Решение б/н Решение и предписание по делу №137 от 12 ноября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«29» ноября 2012г. г.Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии –<…> – зам. руководителя Брянского УФАС России,
Члены Комиссии: <…> – ведущий специалист - эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
<…> – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело № 137 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в рекламе лекарственного средства «Эффералган» и витаминного комплекса «Актив», без указания сопровождения предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, а также необходимости получения консультации специалиста,
в присутствии представителя ООО «Линия жизни» <…> - без доверенности
УСТАНОВИЛА:
Специалистами Брянского УФАС России, на фасаде аптечного пункта расположенной по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, 5а, в ноябре 2012 года обнаружена реклама лекарственного средства «Эффералган» и витаминного комплекса «Актив».
В ходе рассмотрения дела было установлено нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению или использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Данная реклама размещена в месте осуществления деятельности аптеки, и соответственно, можно сделать вывод о наличии намерения рекламодателя привлечь внимания покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее – Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.10.2006г. №736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
В соответствии с государственным реестром лекарственных средств, размещенном на официальном сайте Минздрава России, указанные препараты прошли государственную регистрацию и отнесены к категории лекарственных средств.
Таким образом, рекламируемые препараты являются лекарственными средствами и при их рекламе должны соблюдаться требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе, т.е. указанная реклама должна быть сопровождена предупреждением о наличии противопоказаний к применению или использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Объектом рекламирования является лекарственное средство «Эффералган» и витаминный комплекс «Актив».
Деятельность аптечного пункта направлена на извлечение прибыли от торговли (и рекламируемым товаром в том числе). Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц, так как в аптеку заходят посетители являющиеся как покупателями товара, так и нет, различной категории, т.е. лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретной стороны правоотношения, которые, возможно, возникнут в будущем по поводу реализации объекта рекламирования.
Таким образом, Комиссией установлено:
1. Информация выставленная в витрине аптеки по адресу г.Брянск, ул. Авиационная, 5а лекарственного средства «Эффералган» и витаминного комплекса «Актив», является рекламой.
2. В данной рекламе отсутствует пометка с предупреждением о наличии противопоказаний к применению или использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которая должна сопровождать данную рекламную информацию.
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама не соответствующая требованиям законодательства признается ненадлежащей.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за размещение рекламы с нарушением статьи 24 закона «О рекламе» несет рекламораспространитель. Лицом, осуществляющим деятельность в указанной аптеке является ООО «Линия жизни», являющийся рекламораспространителем.
Брянским УФАС России выявлена реклама не соответствующая требованиям законодательства о рекламе и лицо, явившееся рекламораспространителем указанной рекламы – ООО «Линия жизни».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства «Эффералган» и витаминного комплекса «Актив», выставленную в виде рекламного макета на фасаде в витрине аптечного пункта, рекламораспространителем которой является ООО «Линия жизни», поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006г.
2. ООО «Линия жизни» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела о нарушении законодательства о рекламе должностному уполномоченному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме «29» ноября 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии
<…>
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«29» ноября 2012 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<…> – зам. руководителя Брянского УФАС России,
члены Комиссии: <…> – ведущий специалист отдела естественных монополий и рекламы отдела Брянского УФАС России,
<…> – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
на основании своего решения от «29» ноября 2012 г. по делу № 137 о признании ненадлежащей рекламы лекарственного средства размещенной на фасаде в витрине аптеке по адресу г.Брянск, ул. Авиационная, 5а, рекламораспростанителем которой является ООО «Линия жизни»,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Линия жизни» не допускать нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: привести рекламную информацию содержащую сведения о лекарственных средствах в соответствие требованиям ч.7 ст.24 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» на территории аптечных пунктов по Брянской области, в которой осуществляется деятельность ООО «Линия жизни».
2. ООО «Линия жизни» представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «15» декабря 2012г.
В случае невыполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить дело об административном правонарушении.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии
<…>
<…>