Решение б/н Решение по делу № 13 от 23 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчики:

 

Администрация  Карачевского района Брянской области

                                                               

242500, Брянская обл., г. Карачев,

ул. Советская, 64

 

ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области»

 

 
 

 

 

 

241050, г. Брянск, ул. Калинина, 73

 

Заинтересованное лицо:

 

ООО «Стройдело»

 

241020, г. Брянск, ул. Уральская, 109

 

 

 

Решение по делу № 13

      г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2015г.

В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…> – руководитель Брянского УФАС России;

Заместитель председателя Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и  ЖКХ   Брянского УФАС России;

Член Комиссии:

<…> – государственный инспектор отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами.

в присутствии:

<…> – представителя ответчика – администрации Карачевского района Брянской области, действующего на основании доверенности от 25.02.2015г. №955,

в отсутствие:

- представителей ответчика – ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области», заявившего ходатайство о рассмотрении дела №13 без участия представителей учреждения (вх. от 11.03.2015г. №242-ф), которое Комиссией удовлетворено;

- заинтересованного лица – ООО «Стройдело»,

уведомленных о рассмотрении дела надлежащим образом, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении 24105088355964 и 24105088355957,

рассмотрев материалы дела №13 по признакам нарушения администрацией Карачевского района Брянской области (242500, Брянская обл., г. Карачев, ул. Советская, 64) и ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» (241050, г. Брянск, ул. Калинина, 73)  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),  установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области 24.11.2014г.  поступило обращение прокуратуры Брянской области от 29.12.2014г. №7-763-2014 о проводимой проверке  по обращению <…>, поступившее от временно исполняющего обязанности Губернатора Брянской области <…> по вопросу неправомерного использования бюджетных средств при заключении муниципального контракта от 17.10.2012г. №89 на строительство объекта: «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве (далее – муниципальный контракт от 17.10.2012г. №89).

Брянским УФАС России в рамках рассмотрения вышеуказанного обращения были сделаны запросы в адрес  администрации Карачевского района Брянской области, КРУ администрации Губернатора и Правительства Брянской области, ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» о представлении необходимой информации.

По результатам анализа представленных материалов Брянским УФАС России возбуждено дело №13 о нарушении антимонопольного законодательства  на основании приказа от 11.02.2015г. №50.

Определением о назначении дела №13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.02.2015г. №849 дело назначено к рассмотрению на 26.02.2015г., привлечены к участию в деле в качестве ответчика – администрация Карачевского района Брянской области и ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области», в качестве заинтересованного лица – ООО «Стройдело».

 При  рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №13 на заседании Комиссии 26.02.2015г. представителем ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» Батуриной О.В. заявлено о привлечении учреждения в качестве ненадлежащего ответчика, в связи с осуществлением контроля и технического надзора за соответствием объема, стоимости и качества работ проектно-сметной документации, а также перечислением денежных средств на лицевой счет администрации для оплаты  за фактически выполненные объемы работ по муниципальному контракту от 17.10.2012г. №89, в последующем представив письменные пояснения об этом от 04.03.2015г. №403/1.

26.02.2015г. рассмотрение дела №13 Комиссией отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, что явилось основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела №13 от 26.02.2015г. №1192 с назначением следующего заседания Комиссии на 11.03.2015г.

Так, в рамках рассмотрения дела №13 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

17.10.2012г. администрация Карачевского района Брянской области (муниципальный заказчик), ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» (заказчик – застройщик) и ООО «Стройдело» (генеральный подрядчик) заключили муниципальный контракт от 17.10.2012г. №89, предусматривающий выполнение подрядчиком  работ по строительству объекта «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве». Стоимость работ по муниципальному  контракту от 17.10.2012г. №89 составила 88705,889 тысяч рублей.

Муниципальный контракт от 17.10.2012г. №89 заключен в период действия Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) с единственным подрядчиком  - ООО «Стройдело».

Документов, подтверждающих проведение процедуры проведения торгов, не представлено.

При этом в соответствии с п.1.1 контракта от 17.10.2012г. №89 основанием для его заключения являются положения  п.6 ст.55 Закона о размещении заказов.

В силу п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании  которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.

ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» во исполнение положений вышеуказанной нормы направило письмо от 18.10.2012г. №3448 в адрес контрольно-ревизионного управления администрации Брянской области с приложением копии муниципального контракта от 17.10.2012г. №89 и документов, подтверждающих обстоятельства, на основании которых заключен контракт.

К числу представленных документов  относятся в частности следующие.

1. Протокол оперативного совещания по вопросу определения единственного подрядчика по объекту «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве» без даты составления, из содержания которого следует, что присутствующие на совещании лица осуществили отбор единственного подрядчика из числа трех  претендентов: ЗАО «Брянскагропромстрой», ООО «ГРАН, ООО «Стройдело» исходя из предложенных указанными хозяйствующими субъектами процента снижения стоимости работ и сроков их выполнения, представители которых приглашены и присутствовали на оперативном совещании. По итогам отбора принято решение о целесообразности определить единственным подрядчиком – ООО «Стройдело», предложившим снижение стоимости выполненных работ до 7% и определившим срок окончания работ  2 квартал 2013г.

2. Протокол оперативного совещания по признанию обстоятельств непреодолимой силы выполнения подрядных работ по строительству объекта «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве» для государственных нужд без даты составления, из содержания которого следует, что «…стадион «Снежеть» длительное время не ремонтировался  и находился без надлежащего технического контроля.  Основные несущие конструкции трибун находятся в ограниченно работоспособном состоянии, а  отдельные конструктивные элементы (плиты перекрытия) – в недопустимом состоянии,  также нарушена целостность прорезинового покрытия баскетбольной площадки, что может создать  угрозу жизни и здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на данном объекте. … Система обеспечения безопасности на  объектах данной категории не в полной мере отвечает складывающейся обстановке и  продолжает оставаться уязвимой для совершения возможных террористических актов и иных преступных посягательств… следовательно, стадион «Снежеть» является объектом повышенной опасности для жизни и здоровья жителей г. Карачева…  В соответствии с требованиями  Федерального закона  №94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по проведению открытого аукциона по определению  проектной организации, периода проектирования,  экспертизы проекта, а затем аукциона по определению подрядной  организации необходимо не менее 4 месяцев, что не позволит своевременно выполнить мероприятия по организации строительства стадиона «Снежеть» в г. Карачеве».

Указанным протоколом фиксируется  выбранный подрядчик ООО «Стройдело».  Кроме того, вышеназванные в протоколе обстоятельства  признаны обстоятельствами  непреодолимой силы, также принято решение  о выборе способа размещения заказа у единственного подрядчика, поскольку способы размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразны в рассматриваемом случае.

3. Протокол №9 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Карачаевском районе от 09.06.2012г., согласно которому комиссия пришла к выводу, что «… сложившаяся ситуация, связанная с техническим состоянием стадиона в любой момент может привести к обрушению отдельных элементов (плит перекрытия), что может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации».

4. Техническое обследование стадиона «Снежеть» в Карачеве, оформленное  ГУП «Брянсккоммунпроект» в 2007г., содержащее общее заключение о том, что обследуемое сооружение длительное время не ремонтировалось, не эксплуатировалось, находилось без надлежащего технического контроля и в том виде, в котором  оно находится на день обследования, эксплуатироваться не может. Здание ремонтировать экономически нецелесообразно, рекомендуется существующие трибуны разобрать и установить новые.

5. Акт осмотра демонтируемых строительных конструкций и изделий трибун и подтрибунных помещений стадиона «Снежеть» в г. Карачеве для определения возможности их использования при реконструкции, составленный в мае 2009г., согласно которому плиты перекрытия, стены и перегородки из силикатного кирпича, железобетонные перемычки, окна и двери, металлические ограждения трибун, стойки  не пригодны для дальнейшего использования.

