункта 1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении одинаковой цены в размере 12,60 рублей/л на сжиженные углеводородные газы с 27 ноября 2008 года и поддержании розничных цен , установлены
Руководствуясь статьей 23, частью 1, статьи 39, частями 1-4, статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Решила:
1. Признать ИП Иванова В.А. и ИП Ященкову Е.В. нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий по установлению одинаковой цены с 27 ноября 2008 года в размере 12,60 рублей/л на сжиженные углеводородные газы и поддержании розничных цен.
2. Выдать предписание ИП Иванову В.А. и ИП Ященковой Е.В. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, исключив повторение действий по установлению цен, систематически совпадающих с ценами хозяйствующими субъектов, являющихся конкурентами на рынке реализации СУГ в Брянской области.
3. Материалы дела передать должностному лицу Брянского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
4. В течение 2009 года ИП Иванову В.А. и ИП Ященковой Е.В уведомлять управление федеральной антимонопольной службы по Брянской области о намечаемом увеличении цен на СУГ с объяснением обоснованных причин их изменения.
Председатель комиссии  Н.Н.Селянина
Члены комиссии              И.В.Лагунова
                                          Л.А.Кривоногова  

                                          Е.А.Кашлакова
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

7 апреля 2009г. г. Брянск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:–Селянина Н.Н.- зам. руководителя управления;
Члены комиссии:
Лагунова И.В. – начальник отдела товарных и финансовых рынков;
Кривоногова Л.А.- главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков
Кашлакова Е.А.– ведущий специалист-эксперт отдела финансов и кадров
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 7 апреля 2009 года по делу № 22 о нарушении ИП Ивановым В.А. 241035, г.Брянск, ул.50-й Армии, 1Ященковой Е.В. 241035, г.Брянск, ул.Харьковская, д.1 кв.39 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06г. «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Иванову В.А. и ИП Ященковой Е.В. прекратить нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении одинаковой цены на сжиженные углеводородные газы в размере 12,60 рублей/л с 27 ноября 2008 года и поддержании розничных цен.
2. Нарушение прекратить путем прекращения осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий в форме исключения повторения действий по установлению цен, систематически совпадающих с ценами хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами на рынке реализации СУГ в Брянской области.
3. В течение 2009 года ИП Иванову В.А. и ИП Ященковой Е.В уведомлять управление федеральной антимонопольной службы по Брянской области о намечаемом увеличении цен на СУГ с объяснением обоснованных причин их изменения.

 


О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 11 мая 2009 года, представив письменно доказательства исполнения.

 


Председатель комиссии Н.Н.Селянина
Члены комиссии             И.В.Лагунова
                                         Л.А.Кривоногова

                                          Е.А.Кашлакова

 



Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны