Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 16 от 29 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

 ГУП «Брянсккоммунэнерго»

_______________________________

241007, г. Брянск, ул.Дуки, д. 78

 

 

 

Заявитель: ООО «ТД «Полифлок»

__________________________________

 

630032, г. Новосибирск, ул.Котовского, д.12/1, оф.11а

 

394036, г.Воронеж, ул. Арсенальная, д. 4а, кв.70

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 16  в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении ГУП «Брянсккоммунэнерго» открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту №3 «Смола ионообменная»

 

28 апреля   2016г.                                                                                                      г. Брянск                                                              

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – Комиссия)  в составе:

председатель комиссии:

Селянина Н.Н. – заместитель руководителя,

члены Комиссии:

Горьковенко Ю.В. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,

Исакова Е.А. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

Бухарова И.П. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

 

при участии:

представителя ГУП «Брянсккоммунэнерго» (…) и отсутствии заявителя (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО «ТД Полифлок» на действия заказчика ГУП «Брянсккоммунэнерго» при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту № 3  «Смола ионообменная» (извещение № 31603436498),

УСТАНОВИЛА:

В Брянское УФАС России 21.04.2016г. года поступила ООО «ТД Полифлок» на действия заказчика ГУП «Брянсккоммунэнерго» при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту № 3  «Смола ионообменная» (извещение № 31603436498).

По мнению Заявителя заказчиком и комиссией были допущены нарушения при проведении закупки по лоту №3, которые привели к нарушению прав заявителя: в итоговом протоколе от 11.04.2016 г. отсутствовали причины для отклонения заявки Заявителя.  По мнению Заявителя в пп. 4 п.1 Закупочной документации указано, что характеристика и требования к предмету запроса котировочных заявок определяются в соответствии с Техническим заданием, прикрепленным к данной Документации и Спецификацией к проекту договора.

В техническом задании по лоту №3 указано,  что предметом запроса котировочных заявок является Смола ионообменная ТОКЕМ-100 Na в количестве 12,960 т по начальной (максимальной) стоимости 1 555 830,07 руб. с учетом НДС (1 318 500,06 руб. без учета НДС). В примечании к предмету запроса котировок указано, что «по товарам, имеющим ссылки на конкретные товарные знаки, допускается представление эквивалента (при условии, что представленный эквивалент по существу равноценен или превосходит по качеству продукцию, указанную в техническом задании). Ссылки на фирменные наименования и торговые марки, указанные Заказчиком в Техническом задании, носят лишь описательный, а не ограниченный характер, и предъявляют требования к характеристике товаров, их функциональности, иным показателям, связанным  с определением соответствия поставляемых товаров потребностям Заказчика. Таким образом, Заказчик в своей закупочной документации указал на возможность предложения аналога (эквивалента) указанного в документации товара.

Заявитель соответствовал требованиям закупочной документации и техническому заданию,  оснований для отклонения заявки у Заказчика не было. В соответствии с п.48 Положения о закупке Заказчика, Участник закупки, осуществляемой путем проведения запроса цен, соответствующий требованиям документации  о запросе цен и предложивший самую низкую цену договора, признается победителем. Однако заявка Заявителя была отклонена без указания конкретных причин отклонения, понять, в чем именно выразилось несоответствие заявки Заявителя жалобы не представляется возможным. Перечня причин отклонения также  не установлено ни в положении о закупке, ни в закупочной  документации.

Таким образом, заказчик не определил, какие конкретно характеристики участника или предложенного им товара определяют соответствие заявки участника условиям технического задания, чем нарушил требования п.13 ч. 10 ст.4 Закона о закупках.

Рассмотрев материалы жалобы, документы, представленные организатором закупки и заявителем, заслушав доводы представителя, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, в том числе для субъектов естественных монополий, установлены ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

Как следует из материалов дела, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ГУП «Брянсккоммунэнерго» инициировало проведение открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лотам:  Лот №1_«Alfa Neutra, Alfa Phos», Лот №2_«Химия для производства», Лот №3_«Смола ионообменная», Лот №4_«Химия лабораторная», Лот №5_ «Комплексонат ЭКТОСКЕЙЛ 450-2» (извещение № 31603436498).

Предметом закупки по лоту № 3 является поставка товара - Смола ионообменная ТОКЕМ-100 Na в количестве 12,960 т по начальной (максимальной) стоимости 1 555 830,07 руб. с учетом НДС (1 318 500,06 руб. без учета НДС).

По лоту № 3 поступили 2 заявки на участие в закупке, а именно ООО «ТД «Полифлок» и ООО «Электро». Заявка ООО «ТД «Полифлок» была отклонена  на основании несоответствия техническому заданию закупочной документации. Заявка ООО «Электро» была признана соответствующей условиям закупочной документации и принята к рассмотрению.

Закупка была признана  несостоявшейся, предложено заключить договор на поставку химии по лоту  №3 «Смола ионообменная» с ООО «Электро».

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Брянского УФАС установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Брянсккоммунэнерго», утвержденным приказом  генерального директора ГУП «Брянсккоммунэнерго» № 601  от 10.11.2015 года (далее - Положение о закупке).

Осуществляя закупку товаров, работ, услуг как субъект естественной монополии ГУП «Брянсккоммунэнерго» должно соблюдать основные требования к закупке и общие принципы закупки, такие как информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления несоизмеряемых требований к участникам закупки (часть 2 статьи 1, статья 3 Закона о закупках).

В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Вышеуказанная информация должна содержаться в извещении о закупке и документации о закупке и на основании п. 26, 28 Положения о закупках.

Комиссией Брянского УФАС установлено, что  извещение и документация по закупке №  31603436498 разработаны и опубликованы для  Лота №1_«Alfa Neutra, Alfa Phos», Лота №2_«Химия для производства», Лота №3_«Смола ионообменная», Лота №4_«Химия лабораторная», Лота №5_ «Комплексонат ЭКТОСКЕЙЛ 450-2».

Комиссия установила, что в извещении о закупке о проведении процедуры запроса котировочных заявок на право заключения договора поставки химии по лотам:  Лот №1_«Alfa Neutra, Alfa Phos», Лот №2_«Химия для производства», Лот №3_«Смола ионообменная», Лот №4_«Химия лабораторная», Лот №5_ «Комплексонат ЭКТОСКЕЙЛ 450-2» (извещение № 31603436498)  отсутствует следующая информация: предмет договора с указанием количества поставляемого товара; место поставки товара; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лотов); срок, место и порядок предоставления документации о закупке; место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Таким образом, извещение о закупке не содержит обязательных сведений и не соответствует требованиям   пунктов 3,4,5,6,7 части 9 статьи 4 Закона о закупках и подпунктов  в, г, д, е, ж  пункта 26 Положения о закупках.

В соответствии с п. 3 части 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Установление специального требования к предмету закупки не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку не препятствует участию в закупке всех потенциальных подрядчиков имеющих возможность поставить товар - смолу ионообменную ТОКЕМ-100 Na, а так же не лишает возможности любого участника приобрести товар вышеуказанной марки на соответствующем рынке. Качество и технические характеристики смолы ионообменной ТОКЕМ-100 Na наиболее соответствует потребностям предприятия в части технических характеристик и свойств.

При этом положения Закона о закупках и Положения о закупках не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке конкретного вида товара (марки товара). Так же указание в закупочной документации конкретной марки товара не противоречит положениям Закона о закупках, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

При этом в  соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно п. 2 Документации о закупке по товарам, имеющим ссылки на конкретные товарные знаки, допускается представление эквивалента (при условии, что представленный эквивалент по существу равноценен или превосходит по качеству продукцию, указанную в техническом задании). Ссылки на фирменные наименования и торговые марки, указанные Заказчиком в Техническом задании, носят лишь описательный, а не ограничительный характер, и предъявляют требования к характеристике товаров, их функциональности, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемых товаров потребностям Заказчика.

Таким образом, заказчик указал на возможность приобретения аналогичного товара смолы ионообменной ТОКЕМ-100 Na.

Комиссия установила, что в документациио закупке не содержится информация о конкретных требованиях эквивалентного товара, в частности показателя коэффициента однородности или эффективного размера зерен и т.д. требуемого заказчику эквивалентного товара,что привелок созданию дискриминационных условий для участников закупки и нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленнымв соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В рассматриваемом случае конкурсная комиссия оценила критерии по собственному усмотрению, что позволило провести оценку заявок участников, руководствуясь субъективной оценкой.

При проведении закупок, организатор обязан следовать законодательно установленным правилам проведения закупок, в первую очередь он должен определить победителя с учетом заранее установленных критериев отбора. Заявку на участие нельзя отклонить произвольно, необходима соответствующая мотивировка отказа в допуске к участию в закупках. Поэтому в конкурсной документации указывается не только перечень критериев, но и их значимость. Произвольный подход к применению отборочных критериев противоречит правовой природе самих закупок.

Комиссия Брянского УФАС приходит к выводу о несоответствии конкурсной документации требованиям Закона о закупках, так как в документации о закупке  отсутствуют установленные заказчиком требования к техническим характеристикам эквивалентного товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого эквивалентного товара потребностям заказчика; формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что не соответствует требованиям п. 1, 10, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и подпунктов а, к, о, п пункта 28 Положения о закупках.

Порядок оценки и сопоставления заявок конкурсной документации, установленный на основании положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев) которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана конкурсной комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками. В порядке сопоставления заявок должна быть указана значимость каждого критерия предъявляемого к участнику конкурса.

Отсутствие в конкурсной документации критериев оценки, порядка оценки и сопоставления заявок противоречит целям Закона о закупках, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам закупки неизвестен порядок, при котором та или иная заявка участника признается победившей на конкурсе, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, создает условия для злоупотреблений со стороны организатора, конкурсной или аукционной комиссии.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 3 «Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг» Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчики при закупке товаров, работ, услуг, должны руководствуются принципами информационной открытости закупки.

Протокол № ПЗЗК-108-ЗрЗ-14-142 от 11.04.2016г. заседания закупочной комиссии по подведению итогов составлен таким образом, что участники закупки не имеют возможности видеть, чем руководствовались члены комиссии признавая заявки одних участников соответствующими требованиям документации, а заявки других участников не соответствующими таким требованиям.

В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному опубликованию подлежит информация, касающаяся в том числе хода и результатов рассмотрения заявок на участия в закупке, в том числе основания отстранения участников от участия в закупке, поскольку отсутствие данной информации в итоговом протоколе напрямую затрагивает права и законные интересы участников закупки.

Таким образом, Комиссия приходит  к выводу, что ГУП «Брянсккоммунэнерго»  при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту № 3  «Смола ионообменная» (извещение № 31603436498) нарушило требований пунктов  1,2 части 1 статьи 3,  части 6 статьи 3пунктов 3,4,5,6,7 части 9 статьи 4, пунктов 1, 10, 12, 13 части 10 статьи 4  Закона о закупках, подпунктов  в, г, д, е, ж  пункта 26  и подпунктов а, к, о, п пункта 28  Положения о закупках.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТД Полифлок» на действия заказчика ГУП «Брянсккоммунэнерго» при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту № 3  «Смола ионообменная» (извещение № 31603436498) обоснованной.

2. Признать в действиях ГУП «Брянсккоммунэнерго» нарушение требований пунктов  1,2 части 1 статьи 3,  части 6 статьи 3пунктов 3,4,5,6,7 части 9 статьи 4, пунктов 1, 10, 12, 13 части 10 статьи 4  Закона о закупках, подпунктов  в, г, д, е, ж  пункта 26  и подпунктов а, к, о, п пункта 28  Положения о закупках.

3. Выдать ГУП «Брянсккоммунэнерго»  предписание об устранении нарушения путем:

3.1. Организатору закупки ГУП «Брянсккоммунэнерго» отменить протокол № ПЗЗК-108-ЗрЗ-14-142 от 11.04.2016г. заседания закупочной комиссии по подведению итогов открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии (извещение № 31603436498).

  1. Организатору закупки ГУП «Брянсккоммунэнерго» уведомить участников данной закупки, подавших заявки на участие, об отмене вышеуказанного протокола, вернуть участникам поданные заявки.
  2. Организатору закупки ГУП «Брянсккоммунэнерго» разместить  информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
  3. При сохранении потребности в продукции, являющейся предметом закупки в форме открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту № 3  «Смола ионообменная» (извещение № 31603436498)  внести в извещение о закупке и документацию о закупке сведения в соответствии с   пунктами 3,4,5,6,7 части 9 статьи 4 и пунктами 1, 10, 12, 13 части 10 статьи 4  Закона о закупках, подпунктами  в, г, д, е, ж  пункта 26  и подпунктами а, к, о, п пункта 28  Положения о закупках. 
  1. Передать материалы должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня  принятия решения.

        

 

Председатель Комиссии                                                                            Н.Н.Селянина           

 

 

Члены Комиссии:                                                                                      И.П.Бухарова

                                                                                                                

 Ю.В. Горьковенко

 

                                                                                                                               Е.А.Исакова

 

 

 

 

Заказчик:

 ГУП «Брянсккоммунэнерго»

_______________________________

241007, г. Брянск, ул.Дуки, д. 78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

28 апреля   2016г.                                                                                                 г. Брянск                                                                   

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – Комиссия)  в составе:

председатель комиссии:

Селянина Н.Н. – заместитель руководителя,

члены Комиссии:

Горьковенко Ю.В. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,

Исакова Е.А. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

Бухарова И.П. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

 

при участии представителя ГУП «Брянсккоммунэнерго» (…) и отсутствии заявителя (уведомлен надлежащим образом),

на основании своего решения от 28 апреля 2016г.  по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТД Полифлок» на действия заказчика ГУП «Брянсккоммунэнерго» при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту № 3  «Смола ионообменная» (извещение № 31603436498),

и руководствуясь статьей 18.1 и  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Организатору закупки ГУП «Брянсккоммунэнерго» в срок до 16 мая  2016г. отменить протокол № ПЗЗК-108-ЗрЗ-14-142 от 11.04.2016г. заседания закупочной комиссии по подведению итогов открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии (извещение № 31603436498).
  2. Организатору закупки ГУП «Брянсккоммунэнерго» уведомить участников данной закупки, подавших заявки на участие, об отмене вышеуказанного протокола, вернуть участникам поданные заявки.
  3. Организатору закупки ГУП «Брянсккоммунэнерго» разместить  информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
  4. При сохранении потребности в продукции, являющейся предметом закупки в форме открытого запроса котировок на право заключения договора поставки химии по лоту № 3  «Смола ионообменная» (извещение № 31603436498)  внести в извещение о закупке и документацию о закупке сведения в соответствии с   пунктами 3,4,5,6,7 части 9 статьи 4 и пунктами 1, 10, 12, 13 части 10 статьи 4  Закона о закупках, подпунктами  в, г, д, е, ж  пункта 26  и подпунктами а, к, о, п пункта 28  Положения о закупках. 

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 17 мая  2016г.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          Н.Н.Селянина           

 

 

Члены Комиссии:                                                                                      И.П.Бухарова

                                                                                                               

Ю.В. Горьковенко

 

                                                                                                                                  Е.А.Исакова

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны