Решение б/н Решение по делу № 106 от 15 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Решение по делу № 106

      г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2015г.

В полном объеме решение изготовлено 15 декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Брянского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;

<…> – государственный инспектор отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;

в присутствии:

представителя заинтересованного лица ООО «ГОФРОТАРА» <…>, действующего на основании доверенности от 01.12.2015г. №3ФАС,

в отсутствие:

<…> – заявителя,

представителей ответчика – управления имущественных отношений Брянской области (далее – Управление),

рассмотрев материалы дела №106 по признакам нарушения Управлением (241002, Брянская обл., г. Брянск, бульвар Гагарина, 25) ч.1 ст.15 Федерального  закона  от  26.07.2006 г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при совершении действий по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: Брянск г., Володарский р-н, ул. Фосфоритная, площадью 18298 кв.м., с кадастровым номером 32:28:0021801:6, с разрешенным видом использования производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса, без соблюдения условия предварительной и заблаговременной публикации сообщения о предоставлении участка в аренду, установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступило обращение <…>, перенаправленное по подведомственности из ФАС России (входящий от 05.10.2015г. № 5564) о признаках нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков в аренду без соблюдения требований земельного законодательства.

В результате полученных в рамках вышеуказанного заявления <…> материалов, на основании приказа Брянского УФАС России от 26.11.2015г. №440 возбуждено дело  №106 по признакам нарушения Управлением  ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела №106 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от  27.11.2015г.  №9650 дело назначено к рассмотрению на 08.12.2015г.

На заседании Комиссии, состоявшегося 08.12.2015г. в присутствии представителей ответчика <…>, действующей на основании доверенности от 20.10.2015г. №01-12078, <…>, действующей на основании  доверенности от 20.10.2015г. №01-11875/1 и представителя заинтересованного лица – ООО «ГОФРОТАРА» <…>, в рассмотрении дела объявлен перерыв до 9 часов 30 минут  11.12.2015г.

В рамках рассмотрения  материалов по делу №106 установлено следующее.

В адрес Управления обратилось ООО «ГОФРГОТАРА»  с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства цеха по производству бумаги.

Управлением в информационном бюллетене Правительства Брянской Управлением в информационном бюллетене Правительства Брянской области «Официальная Брянщина» от 07.05.2014г. №12 дано информационное сообщение о планируемом предоставлении  земельного участка с кадастровым номером  32:28:0021801:6, расположенного по адресу:  г. Брянск, ул. Фосфоритная,  площадью 18298 кв.м. с разрешенным использованием  - производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса. Замечания и предложения принимались в течение 14 календарных дней  со дня публикации.

Управлением издан приказ от 03.09.2014г. №1945 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «ГОФРОТАРА» в аренду  земельного участка, находящегося в собственности Брянской области, расположенного по адресу: Брянск г., Володарский р-н, ул. Фосфоритная» (далее – приказ №1945), согласно п.1  которого предоставлен в аренду ООО «ГОФРОТАРА» сроком на 5 лет  земельный участок из земель населенных пунктов площадью 18298 кв.м. (кадастровый номер <...> :28:0021801:6), расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, Володарский р-н, ул. Фосфоритная,  с разрешенным видом использования производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса  (далее – земельный участок).

08.09.2014г. на основании приказа №1945 Управлением с ООО «ГОФРАТАРА» заключен договор  аренды №3175 находящегося в областной собственности земельного участка, согласно которому земельный участок предоставлен в аренду сроком  с 08.09.2014г. по 08.09.2019г.

Актом приема – передачи от 08.09.2014г. земельный  участок передан  ООО «ГОФРАТАРА».

Согласно письма ГУП «Брянское полиграфическое объединение» от 21.10.2015г.  №135  информационный бюллетень Правительства Брянской области «Официальная Брянщина» от 07.05.2014г. №12  в типографию поступил 03.06.2014г., на склад – 06.06.2014г., заказчику – 16.09.2014г.

Согласно  письма УФПС Брянской области – филиала ФГУП «Почта России» от 20.10.2015г. №9.8-5/4527 дата распространения информационного бюллетеня Правительства Брянской области «Официальная Брянщина» от 07.05.2014г. №12 определена следующая - в период с 20.09.2014г. по 13.10.2014г., т.е. после заключения договора.

Управление обратилось в департамент внутренней политики Брянской области с письмом от 23.04.2014г. №31-4455 с просьбой опубликовать в информационном бюллетене Правительства Брянской области «Официальная Брянщина» объявление  о планируемом предоставлении в аренду Управлением в том числе вышеуказанного земельного участка с приемом замечаний и предложений  в течение 14 календарных дней со дня публикации.

Письменный запрос   Управления в адрес Департамента  о подтверждении наличия публикации вышеуказанного объявления отсутствует.

В адресной базе рассылки информационного бюллетеня Правительства Брянской области «Официальная Брянщина» указаны наименования органа, должностного лица, куда направляется издание, включая Департамент и  Управление.

Согласно информации из письма управления по строительству и развитию территории города Брянска от 02.12.2015г. №28/9979 и представленным документам на вышеуказанный земельный участок ООО «ГОФРОТАРА» выдано разрешение на строительство 31.07.2015г. №32-301-2749-2015.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №106  представители ответчика <…> не признали нарушение требований антимонопольного законодательства со стороны Управления при предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, поскольку  извещение о планируемом предоставлении участка в аренду было дано департаментом внутренней политики Брянской области. Пояснили, что у Управления отсутствует обязанность отслеживать выход публикации информационного бюллетеня Правительства Брянской области «Официальная Брянщина».  

Согласно письменным пояснениям Управления от 07.12.2015г. №16-13641  Управление самостоятельно не размещает публикации о планируемом предоставлении земельных участков, а производятся действия по предоставлению информации в Департамент, который организует выпуск информационного бюллетеня Правительства Брянской области «Официальная Брянщина».

В соответствии с постановлением Администрации Брянской области от 28.12.2005г. №697 «Об издании информационного бюллетеня «Официальная Брянщина»  Департаменту  поручено организовать выпуск информационного бюллетеня "Официальная Брянщина" и обеспечить своевременную публикацию нормативных правовых актов.

В адрес Управления иных заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, кроме ООО «ГОФРОТАРА» не поступало.

Представитель заинтересованного лица – ООО «ГОФРОТАРА» <…> в рамках рассмотрения дела №106 сообщил Комиссии, представив письменные пояснения с фотоматериалами (входящий от 11.12.2015г. №7399), что на земельном участке имеется объект  капитального строительства  - цех по производству картона и бумаги, находящийся  в стадии строительства (внутренняя отделка), возведенный на основании разрешения на строительство от 31.07.2015г. №32-301-2749-2015; ангар – склад временного хранения сырья и готовой продукции (сборно-разборная конструкция).

Изучив материалы дела №106, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы,  информацию, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.п.3 п.4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (действовавшей на момент предоставления участка) передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Под публикацией информации подразумеваются действия по размещению информации, в результате которых она становится доступной пользователям, заинтересованным лицам.

Предварительная, заблаговременная публикация о предоставлении земельных участков в аренду означает доведение до сведения неопределенного круга лиц, в том числе заинтересованных лиц в получении участков в аренду, в том числе  с целью выявления потенциальных желающих приобрести права аренды на участки, при этом до предоставления участков в аренду.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, публичное размещение информации о предстоящем предоставлении земельного участка для целей строительства призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

Упомянутый в постановлении Президиума принцип сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) корреспондирует с принципом обеспечения эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, установленным п. 1 ст. 34 ЗК РФ (действовавшей на момент  предоставления земельного участка) применительно к случаям предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, ввиду чего названные цели публичного информирования одинаково применимы как в случае предоставления земельного участка для целей строительства, так и для целей, не связанных со строительством.

Правовая позиция, изложенная в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 г. по делу №А79-3594/2013, определяет, что согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ установлено, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Таким образом, сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, сочетающих интересы общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 11 статьи 1 ЗК РФ).

Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Таким образом, публикация информационного бюллетеня Правительства Брянской области «Официальная Брянщина» от 07.05.2014г. №12 на момент предоставления  земельного участка в аренду отсутствовала и лица, желающие приобрести права аренды на земельный участок, были  лишены возможности заявить возражения, подать заявления на получение земельного  участка в аренду  в установленный четырнадцатидневный срок с момента опубликования, который Управление считает 07.05.2014г.,  так как указанный информационный бюллетень в типографию поступил 03.06.2014г., на склад – 06.06.2014г., заказчику – 16.09.2014г.;   распространялся в период с 20.09.2014г. по 13.10.2014г.

Как следует из содержания письма Департамента №341-ТЕ от 19.02.2015г. информационный бюллетень «Официальная Брянщина»  по подписке и через розничную сеть не распространялся, публикации в период с 13.03.2013г. по 13.02.2015г. в сети Интернет не размещались. Таким образом, возможность ознакомиться с содержанием сообщения о планируемом предоставлении земельных участков в аренду у заинтересованного круга лиц  имелась только через  напечатанное и распространенное издание «Официальная Брянщина».

Довод представителей  ответчика  об отсутствии обязанности отслеживать выход публикации информационного бюллетеня Правительства Брянской области «Официальная Брянщина» и ссылка на Департамент, которому поручено организовать  выпуск информационного бюллетеня Правительства Брянской области «Официальная Брянщина»  Комиссией не принимается, поскольку Управлению не вменяется нарушение при размещении информации о предстоящем предоставлении земельного участка Департаментом  в указанном бюллетене, а  нарушение требований антимонопольного законодательства при предоставлении земельного участка без соблюдения требования заблаговременной и  предварительной публикации.  Управление было обязано убедиться в соблюдении требований Земельного кодекса РФ в части публичности процедур предоставления земельного участка.

В соответствии с п.1.3 Положения об Управлении, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013г. №66 (далее – Положение №66) организационная структура и численность штатов Управления формируются в соответствии с осуществлением  полномочий, в том числе - управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Брянской области, в том числе земельными участками, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с п.1.4. Положения №66 Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Брянской области, законами Брянской области, правовыми актами Брянской области.

К основным функциям Управления согласно п. 3.7. Положения №66 относится в том числе принятие решения о распоряжении земельными участками, находящимися в собственности Брянской области, в том числе о продаже и предоставлении в установленном порядке земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и в аренду.

Таким образом, при предоставлении земельных участков в аренду Управление должно руководствоваться  нормами земельного законодательства, а именно в рассматриваемом случае  п.п.3 п.4 ст.30 ЗК РФ, который Управлением не соблюден.

В связи с вышеизложенным, Управлением совершены действия, выразившиеся  в издании приказа от 03.09.2014г. №1945 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «ГОФРОТАРА» в аренду земельного участка, находящегося в собственности Брянской области, расположенного по адресу: Брянск г., Володарский р-н, ул. Фосфоритная» и договора  аренды от 08.09.2014г. №3175 находящегося в областной собственности земельного участка без соблюдения требований ст.30 ЗК РФ (действовавшей на момент предоставления участка), предусматривающей обязательную  предварительную и заблаговременную публикацию сообщения о предоставлении участка  в аренду,  противоречащие требованиям  ч.1. ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку лица, желающие арендовать участок, были лишены возможности ознакомиться с указанным сообщением.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать в действии Управления  нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании приказа от 03.09.2014г. №1945 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «ГОФРОТАРА» в аренду земельного участка, находящегося в собственности Брянской области, расположенного по адресу: Брянск г., Володарский р-н, ул. Фосфоритная»  без соблюдения условия предварительной, заблаговременной публикации о предоставлении участков  в аренду, что является нарушением требований ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации  (действовавшей на момент издания приказа) и не допускается.

2.  Признать в действии Управления  нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договора  аренды от 08.09.2014г. №3175 находящегося в областной собственности земельного участка без соблюдения условия предварительной, заблаговременной публикации о предоставлении участков в аренду, что является нарушением требований ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации  (действовавшей на момент заключения договора)  и не допускается.

3. Не выдавать Управлению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и не направлять исковое заявление в Арбитражный суд Брянской области о признании недействительным договора аренды от 08.09.2014г. №3175, поскольку вышеуказанный договор аренды заключен, срок его действия не истек и на земельном участке имеется объект капитального строительства - цех по производству картона и бумаги, находящийся  в стадии строительства (внутренняя отделка), возведенный на основании разрешения на строительство от 31.07.2015г. №32-301-2749-2015.

4. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии:                                              <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                    <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны