Решение б/н Решение по жалобе № 032/10/18.1-272/2022 ФБУ «Нижегородский... от 6 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                                                          <>

          

         Решение по жалобе № 032/10/18.1-272/2022  ФБУ «Нижегородский ЦСМ» на действия заказчика  АО «Транснефть-Дружба» при проведении конкурса в электронной форме 1400-D05-К-Y03-01058-2022 «ДР-22.03-11.0052 Поверка, калибровка средств измерений КРУ АО "Транснефть - Дружба" (извещение № 32211207520)

 

«06» апреля 2022 года                                                                                              г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)  в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<>.

В присутствии:

<>,

рассмотрев жалобу № 032/10/18.1-272/2022  ФБУ «Нижегородский ЦСМ» на действия заказчика  АО «Транснефть-Дружба» при проведении конкурса в электронной форме 1400-D05-К-Y03-01058-2022 «ДР-22.03-11.0052 Поверка, калибровка средств измерений КРУ АО "Транснефть - Дружба" (извещение № 32211207520), в части:

-неразмещения заказчиком разъяснений положений документации в единой информационной системе;

-неуказания в техническом задании  информации в отношении средств измерения (скан паспорта, руководство по эксплуатации, методика поверки, год выпуска);

-установления в техническом задании требования к местонахождению сервисного центра исполнителя на территории Самарской области с учетом территориального местоположения подразделения заказчика, ограничивающего число участников закупки,

установила:

28.03.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба № 032/10/18.1-272/2022  ФБУ «Нижегородский ЦСМ» на действия заказчика  АО «Транснефть-Дружба» при проведении конкурса в электронной форме 1400-D05-К-Y03-01058-2022 «ДР-22.03-11.0052 Поверка, калибровка средств измерений КРУ АО "Транснефть - Дружба" (извещение № 32211207520).

         Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru.

Как следует из жалобы, заказчик нарушил своими действиями п.2 ч.1 ст.3, п.3 ч.9, п.1 ч.10 ст.4, п.3 ч.10 ст.4 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-Закон о закупках).

  1. Для определения возможности проведения работ по поверке и их стоимости в адрес заказчика заявителем направлены запросы 17.03.2022, 23.03.2022. До настоящего времени информация о запросах и разъяснения положений о конкурентной закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) не размещена.
  2. В техническом задании  не указана информация в отношении средств измерений (скан паспорта, руководство по эксплуатации, методика поверки, год выпуска). Данная информация необходима для определения, является ли данное средство измерений  утвержденного типа, что в свою очередь необходимо для определения методики поверки и соответственно стоимости услуг. Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон №102-ФЗ) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке (ст.18 Закона №102-ФЗ).

Для того, чтобы определить подлежат ли средства измерения поверке, необходима полная информация о средстве измерения, которая содержится в паспорте, руководстве по эксплуатации, методике поверки. Без года выпуска средства измерения невозможно определить является ли оно утвержденного типа.

  1. В техническом задании установлены требования к местонахождению сервисного центра исполнителя на территории Самарской области. Заявитель считает, что территориальное ограничение с учетом территориального местоположения подразделения заказчика, ограничивающего число участников закупки.
  2. При рассмотрении жалобы заявитель указал, что разъяснения на запрос от 17.03.2022 в отношении Плотномера Плот-3М-50-U не размещены заказчиком.

АО «Транснефть-Дружба»  не согласно с доводами заявителя. Из представленных пояснений вх. №3189 от 05.04.2022, следует:

1.           В соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» участник закупки вправе направить посредством функционала электронной площадки, указанной в извещении об осуществлении закупки, не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно п. 17 извещения участникам закупки по указанному лоту предоставляются разъяснения положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке - с даты размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС до 23.03.2022 23:59 (по Московскому времени). Заявитель жалобы в установленный срок дважды обратился с запросом о разъяснении положений документации посредством ЭТП Сбербанк АСТ. АО «Транснефть – Дружба» на ЭТП размещены ответы на запросы.

В силу Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее – Постановление №301), основаниями неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

АО «Транснефть – Дружба» включено в Список организаций, на которые распространяются меры ограничительного характера, введенные политическими или экономическими санкциями иностранных государств. Учитывая указанные обстоятельства, положения Постановления № 301, а также п. 4 письма Минфина от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 заказчиком ответы на запросы документации о закупке не размещены в ЕИС.

При этом, заявитель жалобы ФБУ «Нижегородский ЦСМ» имеет регистрацию в секции Закупки ПАО «Транснефть» и ОСТ на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ», в связи с чем, имело возможность ознакомиться с ответами на запросы, размещенными Заказчиком 21.03.2022, 25.03.2022.

2.           Согласно требованиям п. 3.1 Технического задания, запрашиваемые заявителем жалобы документы на средства измерений, предоставляются при передаче в поверку, в соответствии с п.7 части II приказа Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».

В силу Закона поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим характеристикам. В России поверочная деятельность в отношении попадающих под Государственный Метрологический Надзор средств измерения регламентирована Законом №102-ФЗ.

Калибровка средств измерений – совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик и метрологической пригодности тех средств измерений, которые применяются вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений.  При калибровке определяются действительные значения единиц величин, оцениваются значения неопределенности измерений, составляется бюджет неопределенности.

Нормы ст. 9 и ст. 18 Закона №102-ФЗ, Приложения №2 Приказа Минпромторга от 28.08.2020 № 2905 «Об утверждении порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений. Внесения изменений в сведения о них, порядка выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений. Формы сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» определяют требования к средствам измерения и их калибровке соответственно.

Заявитель жалобы, запрашивая сканы паспортов, руководство по эксплуатации, методики поверки, год выпуска средств измерений, пытается провести работу по установлению возможности отнесения средства измерений утвержденного типа, включенного в Техническое задание, к средствам измерений, что, по его мнению, необходимо для определения методики поверки и соответственно стоимости услуг.

Заказчик отмечает, что предметом закупки является сама поверка и калибровка средств измерений, а не установление возможности либо необходимости выполнения соответствующих работ, услуг в отношении средств измерений.

Очевидно, что доводы заявителя жалобы основаны на субъективном понимании установления объекта закупки, исходя из услуг, оказываемых самим ФБУ «Нижегородский ЦСМ» в конкретной сфере деятельности на рынке данных услуг, без учета информации о том, что Заказчик имеет соответствующую компетенцию и квалификацию для определения объекта закупки, что подтверждено государственным метрологическим надзором, проводимым Росстандартом (п. 4 акта от 11.06.2021 № 41).

3.           Условия Документации о закупке не устанавливают запрет на привлечение участником закупки для исполнения договора, заключенного по результатам закупочных процедур субподрядчиков или соисполнителей, что не ограничивает участника закупки, но и не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, установленные в техническом задании требования к местонахождению сервисного центра исполнителя на территории Самарской области не относится к территориальному ограничению по возможному расположению потенциальных участников закупки.

Так же, заказчик отмечает, что основной целью регулирования Закона  о закупках является своевременное и полное удовлетворение потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств. Заказчик вправе при необходимости устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Кроме того, существенным показателем цены работы, услуги является показатель стоимости транспортировки оборудования, передаваемого Исполнителю. Согласно п. 3.1. технического задания местонахождение сервисного центра Исполнителя на территории Самарской области определено с учетом затрат Заказчика (за счет Заказчика) на доставку средств измерений для проведения поверки и калибровки.

Территориальное ограничение по осуществлению деятельности в Нижегородской области ФБУ «Нижегородский ЦСМ» установлено в Уставе заявителя жалобы, учредителем – Росстандартом (п. 3.1 Устава) и не имеет отношения к конкретной закупке.

По итогам закупки договор не заключен.

        Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках заказчик АО «Транснефть-Дружба» относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг регулируется названным законом.

Закупочная деятельность заказчика АО «Транснефть-Дружба»  регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019 года Протокол №5 (далее - Положение).

Порядок проведения конкурса в электронной форме установлен Разделом VI Положения.

10.03.2022 АО «Транснефть-Дружба»  на официальном сайте размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме 1400-D05-К-Y03-01058-2022 «ДР-22.03-11.0052 Поверка, калибровка средств измерений КРУ АО "Транснефть - Дружба" (извещение № 32211207520).

1. В соответствии с ч.3 ст.3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе.

В соответствии с п. 3.23.2 Положения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заказчик, организатор закупки осуществляет соответствующее разъяснение и размещает его в ЕИС.

17.03.2022, 23.03.2022 в адрес заказчика заявителем направлены запросы о разъяснении документации.

АО «Транснефть – Дружба» представило сведения о включении в Список организаций, на которые распространяются меры ограничительного характера, введенные политическими или экономическими санкциями иностранных государств. Учитывая указанные обстоятельства, положения Постановления № 301, а также п. 4 письма Минфина от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 заказчиком ответы на запросы документации о закупке не размещены в ЕИС.

При этом, согласно сведениям заказчика ответы на запросы от 17.03.2022 и от 23.03.2022 размещены посредством ЭТП Сбербанк АСТ 21.03.2022 и 25.03.2022 соответственно. Заявитель имел возможность ознакомиться с ответами заказчика, что ФБУ «Нижегородский ЦСМ» не оспаривается.

2. В силу статьи 3 Закона о закупках именно
заказчик определяет требования к функциональным, техническим и качественным
характеристикам предмета закупки. Участник закупки не наделен правом определять, какие количественные и качественные характеристики товара необходимы и достаточны для удовлетворения потребностей заказчика.

Предметом закупки является сама поверка и калибровка средств измерений, а не установление возможности либо необходимости выполнения соответствующих работ, услуг в отношении средств измерений.

Данный довод не нашел своего подтверждения.

3.    Первоочередной целью Закона о закупках  является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502).

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Существенным показателем цены работы, услуги является показатель стоимости транспортировки оборудования, передаваемого Исполнителю. Согласно п. 3.1. технического задания местонахождение сервисного центра Исполнителя на территории Самарской области определено с учетом затрат Заказчика (за счет Заказчика) на доставку средств измерений для проведения поверки и калибровки.  

Данное требование соответствует принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, заказчиком представлены сведения о наличии как минимум 4 организаций, находящихся на территории Самарской области,  осуществляющих работы по поверке и калибровке средств измерений.

Данный довод не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с ч.2 ст.18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Возможность обращения с жалобой по конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения закупки.

В соответствии с сведениями, представленными  заявителем,  разъяснение заказчика в отношении Плотномера Плот-3М-50-U размещено посредством ЭТП Сбербанк АСТ 25.03.2022 до окончания срока подачи заявок (29.03.2022). Заявитель имел возможность ознакомиться с разъяснением и подать заявку для участия в закупке.

В рамках рассмотрения жалобы заявителем не представлено доказательств о том, что  размещение разъяснения в отношении Плотномера Плот-3М-50-U 25.03.2022 привело или могло привести к ущемлению или нарушению его прав и законных интересов.

        Данный довод не нашел своего подтверждения.

        Комиссия приходит к выводу об отсутствии  в действиях заказчика  нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ  при проведении конкурса в электронной форме 1400-D05-К-Y03-01058-2022 «ДР-22.03-11.0052 Поверка, калибровка средств измерений КРУ АО "Транснефть - Дружба" (извещение № 32211207520).

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также  при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь пунктом 13 статьи 3, частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

        Жалобу № 032/10/18.1-272/2022  ФБУ «Нижегородский ЦСМ» на действия заказчика  АО «Транснефть-Дружба» при проведении конкурса в электронной форме 1400-D05-К-Y03-01058-2022 «ДР-22.03-11.0052 Поверка, калибровка средств измерений КРУ АО "Транснефть - Дружба" (извещение № 32211207520), в части:

-неразмещения заказчиком разъяснений положений документации в единой информационной системе;

-неуказания в техническом задании  информации в отношении средств измерения (скан паспорта, руководство по эксплуатации, методика поверки, год выпуска);

-установления в техническом задании требования к местонахождению сервисного центра исполнителя на территории Самарской области с учетом территориального местоположения подразделения заказчика, ограничивающего число участников закупки;

- неразмещения разъяснения на запрос от 17.03.2022 в отношении Плотномера Плот-3М-50-U, признать необоснованной.

 

 

Заместитель председателя комиссии:                                                           

 

Члены комиссии:                                                                                                   

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны