Решение б/н Решение и предписание по делу ООО «РЕН-ТВ Брянск» от 12 июня 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 «02» декабря 2011 г.                                                                              г. Брянск

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…>,

рассмотрев  дело № 175 в отношении ООО «РЕН-ТВ Брянск» и ИП <…>, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -   ИП <…> и представителя ООО «РЕН-ТВ Брянск» <…>

 

УСТАНОВИЛА:

05 октября 2011года в 20 часов 22 минуты на телеканале РЕН-ТВ Брянск транслировалась реклама центра снижения веса «Доктор Борменталь». Реклама начинается с показа мужчины с явно лишним весом и его уже похудевшего, затем женщина в аналогичной весовой категории до и после похудения, все это сопровождается словами: «Без диет, таблеток и физических нагрузок эти люди избавились от лишних килограммов и стали стройными, успешными, уверенными в себе, счастливыми».  Затем вполне стройная женщина говорит: «Надо жить и радоваться каждому дню, каждому мгновению. Снижайте вес - жизнь изменится, качество жизни изменится. Это просто волшебно!». Звоните прямо сейчас.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ  реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.

Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона «О рекламе».

Дело № 175 было возбуждено по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 и п. 2 ч. 1 ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» (ненадлежащая реклама медицинских услуг). В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что деятельность центра по оказанию помощи в избавлении от лишнего веса не подлежит лицензированию как медицинская, а представлена в виде психологических тренингов. Комиссия сочла необходимым переквалифицировать нарушение с пункта 2 части 1 статьи 24 и части 7 статьи 24 ФЗ № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» на пункт 6 части 5 статьи 5 и часть 7 статьи 5 ФЗ № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе».

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 указанного Закона в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Согласно Международного классификатора болезней (МКБ-X) в десятом пересмотре к общепризнанным видам болезней (заболеваний) относятся ожирение и другие виды избыточного питания (Е65-Е68) (отложение жира (Е67), ожирение (Е66), другие виды избыточного питания (Е67), последствия избыточности питания (Е68)). В рекламе показаны люди с очень увеличенной массой тела, поэтому можно говорить в том числе и об ожирении. При определении действительного смысла, содержания рекламы, необходимо принимать во внимание полный ее текст и содержание, соответственно предметом рассмотрения является вся информация, содержащаяся в рекламе.

Таким образом, в нарушение требований вышеуказанной нормы реклама содержит информацию об избавлении от заболеваний, в то время как объект рекламирования не является медицинской услугой.

Подпункт 6 содержит запрет, который связан с невозможностью играть на недостатках здоровья потребителей, сообщая о лечебных свойствах рекламируемых товаров и услуг. Многие люди ради восстановления утраченных свойств организма или дефектов внешности готовы испробовать все препараты и средства, реклама которых дает хоть малейший шанс на положительные перемены. Реклама таких товаров и услуг с указанием на их лечебное действие рассчитана на легковерие и закомплексованность потребителя, поэтому она не допускается.

Рекламный ролик центра «Доктор Борменталь» формирует интерес к услуге  по избавлению от избыточного веса и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы. В рекламе содержится следующее: "Без диет, таблеток и физических нагрузок эти люди избавились от лишних килограммов..". То есть потребителю рекламы сообщается о том, что его избавят от того, от чего могут лечить медицинскими способами, препаратами, однако каким способ или метод не указывается в рекламе. Отсутствие в рекламе существенной части информации о способе избавления от лишнего веса приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей  в нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, имеющие намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.

Таким образом, Комиссия установила, что рассматриваемая реклама не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем является ИП <…> на основании договора на предоставление эфирного времени на телеканале РЕН ТВ-Брянск  от 10.01.2011г. № 39. Рекламораспространителем является ООО «РЕН-ТВ Брянск» <…>, осуществляющее вещание телеканала.

В соответствии  с ч. 6-7 ст. 38  указанного закона ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель ответственности не несет.

Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу центра снижения веса «Доктор Борменталь», распространявшуюся 05 октября 2011года на телеканале РЕН-ТВ Брянск, поскольку она не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренное ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Созоненковой О.В.
  4. Решение изготовлено в полном объеме  «05»  декабря 2011г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«05»  декабря  2011 г.                                                                          г. Брянск

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>,

на основании своего решения от «02»  декабря  2011 г. по делу № 175 в отношении ООО «РЕН-ТВ Брянск» и ИП <…> о признании ненадлежащей рекламы центра снижения веса «Доктор Борменталь»,  

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП <…> прекратить нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы центра снижения веса «Доктор Борменталь» 05 октября 2011года на телеканале РЕН-ТВ Брянск.

Срок исполнения предписания 10 дней со дня получения настоящего предписания.

2. ИП <…> представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России  вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ).

Предписание изготовлено в полном объеме  "05" декабря  2011г.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:                                                                             <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны