Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-531/2023 о нарушении требован... от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Астра Лаб»

«………..»

 

ГКУ Брянской области «Безопасный регион»

«……….»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«………..»

 

АО «…………»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-531/2023

 о  нарушении требований законодательства РФ

о контрактной системе

 

 

резолютивная часть решения оглашена

04.07.2023, решение изготовлено 06.07.2023                                                      г. Брянск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии:  «….»

Членов Комиссии: «……..»

в присутствии:

«……» представителя ГКУ Брянкой области «Безопасный регион», действующего на основании доверенности № 14   от 04.07.2023;

«……….» представителя ГКУ Брянкой области «Безопасный регион», действующего на основании доверенности № 15 от 04.07.2023;

«……….» представителя Управления государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности № 5 от 03.07.2023,

«……….» представителя ООО  «Астра Лаб», действующего на основании доверенности №16 от 03.07.2023,

«……….» представителя ООО  «Астра Лаб», действующего на основании доверенности №15 от 03.07.2023,

при рассмотрении жалобы объявлялся перерыв с 15:05 04.07.2023 до 14:30 04.07.2023,

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «Астра Лаб» на действия заказчика  ГКУ Брянской области «Безопасный регион» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой) за № 0127200000223003936 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе),  установила:

21.06.2023  в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение об электронном аукционе  на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой) за № 0127200000223003936.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000223003936 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Астра Лаб» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, сформировавшего документации об электронном аукционе с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе: в техническом задании установлены требования совместимости вновь поставляемого оборудования с оборудованием двух уже имеющихся на его сети типов в целях вычисления средней скорости транспортного средства при использовании нескольких единиц оборудования, сопряженных между собой, на контролируемом участке (в контролируемой зоне), однако, понятие «средняя скорость» и принцип вычисления средней скорости отсутствует в КоАП РФ. Принимая во внимание, что по действующему законодательству невозможно вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности на основании измерений средней скорости, фиксация превышения установленной скорости движения транспортных средств при вычислении средней скорости движения ТС на контролируемом участке не может являться обоснование необходимости обеспечения взаимодействия вновь поставляемого оборудования с оборудованием, используемым Заказчиком.

В подтверждении доводов заявителем были предоставлены следующие документы: письмо Генеральной прокуратуры РФ от 30.08.2021 № 22-350-2016/0151724-21, письмо МВД России от 07.10.2021 № 3/217720644394.

Кроме того, в рамках рассмотрения жалобы представитель ООО «Астра Лаб» пояснил, что поставка оборудования, совместимого с оборудованием, имеющимся у  заказчика возможна только тех же производителей оборудования, которое имеется у заказчика, поскольку совместную работу двух комплексов  по измерению скорости ТС в автоматическом режиме и получение фотоизображения с определенной скоростью движения возможно реализовать только с установлением программного обеспечения программу, в связи с чем будет  необходима передача исключительных прав от третьих лиц на программное обеспечение оборудования имеющего у заказчика,  однако, техническим заданием извещения о проведения электронного аукциона это не предусмотрено.

         До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГКУ Брянкой области «Безопасный регион» (вх. 4368 от 30.06.2023).

Представители заказчика не согласились с доводами, изложенными в жалобе и пояснили, что в случае необходимости разработки методики измерений и ее регистрации в установленном законом порядке, участнику закупки необходимо не менее 75 дней в соответствии с порядком, утверждённым Приказом от 15.12.2015 № 4091 "Об утверждении Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения" Заказчиком с учетом разумных сроков для исполнения контракта установлено 80 рабочих дней. Таким образом, любой участник закупки имеет возможность поставить комплекс видеофиксации, имеющийся на рынке аналогичного оборудования совместимого с оборудованием, имеющимся у заказчика.

По характеристикам поставляемого оборудования в описании объекта закупки соответствует как минимум оборудование двух производителей по каждому типу поставляемого оборудования:

Тип 1 – комплекс измерительный  программно-технический «АЗИМУТ- 4», производитель ООО «ТБДД», комплекс аппаратно- программный «Фактор», производитель ООО «ВК ИТС»;

Тип 2 – комплекс измерительный с фотофиксацией «ОРАКУЛ-ИНСАЙТ», производитель ООО «Ольвия», комплекс измерительный программно- технический «Азимут ;», производитель ООО «ТБДД».

Заслушав представителей заказчика, заявителя, уполномоченного органа,  изучив представленные документы, письменные пояснения, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

Заказчиком ГКУ Брянкой области «Безопасный регион» нарушены требования п.1 ч.1 ст. 33  Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку установленные заказчиком в совокупности требования к поставляемому оборудованию указывают на товар конкретного производителя и влекут за собой ограничение количества участников закупки.   Данный довод подтверждается следующим.

         Во- первых: Предметом осуществляемой закупки является поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой) за № 0127200000223003936.

         Требования к поставляемому оборудованию заказчиком сформированы в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото - и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования. Библиография» (далее ГОСТ Р 57144-2016).

         При этом, Заказчиком в разделе 6 Таблицы 2 установлено требование о совместимости с имеющимся оборудованием у заказчика для вычисления средней скорости: «В целях дооснащения участков дороги и совместного использования с имеющимся у Заказчика оборудованием (характеристики и место расположения оборудования, имеющегося у Заказчика, указаны в приложении №3 к Описанию объекта закупки):

- «Скат ПП» (ООО «Ольвия» г. Санкт-Петербург, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/396649)

и/или

- «Азимут 4» (ООО «ТБДД» г. Пермь, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/1381196)».

    Для того чтобы обеспечить фиксацию нарушений средней скорости необходимы два комплекса, соединенные в единую систему, в которой один комплексе является ведущим, второй ведомым».

         Таким образом, исходя из совокупности требований установленных заказчиком в Техническом задании к поставляемому оборудованию следует, что поставляемое оборудование должно быть средством измерения и метрологически поверенным, быть совместимо с имеющимся у заказчика и  для обеспечения  фиксации нарушений средней скорости поставляемое оборудование должно быть соединено в единую систему с имеющимся у заказчика оборудованием.

         В рамках рассмотрения жалобы Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что оборудование различных производителей соответствует всем перечисленным требованиям.

         Представленные на обозрение Комиссии Брянского УФАС России документы: методика поверки системы измерения скорости движения транспортных средств «Скат-РИФ» БКЮФ.201219.021 МП», методика поверки на комплексы измерительные с видеофиксацией «КОРДОН -ТЕМП», ГДЯК 468784.025 МП, методика поверки системы измерения скорости движения транспортных средств «ДУЭТ» БКЮФ.201219.024МП, методика поверки на комплексы измерительные программно- технические «АЗИМУТ-4» лишь свидетельствуют о том, что вышеперечисленные комплексы являются  средством измерения и метрологически поверены в соответствии с 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

         Однако документов, подтверждающих возможность  соединения в единую систему с имеющимся у заказчика оборудованием оборудования различных производителей Заказчиком не представлено.

На основании п. 1 ст. 1235 ГК РФ для предоставления права использования программного обеспечения, установленного на оборудовании, имеющимся у заказчика Скат ПП» (ООО «Ольвия» г. Санкт-Петербург, «Азимут 4» (ООО «ТБДД» г. Пермь) Исполнитель обязан иметь лицензионный договор или иной документ с правообладателем, подтверждающий его полномочия по передаче лицензии "По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Вместе с тем, копий документов, подтверждающих передачу Исполнителю по заключенному контракту права использования программного обеспечения, в том числе, содержащего лицензионные ключи для соединения двух комплексов в единую систему, в которой один комплексе является ведущим, второй ведомым и необходимого для оказания услуг в объеме, предусмотренном в Техническом задании  в соответствии с положениями статьи 1233 Гражданского кодекса РФ в содержании извещения о проведении электронного аукциона за № 0127200000223003936 не имеется.

Извещение  о закупке за № 0127200000223003936 сформировано заказчиком таким образом, что участники закупки, не имеющие документов, подтверждающих наличие у Исполнителя права использования программного обеспечения имеющегося у заказчика оборудования, лишены возможности участвовать в электронном аукционе. Данное обстоятельство ставит таких участников закупки в неравное положение с теми участниками закупки, которые имеют документы, подтверждающие наличие у Исполнителя права использования программного обеспечения.

Данный вывод подтверждается, в том числе поданными заявками на участие в рассматриваемом аукционе: до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе подано две заявки и участник закупки по Типу 1 «Специальное техническое средство, работающее в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта для оснащения регулируемого перекрестка» предложили к поставке только производителей ООО «Ольвия» г. Санкт-Петербург, и ООО «ТБДД», т.е. производителей только того оборудования, которое имеется у заказчика и с которым необходимо подтвердить совместное использование.  

Аналогичное требование о совместимости с имеющимся оборудованием у заказчика для вычисления средней скорости  установлено  и в разделе 7 Таблицы 4 по Типу оборудования 2 «в целях дооснащения: участков дороги и совместного использования с имеющимся у Заказчика оборудованием (характеристики и место расположения оборудования, имеющегося у Заказчика, указаны в приложении №3 к Описанию объекта закупки):

- «Скат ПП» (ООО «Ольвия» г. Санкт-Петербург, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/396649)

и/или

- «Кордон М2» (ООО «Симикон» г. Санкт-Петербург, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/373931)».

Вывод Комиссии Брянского УФАС России, сделанный выше  также  подтверждается, в том числе поданными заявками на участие в рассматриваемом аукционе: до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе подано две заявки и участник закупки по Типу 2 «Специальное техническое средство, работающее в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта» предложили к поставке только производителя ООО «Ольвия», т.е. производителя только того оборудования, которое имеется у заказчика и с которым необходимо подтвердить совместное использование.  

Во- вторых: Заказчиком в один объект закупки объединена поставка различного оборудования, не взаимосвязанного между собой и производимого различными производителями:

Тип 1: Специальное техническое средство, работающее в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта для оснащения регулируемого перекрестка.

В целях дооснащения участков дороги и совместного использования с имеющимся у Заказчика оборудованием (характеристики и место расположения оборудования, имеющегося у Заказчика, указаны в приложении №3 к Описанию объекта закупки):

- «Скат ПП» (ООО «Ольвия» г. Санкт-Петербург, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/396649)

и/или

- «Азимут 4» (ООО «ТБДД» г. Пермь, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/1381196)».

Тип 2: Специальное техническое средство, работающее в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта.

В целях дооснащения: участков дороги и совместного использования с имеющимся у Заказчика оборудованием (характеристики и место расположения оборудования, имеющегося у Заказчика, указаны в приложении №3 к Описанию объекта закупки):

- «Скат ПП» (ООО «Ольвия» г. Санкт-Петербург, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/396649)

и/или

- «Кордон М2» (ООО «Симикон» г. Санкт-Петербург, информация об оборудовании https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/373931)».

Таким образом, участник закупки могут предложить к поставке товар по типу 1 и типу 2 только одного производителя «Ольвия», либо предложить к поставке товар различных производителей, но, в этом случае, исключается возможность участия в закупке непосредственно самих производителей.

   Включение Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).

 

В- третьих: на момент рассмотрения жалобы и формирования заказчиком  технического задания извещения о закупке отсутствуют нормативно- правовые документы в соответствии с которыми определено понятие «средняя скорость», а также методика расчета средней скорости для конкретного автомобиля.

Так, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2018 N 1379 "Об утверждении Правил определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета" к  основным параметрам дорожного движения относятся в том числе средняя скорость движения транспортных средств. Средняя скорость движения транспортных средств определяется величиной, равной среднему арифметическому значению скоростей движения транспортных средств, проследовавших в одном направлении по участку дороги.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 Приказа Минтранса России от 18.04.2019 N 114 сбор значений параметров дорожного движения следует осуществлять, в том числе посредством получения информации с пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения.

Пунктом 24 Приказа Минтранса России от 18.04.2019 N 114 в ходе обследования дорожного движения с применением контрольных транспортных средств и обработки сигналов ГЛОНАСС/GPS следует определять среднюю скорость движения транспортных средств на обследуемой сети дорог в течение каждого из временных периодов и выявлять участки обследуемой сети дорог, на которых наблюдаются критические значения уровня обслуживания, приведенные в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Из системного толкования положений законодательства в сфере организации и безопасности дорожного движения в Российской Федерации следует, что в настоящее время предусмотрено определение средней скорости только потока движения транспортных средств, а не конкретного транспортного средства.

В связи с чем Комиссия Брянского УФАС России ставит под сомнение установление Заказчиком требование  о соединении поставляемого оборудования в единую систему с имеющимся у заказчика оборудованием для определения средней скорости, отвечает ли оно потребности Заказчика или установлено только для того, чтобы сформировать показатели оборудования под конкретного  производителя.

Согласно статье 12, п.п. 1 и 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки и определении показателей, требований, технических, функциональных и качественных  характеристик объекта закупки заказчик должен руководствоваться прежде всего, своими потребностями, а также требованиями и принципами законодательства РФ о контрактной систем, к числу которых статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системы относится принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки относится.

Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании технического задания, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки ООО «Астра Лаб» на действия заказчика  ГКУ Брянской области «Безопасный регион» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, имеющее функцию фото- и видеозаписи всего проходящего через рубеж контроля транспорта, с проведением монтажных мероприятий и пуско-наладкой) за № 0127200000223003936  обоснованной

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГКУ «Безопасный регион» нарушение требований   п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику ГКУ Брянской области «Безопасный регион», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                                          «…….»

 

Члены  комиссии                                                                                             «……….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны