Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 13 в порядке,... от 1 апреля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заказчик: АО «Транснефть-Дружба»
__________________________________
241020, г. Брянск, ул. Уральская, д. 113
Заявитель: ЗАО «РПК «БрендПринт»
__________________________________
352916, Краснодарский край,
г. Армавир, Северная Промзона
Оператор: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (ОАО "ЕЭТП")
https:// roseltorg.ru/
__________________________________
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы № 13 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении АО «Транснефть-Дружба» открытого аукциона в электронном виде по лоту С(А)-1.15.23-2 "Типографская продукция, знаки"
30 марта 2015г. г. Брянск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – Комиссия) в составе:
председателя комиссии:
Селяниной Н.Н. – зам. руководителя;
членов комиссии:
Атрошенко Н.М. – ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы;
Карсунцевой О.М. – государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы;
Исаковой Е.А. – государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы,
при участии:
представителя АО «Транснефть-Дружба» (…) (доверенность № 223 от 30.03.2015г.) и отсутствии ЗАО «РПК «БрендПринт» (уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ЗАО «РПК «БрендПринт» на действия заказчика – АО «Транснефть-Дружба» (г. Брянск, ул. Уральская, д. 113) при проведении открытого аукциона в электронном виде по лоту С (А)-1.15.23-2 "Типографская продукция, знаки" (извещение № 31501988577) на выполнение работ по поставке текстильной продукции,
УСТАНОВИЛА:
В Брянское УФАС России 20.03.2015г. поступила жалоба ЗАО «РПК «БрендПринт» (Краснодарский край, г. Армавир, Северная Промзона) на действия заказчика – АО «Транснефть-Дружба» (г. Брянск, ул. Уральская, д. 113) при проведении открытого аукциона в электронном виде по лоту С(А)-1.15.23-2 "Типографская продукция, знаки" (извещение № 31501988577) на выполнение работ по поставке текстильной продукции.
По мнению Заявителя, по итогам по рассмотрения заявок на участие в закупке заявка Претендента №3 - ЗАО «РПК «БрендПринт» (Заявитель) была не допущена к участию в закупке в соответствии с п. 7.10.5 П-03.100.50-МНД-022-14 «Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «МН «Дружба» от 22.04.2014., тем самым организатор нарушил его права и законные интересы, что выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия заявки требованиям конкурсной документации. Однако, заявка ЗАО «РПК «БрендПринт» полностью соответствовала требованиям документации о закупке № 31501988577.
Рассмотрев материалы жалобы, документы, представленные организатором закупки и заявителем, заслушав доводы представителя, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, в том числе для субъектов естественных монополий, установлены ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АО «Транснефть-Дружба», утвержденным решением Совета директоров АО «Транснефть-Дружба» от 12.12.2014г. (далее - Положение о закупке).
Как следует из материалов дела, 03.02.2015г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru АО «Транснефть-Дружба» инициировало проведение открытого аукциона в электронном виде по лоту С(А)-1.15.23-2 "Типографская продукция, знаки" (извещение № 31501988577) на выполнение работ по поставке текстильной продукции.
В соответствии с извещением предмет договора – поставка текстильной продукции. Количество поставляемого товара указано в документации о закупке; начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС - 3 217 367,52 руб., без учета НДС - 2 726 582,64 руб.
В соответствии с Протоколом 42-ДР/15 от 24.02.2015г. поступили 4 заявки на участие в закупке, 1 заявка отменена до рассмотрения.
В результате рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронном виде по лоту № С(А)-1.15.23-2 «Типографская продукция, знаки» конкурсной комиссией АО «Транснефть - Дружба» принято решение об отказе в допуске к участию в закупке Претендента № 3 (ЗАО «РПК «БрендПринт») (Протокол заседания Конкурсной комиссии № 44-ДР/15 от 10.03.2015).
Конкурсной комиссией АО «Транснефть-Дружба» при рассмотрении заявки ЗАО «РПК «БрендПринт» было установлено, что данная конкурсная заявка не соответствует требованиям п. 7.10.5 «Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «МН «Дружба» от 22.04.2014 в виду отсутствия в составе заявки выписки из реестра акционеров. Конкурсная комиссия отклонила заявку ЗАО «РПК «БрендПринт» по основанию несоответствия заявки по своему составу, оформлению требованиям документации о закупке в связи с отсутствием документов, подтверждающих раскрытие информации в отношении всей цепочки собственников.
При этом протокол не содержит сведений, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника закупки: положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации.
В соответствии с протоколом 45-ДР/15 от 10.03.2015г. победителем аукциона признан участник № 2 (ООО «ГАСЗНАК»).
При этом Комиссия Брянского УФАС установила следующее.
АО "Транснефть-Дружба" включено в реестр субъектов естественных монополий на основании решения Правления ФЭК России от 14 октября 1997 года.
Осуществляя закупку товаров, работ, услуг как субъект естественной монополии АО «Транснефть-Дружба» должно соблюдать основные требования к закупке и общие принципы закупки, такие как информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления несоизмеряемых требований к участникам закупки (часть 2 статьи 1, статья 3 Закона о закупках).
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (пункт 4); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).
Согласно п. 3.3. инструкции для участника аукциона в перечень документов, составляющих конкурсное предложение при закупке товаров, входят документы, содержащие информацию в отношении всей цепочки собственников участника ПКО, включая бенефициаров (в том числе, конечных) (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и иных документов).
При этом п. 3.3. документации содержит дополнительный перечень документов для участников – акционерных обществ и участников – обществ с ограниченной ответственностью. Так, для акционерных обществ надлежит в составе заявки дополнительно представить следующие документы:
- устав общества, с печатью ИФНС (в т.ч. изменения в устав, с печатью ИФНС);
- протокол (решение) о назначении руководителя, заверенный обществом;
- протокол (решение) о подтверждении полномочий руководителя, заверенный генеральным директором общества, если назначался более 3-х лет назад;
- для АО, созданных по решениям органов власти - документ о создании (постановление, распоряжение, указ и проч.).
В состав разработанной организатором закупки документации включена форма справки о цепочке собственников, подлежащая представлению участником процедуры закупки (Форма № 11). При этом, документация о закупке по лоту № С(А)-1.15.23-2 «Типографская продукция, знаки» не содержит конкретного указания на необходимость предоставления участниками выписки из реестра акционеров.
Комиссией Брянского УФАС установлено, что в представленной участником справке о цепочке собственников содержится полная информация об участниках общества, предусмотренная соответствующими графами формы № 11.
Вместе с тем, заявка заявителя содержит выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в отношении ЗАО «РПК «БрендПринт», исходя из содержания которой единственным учредителем данного общества является одно и то же физическое лицо, серия и номер паспорта которого приведены заявителем в составе заявки. Таким образом, единственный участник общества – физическое лицо – является конечным бенефициаром этого общества.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом.
Таким образом, единственный учредитель общества – физическое лицо – является и единственным акционером.
Требования, которым обязательно должен соответствовать потенциальный участник закупки, установлены п. п. 3 конкурсной документации, в соответствии с которым заказчиком не предусмотрено обязательное предоставление выписки из реестра акционеров.
Факт не представления заявителем в составе заявки выписки из реестра акционеров, не является фактом, подтверждающим непредставление сведений о всей цепочки собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе, конечных) и не способно повлиять на предпринимательские риски организатора закупки.
Принимая во внимание, что заявителем в составе заявки на участие в аукционе представлены сведения, необходимые для раскрытия информации в отношении всей цепочки собственников заявителя, включая конечных бенефициаров, Комиссия Брянского УФАС пришла к выводу, о том, что требование п. 3.3. документации о закупке (информация в отношении всей цепочки собственников участника аукциона, включая бенефициаров (в том числе, конечных)) участником ЗАО «РПК «БрендПринт» исполнено надлежащим образом.
Статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, недопущение к участию в аукционе заявки ЗАО «РПК «БрендПринт» по причине непредставления выписки из реестра акционеров является безосновательным.
Комиссия приходит к выводу о несоответствии конкурсной документации требованиям Закона о закупках в части сведений о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в виду следующего.
Претендент № 2 ООО «ГАСЗНАК», претендент № 4 ООО «Управление производственно - технической комплектации» (ООО «УПТК») допущены конкурсной комиссией к участию в закупке по лоту № С(А)-1.15.23-2 «Типографская продукция, знаки». При этом в заявке ООО «ГАЗЗНАК» отсутствовала форма 10 «Информационная карта», в заявке ООО «УПТК» отсутствовала форма 13 «Комфортное письмо» (письмо банка, предоставляющего банковскую гарантию выполнения условий договора).
Согласно позиции АО «Транснефть - Дружба» в силу п. 7.10.5 Положения о закупке конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке по основаниям, установленным указанным пунктом. При этом следует учитывать, что это право Конкурсной комиссии, при осуществлении которого конкурсной комиссией оценены возможные основания недопуска, а также их значимость для конкретной закупки.
Таким образом, несоответствие заявок других участников аукциона ООО «ГАЗЗНАК» и ООО «УПТК» требованиям, установленным в закупочной документации, не явилось для конкурсной комиссии основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
В рассматриваемом случае конкурсная комиссия оценивала критерии по собственному усмотрению, что позволило ее провести оценку заявок участников, руководствуясь субъективной оценкой.
При проведении закупок, организатор обязан следовать законодательно установленным правилам проведения закупок, в первую очередь он должен определить победителя с учетом заранее установленных критериев отбора. Заявку на участие нельзя отклонить произвольно, необходима соответствующая мотивировка отказа в допуске к участию в закупках. Поэтому в аукционной документации указывается не только перечень критериев, но и их значимость (чаще всего количество баллов или процентное соотношение). Произвольный подход к применению отборочных критериев противоречит правовой природе самих закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В пункте 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ указано, что "в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке", в том числе "критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке" и "порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке".
Согласно п. 3.7 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Порядок оценки и сопоставления заявок конкурсной документации, установленный на основании положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев) которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана конкурсной комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками. В порядке сопоставления заявок должна быть указана значимость каждого критерия предъявляемого к участнику конкурса.
Такая конкретизация в конкурсной документации АО «Транснефть - Дружба» не содержится. В п. 2.8 документации к закупке указано:
«Основными критериями оценки являются:
- способность лица стать субъектом правоотношений с заказчиком.
- непревышение стоимости заявки на участие в закупке начальной (максимальной) цены лота;
- опыт оказания услуг (работ), поставки товаров, аналогичных предмету закупки;
- соответствие заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, в том числе качество подготовки и предоставления документов участником в составе заявки на участие в закупке, согласно требованиям документации о закупке, отсутствие недостоверных сведений об участнике закупке;
- способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по договору;
- наличие соответствующих лицензий и/или сертификатов производителей, государственных органов (при необходимости);
- обоснованность ценообразования;
- репутация участника (отсутствие у участника претензионных требований и судебных споров, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств с организациями системы «Транснефть» (далее – ОСТ), заключенным ранее, отзывы о работе участника с заводами изготовителями, другими лицами (заказчиками), рекомендательные письма, дилерские и дистрибьюторские соглашения на момент подачи заявки для участия в закупке);
- надежность (подтвержденные сведения о непроведении в отношении участника процедуры банкротства, о ненахождении участника в процессе ликвидации, о неназначении в отношении участника административного приостановления деятельности, об отсутствии ареста имущества);
- отсутствие уголовных дел, возбужденных в отношении руководителей участника закупки;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, подрядчиков.
При рассмотрении заявок на участие в закупке, при прочих равных условиях, предпочтительным является предложение участника закупки, являющимся производителем (официальным представителем, дилером) продукции по предмету закупки, включенной в состав лота. Участник закупки, являющийся официальным представителем или дилером производителя продукции по данному лоту, обязан предоставить соответствующие подтверждения».
Критерии оценки как «способность лица стать субъектом правоотношений с заказчиком» и «способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по договору» не содержат расшифровку, т.е. какими показателями данные критерии должны оцениваться.
Таким образом, в конкурсной документации не определено содержание критериев «способность лица стать субъектом правоотношений с заказчиком» и «способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по договору», каким образом определяется предпочтительность и каким образом сопоставляется одна заявка с другой, как начисляются баллы (проценты) по каждому критерию.
Согласно позиции АО «Транснефть - Дружба» в рамках оценочной стадии осуществляло оценку заявок по критериям, указанным в конкурсной документации, а сопоставление заявок - по степени предпочтительности для заказчика.
Отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке привело к злоупотреблению со стороны организатора, поскольку рассмотрение заявок для участия в последующей процедуре пошагового понижения стоимости лота было основано на субъективном усмотрении конкурсной комиссии.
Отсутствие в аукционной документации критериев оценки, порядка оценки и сопоставления заявок противоречит целям Закона о закупках, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам закупки неизвестен порядок, при котором та или иная заявка участника признается победившей на конкурсе, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, создает условия для злоупотреблений со стороны организатора, конкурсной или аукционной комиссии.
Довод АО «Транснефть - Дружба», что для аукциона порядок оценки и сопоставления заявок для участия аукциона определен п. 2.10.5 инструкция для участника, согласно которому при проведении аукциона участники аукциона подают предложения о цене договора, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага аукциона», отклоняется антимонопольным органом в виду следующего.
Согласно п. 7.4. Положения о закупках АО «Транснефть - Дружба порядок проведения аукциона предусматривает:
- объявление о проведении аукциона;
- проведение квалификационного отбора (КО) (по решению организатора закупки);
- предоставление документации о закупке участникам закупки, разъяснение положений документации о закупке;
- направление участниками закупки заявок на участие в закупке;
- вскрытие конвертов с заявками на участие в закупке;
- рассмотрение заявок на участие в закупке и допуск их к участию в аукционе;
- проведение процедуры пошагового понижения (собственно аукцион).
Таким образом, процедура аукциона содержит стадию рассмотрения заявок на участие в закупке и допуск их к участию в аукционе, а п. 2.10.5 инструкции для участника содержит порядок оценки для процедуры пошагового понижения (собственно аукциона).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что АО «Транснефть - Дружба» при проведении открытого аукциона в электронном виде по лоту С (А)-1.15.23-2 "Типографская продукция, знаки" (извещение № 31501988577) на выполнение работ по поставке текстильной продукции, нарушило требования части 6 статьи 3, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", п. 3.7. Положения о закупках АО «Транснефть-Дружба» поскольку:
- недопущение к участию в аукционе заявки ЗАО «РПК «БрендПринт» является безосновательным и неправомерным, поскольку состав документов, приложенных ЗАО «РПК «БрендПринт» к заявке, соответствовал требованиям аукционной документации, а необходимость представлять выписку из реестра акционеров отсутствовала у претендента в силу неуказания данного требования в документации, данные действия заказчика - АО «Транснефть - Дружба» не соответствуют требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках;
- в конкурсной документации не указано, что подразумевается под критериями оценки «способность лица стать субъектом правоотношений с заказчиком» и «способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по договору», в связи с чем, невозможно определить, что включают в себя указанные понятия и тем самым, возможен субъективный подход при оценке заявок со стороны конкурсной комиссии заказчика АО «Транснефть - Дружба», что является несоблюдением пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках;
- в конкурсной документации АО «Транснефть - Дружба» отсутствует значимость каждого критерия, порядок оценки и сопоставления заявок, на основе которого конкурсная комиссия оценивает заявки претендентов для участия в процедуре собственно аукциона, что является несоблюдением пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, п. 3.7. Положения о закупках АО «Транснефть-Дружба».
Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО «РПК «БрендПринт» на действия заказчика АО «Транснефть - Дружба» при проведении открытого аукциона в электронном виде по лоту С (А)-1.15.23-2 "Типографская продукция, знаки" (извещение № 31501988577) обоснованной.
2. Признать в действиях АО «Транснефть - Дружба» нарушение части 6 статьи 3 и пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 3.7. Положения о закупках АО «Транснефть-Дружба».
3. Выдать АО «Транснефть - Дружба» предписание об устранении нарушения.
4. Передать материалы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии Н.Н.Селянина
Члены Комиссии: Н.М.Атрошенко
О.М. Карсунцева
Е.А.Исакова