Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-586/2023 о нарушении требований... от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «ВИПАКС +»

«…………..»

 

Департамент образования и науки Брянской области

«……….»

 

АО «ЕЭТП»

«……………….»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-586/2023

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

резолютивная часть решения оглашена 25.07.2023,

решение изготовлено 27.07.2023                                                                               г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «………»

Членов Комиссии: «…………»

в присутствии:

«………» – и.о. «……….», действующего на основании Распоряжения Губернатора Брянской области от 26.08.22 № 822-рг;

«………….» – представителя ООО «ВИПАКС+», действующего на основании доверенности № 670 от 14.12.2022,

рассмотрев жалобу заявителя ООО «ВИПАКС+» на действия заказчика Департамент образования и науки Брянской области при осуществлении закупки путем запроса котировок в электронной форме на поставку видеокамер в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в части обновления материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся за № 0127200000623000026   и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), установила:

14.07.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку видеокамер в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в части обновления материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся за № 0127200000623000026.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 140 600,00 рублей.

До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе за № 0127200000223004000 подано 5 заявок.

Заявитель ООО «ВИПАКС+» в жалобе отмечает, что заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, поскольку  в извещении не установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 1236).

До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика Департамент образования и науки Брянской области (вх. № 4869-ЭП/23 от 24.07.2023).

Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, заявителя, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Довод Заявителя о нарушении требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в связи с неустановлением   в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку видеокамер в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в части обновления материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся за № 0127200000623000026 запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 не находит своего подтверждения в рамках рассмотрения жалобы ввиду следующего.

В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236, установлен  запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2017 N 1594)

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

При этом пп."в" п. 2.1 Постановления N 1236 определено, для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Исходя из вышеизложенного, следует, что  положения Постановления N 1236 определяют обязательное требование об установлении запрета при закупке услуг, связанных с разработкой программного обеспечения, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения.

Данный вывод также подтверждается позицией Минцифры, изложенной в письме от 28.04.2023 № П11-01-04-200-32064 «О разъяснении положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 в части установления запрета на закупку иностранного программного обеспечения при осуществлении закупок камер видеонаблюдения».

Вместе с тем, исходя из содержания Описания объекта закупки  установлено, что заказчиком описание объекта закупки сформировано в соответствии с КТРУ 26.70.13.000-00000004. При этом, в извещением о закупке видеокамер не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения на камеры видеонаблюдения и не предусмотрена передача прав на такое встроенное программное обеспечение вследствие выполнения контрактных обязательств.

Исходя из материалов дела, а также пояснений Заказчика в рамках закупки программное обеспечение не будет устанавливаться в результате исполнения контракта, оно предоставляется уже предустановленным, в связи с чем, оснований для применения запрета, предусмотренного постановлением Правительства N 1236, не имеется.

Таким образом, проанализировав описание объекта закупки (характеристики требуемого Заказчику оборудования), Комиссией Брянского  УФАС России установлено, что Заказчиком, в данном случае, закупка программного обеспечения не осуществляется. Доказательств обратного Заявителем не представлено. В этой связи, основания для признания жалобы обоснованной отсутствуют.

2. Заказчиком Департамент образования и науки Брянской области нарушены требования п.7 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми  при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе  информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги, поскольку пункт 24 «Описание объекта закупки» не содержит указание на единицу измерения по потребляемой мощности.

Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Предметом осуществляемой закупки является поставку видеокамер в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в части обновления материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся.

 Описание объекта сформировано заказчиком в соответствии с КТРУ 26.70.13.000-00000004.

 В соответствии с позицией КТРУ 26.70.13.000-00000004 по потребляемой мощности установлена единица измерения «Ватт».

Вместе с тем Заказчиком по позиции 24 «Описания объекта закупки» указано, что потребляемая мощность ≥ 7, однако единица измерения отсутствует.

 

Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика, неверно установившего в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме информацию о единице измерения нарушают п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4  ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

  1. Признать жалобу заявителя ООО «ВИПАКС+» на действия заказчика Департамент образования и науки Брянской области при осуществлении закупки путем запроса котировок в электронной форме на поставку видеокамер в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в части обновления материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся за № 0127200000623000026  необоснованной.
  2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Департамент образования и науки Брянской области нарушения положений п. 7 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику Департамент образования и науки Брянской области, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                               «………..»                  

 

Члены комиссии                                                                                                  «…………»

Связанные организации

Связанные организации не указаны