Представитель ответчика – администрации <…> в рамках рассмотрения дела пояснил, что при заключении муниципального контракта от 17.10.2012г. №89 администрация руководствовалась следующими  протоколами: оперативного совещания по признанию обстоятельств непреодолимой силы выполнения подрядных работ по строительству объекта «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве» для государственных нужд без даты составления; оперативного совещания по вопросу определения единственного подрядчика по объекту «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве» без даты составления. Кроме того согласился об отсутствии оснований для применения непреодолимой силы в рассматриваемом случае.

Изучив материалы дела №13, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, заслушав представителей ответчиков, заинтересованного лица, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно требованиям  ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Перечень случаев заключения контрактов заказчиками у единственного источника определен в исчерпывающем объеме в ст.55 Закона о размещении заказов и не подлежит расширительному толкованию со стороны заказчиков.

При заключении муниципального контракта от 17.10.2012г. №89 стороны руководствовались положениями п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов, исключающими обязанность проведения торгов при наличии указанных в названной норме обстоятельств.

Однако оснований, предусмотренных п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказа, и дающих право на заключение контракта от 17.10.2012г. №89 с конкретным лицом – ООО «Стройдело» без процедуры проведения торгов в рассматриваемом случае  не имелось.

Согласно п.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, т.е. обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий. Так в частности к непреодолимой силе относятся чрезвычайные события, такие как землетрясение, извержение вулкана засуха, ураганы и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

Ответчиками по делу №13 не представлено доказательств, подтверждающих наступления обстоятельств непреодолимой силы, а представленные материалы, а именно:

- протокол оперативного совещания по признанию обстоятельств непреодолимой силы выполнения подрядных работ по строительству объекта «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве» для государственных нужд без даты составления,

- протокол оперативного совещания по вопросу определения единственного подрядчика по объекту «Реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве» без даты составления,

- протокол №9 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Карачаевском районе,

- техническое обследование стадиона «Снежеть» в Карачеве, оформленное  ГУП «Брянсккоммунпроект» в 2007г. 

не принимаются Комиссией как документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы и не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства, поскольку не доказывают их наличия.

Вышеуказанные документы подтверждают отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, выявивших срочную муниципальную потребность в выполнении работ по реконструкции стадиона «Снежеть» в г. Карачеве.

Необходимость в выполнении таких работ возникла у муниципального заказчика задолго до даты заключения муниципального контракта от 17.10.2012г. №89, что подтверждается:

- датой технического обследования стадиона «Снежеть» в г. Карачеве – 2007 года;

- актом осмотра демонтируемых строительных конструкций и изделий трибун и подтрибунных помещений стадиона «Снежеть» в г. Карачеве для  определения возможности их использования при реконструкции, составленным в мае 2009г.;

- заключением администрацией Карачевского района муниципального контракта от 20.10.2008г. на выполнение проектно-сметной документации объекта по реконструкции стадиона «Снежеть» в г. Карачеве;

- поучением положительного заключения государственной экспертизы от 08.12.2009г.

Как установлено в ходе рассмотрения дела №13, работы по реконструкции стадиона «Снежеть» в г. Карачеве ООО «Стройдело» на момент рассмотрения дела  выполнены частично, что также свидетельствует об отсутствии срочности проведения реконструкции стадиона.

 Довод представителя ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» <…> о привлечении его в качестве не надлежащего ответчика Комиссией во внимание не принимается в виду следующего.

В соответствии с абз.39 ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Кроме того, из представленных следующих копий документов, а именно:

-  Соглашения от 20.02.2012г. №33 о порядке предоставления субсидий областного бюджета муниципальному образованию на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2012 году и на плановый период 2013 и 2014 годов (Соглашение №33) и  дополнительного соглашения к нему от 20.07.2012г. №3;

-  Соглашения от 09.01.2013г. №31 о порядке предоставления субсидий областного бюджета муниципальному образованию на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2013 году и на плановый период 2014 и 2015 годов и  дополнительных соглашений к нему от 22.07.2013г., от 18.11.2013г., от 03.12.2013г.;

-  Соглашения от 27.01.2014г. №20 о порядке предоставления субсидий областного бюджета муниципальному образованию на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2014 году и на плановый период 2015 и 2016 годов и  дополнительного соглашения к нему от 01.07.2014г., заключенных между Департаментом строительства и архитектуры Брянской области, администрацией Карачевского района и ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» (являющимся “Заказчиком – застройщиком” по соглашениям) следует, что администрация Карачевского района  передает “Заказчику – застройщику” полномочия по осуществлению части функций муниципального заказчика (пункт 35 Порядка  формирования и реализации региональной адресной инвестиционной программы Брянской области  (Постановление администрации области от 31.08.2011  года №800) по объектам собственности муниципального образования «Карачевский район» (пункт 3.2.2 Соглашения №33).

В соответствии с пунктом 35 Порядка  формирования и реализации региональной адресной инвестиционной программы Брянской области, утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 31.08.2011г.  №800 «О бюджетных инвестициях в объекты государственной и  муниципальной  собственности Брянской области» (действовавшим в момент заключения муниципального контракта от 17.10.2012г. №89), к отдельным  функциям заказчика относятся, в том числе, обеспечение размещение заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключение соответствующих государственных контрактов (договоров) (подп. б), а также исполнение иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подп. е).

Согласно п. 3.3.8.  Соглашения №33 “Заказчик – застройщик” организует  проведение торгов на выполнение работ (услуг), закупок товаров по объектам собственности муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, согласно приложению №1, реконструкция муниципального стадиона «Снежеть» в г. Карачеве которого внесена дополнительным соглашением от 20.07.2012г. №3.

Согласно п. 3.3.9. Соглашения №33 “Заказчик – застройщик” по итогам торгов на выполнение работ (услуг), закупок товаров по объектам собственности муниципального образования на 2012год подготавливает и предоставляет  администрации Карачевского района на подписание муниципальные контракты в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на  ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» возложены функции не только по контролю и техническому надзору, но и часть функций муниципального заказчика, согласно которым учреждение организует проведение торгов, в том числе в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, в связи с чем является надлежащим ответчиком по делу №13 о нарушении антимонопольного законодательства.

Следовательно, администрацией Карачевского района Брянской области и ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области»  не был соблюден порядок заключения вышеуказанного муниципального контракта от 17.10.2012г. №89, установленный Законом о размещении заказов.

Принятие решения о заключении указанного контракта без соблюдения процедуры торгов нарушило права и законные интересы участников размещения заказа, осуществляющих деятельность в сфере строительства и капитального ремонта и претендующих на заключение контракта.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011г. №8799/11 непроведение торгов в тех случаях, когда требуется проведение торгов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В связи с вышеизложенным администрацией Карачевского района Брянской области и ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» заключен вышеуказанный муниципальный контракт от 17.10.2012г. №89 с конкретным хозяйствующим субъектом – ООО «Стройдело» без процедуры проведения торгов, предусмотренной ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов,  что свидетельствует о совершении действий, приводящих к недопущению и устранению конкуренции, что в свою очередь является нарушением требований положений ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 49  Закона о защите конкуренции, Комиссия

         РЕШИЛА:

         1. Признать администрацию Карачевского района Брянской области нарушившей ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции при заключении с конкретным хозяйствующим субъектом – ООО «Стройдело» без процедуры проведения торгов муниципального контракта от 17.10.2012г. №89, что не допускается в соответствии с антимонопольным законодательством.

2. Признать ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области»  нарушившим ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции при заключении с конкретным хозяйствующим субъектом – ООО «Стройдело» без процедуры проведения торгов вышеуказанного муниципального контракта от 17.10.2012г. №89, что не допускается в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Не выдавать администрации Карачевского района и ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку вышеуказанный муниципальный контракт от 17.10.2012г. №89 заключен.

4. Не направлять исковое заявление в Арбитражный суд Брянской области о признании вышеуказанного муниципального контракта от 17.10.2012г. №89 недействительным, поскольку в Арбитражном суде Брянской области рассматривается дело №А09-14919/2014 по иску Прокуратуры Брянской области о признании вышеуказанного муниципального контракта недействительным.

5. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии:                                                                <…>

 

Заместитель

председателя Комиссии:                                                                 <…>

 

Член Комиссии:                                                                                 <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны