Решение б/н Решение по делу № 186 о нарушении требований законодательств... от 23 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Строй Лес»

«………»

 

Администрация Брасовского района

«……..»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……..»

 

АО «ЕЭТП»

«……..»

 

 

Решение по делу № 186

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«21» августа 2018 года                                                                                                 г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «……..»

Членов Комиссии: «……..»

в присутствии:

«……….» – представителя заказчика Администрация Брасовского района, действующей на основании доверенности № 25 от 20.08.2018 года;

«……….» – представителя заказчика Администрация Брасовского района, действующей на основании доверенности № 26 от 20.08.2018 года;

«……..» – представителя заказчика Администрация Брасовского района, действующей на основании доверенности № 27 от 20.08.2018 года;

«……..» – представителя заказчика Администрация Брасовского района, действующей на основании доверенности № 28 от 20.08.2018 года;

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя ООО «Строй Лес», а также представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «Строй Лес» на действия заказчика Администрация Брасовского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 за № 0127200000218004240 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила следующее:

31.07.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме аукциона на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 № за № 0127200000218004240 и документация об аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 764 224 ,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000218004240 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

На участие в проводимом электронном аукциона на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 за № 0127200000218004240 подано 2 (две) заявки. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0127200000218004240 от 16.08.2018 года единой комиссией уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области принято решение о допуске к участию в проводимом электронном аукционе за № 0127200000218004240 двух участников закупки.

Заявитель ООО «Строй Лес» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Администрация Брасовского района, сформировавшего содержание документации об электронном аукционе за № 0127200000218004240 с нарушением требований Закона о контрактной системе, поскольку:

Во-первых, заказчиком, по мнению заявителя, в 17.5 проекта контракта на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 установлено требование к обеспечению исполнения обязательств по контракту с нарушением требований ч. 3,6 ст. 96 Закона о контрактной системе;

Во-вторых, заказчиком не установлен конкретный срок действия контракта что не позволяет потенциальным участникам проводимого электронного аукциона запланировать затраты на приобретение банковской гарантии;

В-третьих, заказчиком в п. 15 Приложения № 2 к документации об электронном аукционе «Спецификация» установлен показатель материала «Бетон» не в соответствии с действующим ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»;

В-четвертых, заказчиком в п. 15 Приложения № 2 к документации об электронном аукционе «Спецификация» установлен показатель марки материала «Раствор готовый кладочный» не позволяющий однозначно определить потребность заказчика;

В-пятых, заказчиком в п. 15 Приложения № 2 к документации об электронном аукционе «Спецификация» показатель единицы измерения размера сечения товара «кабель силовой» установлен заказчиком без учета положений действующего ГОСТа 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин».

Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Довод заявителя ООО «Строй Лес» о том, что установленное заказчиком Администрация Брасовского района в проекте контракта на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 № требование о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным противоречит положениям Закона о контрактной системе не нашел подтверждения Комиссией Брянского УФАС России ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

В соответствии с положениями п. 17.5 проекта контракта документации об аукционе за № 0127200000218004240 заказчиком определено, что «В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере».

Законом о контрактной системе не запрещено установление в проекте контракта требований о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным.

Кроме того, заявителем ООО «Строй Лес» на заседание Комиссии Брянского УФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное требование противоречит положениям Закона о контрактной системе.

2. Заказчиком Администрация Брасовского района при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения п. 8 ст. 64 Закона о контрактной системе, устанавливающие требования об указании в документации об электронном аукционе размера обеспечения исполнения контракта, срока и порядка предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, поскольку документация об электронном аукционе на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 за № 0127200000218004240 содержит всю вышеуказанную информацию в полном объеме и в соответствие с положениями Закона о контрактной системе, а именно, информация о размере обеспечения исполнения контракта, о сроках и порядке предоставления обеспечения содержится в п. 29 информационной карты документации об аукционе, а также в разделе 17 проекта контракта;

Довод заявителя ООО «Строй Лес» о том, что невозможно установить срок действия банковской гарантии, представляемой для обеспечения исполнения контракта не нашел своего подтверждения комиссией Брянского УФАС России ввиду следующих обстоятельств.

Требование к обеспечению исполнения контракта установлено статьей 96 Закона о контрактной системе, в соответствие с которой исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должная быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Данный срок не может быть пресекательным для участника закупки, поскольку сроки действия банковских гарантий не могут быть одинаковыми. Таким образом, конкретный минимальный срок заказчик устанавливать не должен.

Согласно разделу 3 проекта контракта, срок выполнения работ определен заказчиком: со дня заключения муниципального контракта и до 31.10.2018 года.

В соответствии с пунктом 5.2 проекта контракта определено, что подрядчик в течение 2 (двух) рабочих дней после окончания срока выполнения работ предоставляет заказчику акты о приемке выполненных работ, далее, согласно п. 5.3 проекта контракта, в течение 5 (пяти) рабочих дней заказчик осуществляет приемку выполненных работ и в течение 3 (трех) дней (п. 4.1.6 проекта контракта) подписывает акты сдачи-приемки работ. При этом, в соответствии с разделом 12 проекта контракта, оплата за фактически выполненные работы производится заказчиком не более чем в течение тридцати календарных дней с даты подписания заказчиком акта-приемки выполненных работ.

В соответствии с п. 19.6 проекта контракта на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15, срок действия контракта определен заказчиком с момента подписания и до момента исполнения сторонами обязательств по настоящему контракту.

Таким образом, на основании вышеизложенного, сроком действия банковской гарантии следует считать: с даты подписания муниципального контракта до 31.10.2018 года на выполнение работ + 2 рабочих дня на предоставление актов выполненных работ +5 рабочих дней на осуществление заказчиком приемки выполненных работ + 3 дня на оформление результатов приемки выполненных работ (подписание актов сдачи-приемки) + 30 календарных дней на оплату выполненных работ + 1 (один) месяц на срок действия банковской гарантии. Следовательно, конечная дата и будет являться конкретным сроком действия банковской гарантии, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц.

3. Заказчиком Администрация Брасовского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку сформированные заказчиком Администрация Брасовского района показатели используемого в процессе выполнения работ материала (бетон) не в полной мере соответствуют требованиям действующего национального стандарта, а также показатель единицы измерения размера сечения товара «кабель силовой» установлен заказчиком без учета положений действующего ГОСТа 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин».

Положениями п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе императивно установлено требование об использовании заказчиком при формировании характеристик приобретаемого товара характеристик, показателей, потребительских свойств товара, которые предусмотрены техническими регламентами, ГОСТами и другими документами, применяемыми в системе национальной стандартизации.

Так, заказчиком в п. 15 Приложения № 2 к документации об электронном аукционе «Спецификация» отражена потребность в использовании при выполнении работ материала, в частности, «Камни бортовые БР 100.30.15/бетон» с указанием на показатель бетона по прочности на сжатия «В30 (М400)», при этом показатель прочности бетона на сжатие «В30» установлен в соответствии с действующим ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», в то время как показатель «М400» в действующем ГОСТе 26633-2015 отсутствует.

Кроме того, в п. 15 Приложения № 2 к документации об электронном аукционе «Спецификация» заказчик определил потребность в использовании при выполнении работ товара «кабель силовой с медными жилами сечением 1,5 мм2», однако согласно положениям действующего ГОСТа 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин» единица измерения определяется аббревиатурой  "мм2", в то время как применение обозначения «мм2» вышеназванным ГОСТом 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин» не предусмотрено.

Комиссией Брянского УФАС России принято решение признать выявленное нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не повлиявшим на итоги проведения электронного аукциона за № 0127200000218004240 по следующим основаниям:

Во-первых, по позиции Приложения № 2 к документации об электронном аукционе «Спецификация» показатель материала «Бетон» по прочности на сжатия, в частности, «В30» установлен заказчиком в соответствии с действующим ГОСТ 26633-2015, при этом показатель «М400» указанный в отношении товара «Бетон» определен заказчиком исключительно как показатель, используемый при формировании средней сметной цены на материалы, изделия, конструкции, применяемые в строительстве Брянской области в текущем уровне цен в соответствии со сборником ФССЦ-2001 на II квартал 2018 года;

Во-вторых, согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок от участников закупки запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе за № 0127200000218004240 в адрес заказчика Администрация Брасовского района не поступало, следовательно, вышеназванные показатели материла (бетон) и единицы измерения размеров сечения товара (кабель силовой) не ввели в заблуждение потенциальных участников закупки, а также по тому основанию, что на участие в проводимом электронном аукционе на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 за № 0127200000218004240 подано 2 (две) в полной мере соответствующие требованиям документации об аукционе заявки.

4. Заказчиком Администрация Брасовского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком в п. 15 Приложения № 2 к документации об электронном аукционе за № 0127200000218004240 «Спецификация» установлен показатель марки материала «Раствор готовый кладочный» не позволяющий однозначно определить соответствие вышеназванного материала установленным заказчиком требованиям.

Так, при обозрении Приложения № 2 к документации об электронном аукционе за № 0127200000218004240 «Спецификация» в частности, отражена потребность в использовании при выполнении работ материала «Раствор готовый кладочный цементный» с указанием на необходимую марку 100, при этом ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» предусматривает марки растворов на сжатие в проектном возрасте, в частности, М100, а также марки морозостойкости растворов, в частности, F100, однако из сформированных заказчиком требований к материалу «Раствор готовый кладочный цементный» не представляется возможным сделать вывод какой из предусмотренных ГОСТом 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» показателей марок потенциальным участникам закупки необходимо отразить в содержании заявки на участие в проводимом электронном аукционе за № 0127200000218004240.

Комиссией Брянского УФАС России принято решение признать выявленное нарушение требований ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не повлиявшим на результаты проведения электронного аукциона за № 0127200000218004240, поскольку согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе по вышеназванной позиции спецификации в адрес заказчика не поступало, следовательно, отсутствие показателя марки материала (раствор готовый кладочный цементный) не ввело в заблуждение потенциальных участников закупки. Кроме того, на участие в проводимом электронном аукционе за № 0127200000218004240 подано 2 (две) заявки в полной мере отвечающие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Кроме того, дворовая территория многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 не является объектом капитального строительства и как следствие представляется возможным заказчику контролировать применение материалов в рамках исполнения контракта на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 за № 0127200000218004240.

5. Заказчиком Администрация Брасовского района при осуществлении рассматриваемой закупки при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, предусматривающей требования к содержанию документации об электронном аукционе, поскольку заказчиком в документации об электронном на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 за № 0127200000218004240 не в полном объеме установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный банк). Требования к банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Требования к условиям таких соглашений установлены в Постановлении Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе" (далее - Постановление Правительства РФ № 626), вступающем в силу с 1 июля 2018 года (за исключением отдельных положений). Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о контрактной системе требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета также утверждены Постановлением Правительства РФ № 626.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ № 626 постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после начала функционирования новых электронных площадок, предельная дата которого определена в пункте 4 Постановления Правительства РФ № 626 (1 октября 2018 года).

Таким образом, требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, а также требования к соглашениям о взаимодействии новых электронных площадок с уполномоченными банками вступили в силу с 1 июля 2018 года, однако будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (1 октября 2018 года).

На основании изложенного, учитывая положения части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, с 1 июля 2018 года и до начала функционирования новых электронных площадок (не позднее 1 октября 2018 года) ранее отобранные электронные площадки продолжают функционирование в ранее установленном порядке, в том числе в части открытия ведения счетов участников закупок для обеспечения участия в электронных процедурах в аналитическом учете оператора электронной площадки на счете такого оператора в расчетной организации, установленном в приложении N 5 к Соглашению о функционировании электронной площадки от 04.05.2010 года.

Комиссией Брянского УФАС России принято решение признать выявленное нарушение не повлиявшими на результаты проведения электронного аукциона за № 0127200000218004240 поскольку процедура внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе не нарушена.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу участника закупки ООО «Строй Лес» на действия заказчика Администрация Брасовского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на благоустройство дворовой территории многоквартирных домов в п. Локоть Брасовского района Брянской области по ул. Дзержинского 11,12,13,14,15 за № 0127200000218004240 частично обоснованной, в части установления показателей материала (бетон) не в соответствии с требованиями действующего ГОСТа, а также в части отсутствия показателя товара (раствор готовый кладочный цементный), позволяющего определить соответствие используемого материала установленным заказчиком требованиям.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Администрация Брасовского района нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлиявшими на итоги проведения электронного аукциона за № 0127200000218004240.

4. Поскольку выявленные нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе признаны повлиявшими на итоги проведения электронного аукциона за № 0127200000218004240 принято решение предписание по данной закупке не выдавать.

5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                                               «……….»

 

Члены комиссии                                                                                                   «………»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны