Решение б/н Решение по делу №24 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                   г. Брянск

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля  2012г.

Решение изготовлено в полном объеме  26 июля  2012г.

 

           

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии: <…>

Члены Комиссии:

<…>

При участии:

<…> – представитель Брянского регионального общественного движения «Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса Брянщины»;

<…> – представитель НОЧУ ДПО «Школа подготовки частных охранников «ВАРЯГ»;

<…> – начальник центра лицензионно-разрешительной работы УМВД России по Брянской области дов.;

<…>– старший инспектор УМВД России по Брянской области, без дов.;

<…> – старший инспектор ПО отдела УМВД России по Брянской области, дов., 

рассмотрев материалы дела №24 по признакам нарушения УМВД России по Брянской области (241050, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 18)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

22 февраля 2012г. от председателя Брянского регионального общественного движения «Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса» <…> в адрес Брянского УФАС  России поступило обращение директора НОЧУ ДПО «ВАРЯГ» <…>  на действия председателя квалификационной комиссии при УМВД России по Брянской области <…>, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части  установления запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также установлению для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

29 февраля 2012г. из Прокуратуры Брянской области для рассмотрения в соответствии с компетенцией поступило аналогичное обращение директора НОЧУ ДПО «ВАРЯГ»  <…>.

Как следует из заявления, НОЧУ ДПО «Школа подготовки частных охранников «Варяг» (далее – НОЧУ «Варяг»)  осуществляет образовательную деятельность по профессиональной подготовке частных охранников в соответствии с лицензией от 22.04.2009г. регистрационный №БРН-1293. Школа имеет соответствующую необходимым требованиям учебно-материальную базу. В июле 2009г. стрелковый тир обследовался комиссией ГУ НПО «Спецтехника и связь» МВД РФ, по результатам обследования был выдан акт технического состояния тира, на основании которого в тире разрешена стрельба из всех видов служебного и боевого короткоствольного и длинноствольного гладкоствольного оружия. Таким образом, НОЧУ «Варяг» соответствует требованиям, предъявляемым к стрелковым объектам, на базе которых может проводиться периодическая проверка частных охранников.

Пункт 6 приказа МВД №568 указывает, что место проведения первичных проверок определяется руководителем охранной организации или юридического лица с особыми уставными задачами по согласованию с Комиссией и администрацией учебных центров. В 2012 году руководители многих охранных предприятий местом сдачи периодической проверки своих сотрудников определили НОЧУ ДПО «ВАРЯГ», о чем написали заявления в квалификационную комиссию УМВД России по Брянской области с целью согласования места. Однако, письменного ответа они не получили, а устно им было заявлено, что проходить периодическую проверку они будут только в ЧОУ ДО «Учебный центр».  В результате, несмотря на то, что рядом частных охранных организаций местом прохождения периодической проверки было заявлено НОЧУ ДПО «ВАРЯГ»,  проверку на базе указанного стрелкового объекта проходили только сотрудники  ООО «ВБК-Варяг».

Заявитель считает, что действия  УМВД России по Брянской области нарушают антимонопольное законодательство, ограничивают возможность НОЧУ ДПО «ВАРЯГ» в осуществлении на его базе  периодических проверок с использованием служебного и гражданского оружия  сотрудников охранных организаций или юридических лиц с особыми уставными задачами.

Определением Брянского УФАС России от 06.03.2012г. дело №24 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 28.03.2012г. Данным определением у сторон был запрошен ряд документов.

Изучив имеющиеся  в деле материалы,  Комиссия установила следующее:  

В соответствии с пунктом  23 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств». Согласно п.2 приказа МВД  РФ от 15.07.2005г. №568 « О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации  периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств» (далее -  Приказ МВД РФ № 568) для подготовки и проведения периодических проверок управлениями МВД России по субъектам РФ создаются комиссии, в состав которых включаются должностные лица органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности, имеющие высшее профессиональное образование, по согласованию в состав Комиссии также могут включаться руководители образовательных учреждений. Состав Комиссии утверждается приказом  управлениями МВД России по субъектам РФ.

В соответствии п. 5 Приказа МВД РФ №568 периодические проверки с использованием служебного и гражданского оружия проводятся Комиссиями на базе стрелковых объектов негосударственных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации соответствующих категорий работников.  Пункт 6 Приказа МВД №568 указывает, что место проведения периодических проверок определяется руководителем охранной организации или юридического лица с особыми уставными задачами по согласованию с Комиссией и администрацией учебных центров и образовательных учреждений, на базе которых будут проводиться указанные проверки.

Сроки проведения проверок согласовываются руководителем охранной организации или юридического лица с особыми уставными задачами с администрацией учебных центров и образовательных учреждений, на базе которых будут проводиться указанные проверки.

С января 2012г. по март 2012г. в адрес УМВД России по Брянской области поступали заявления от руководителей охранных организаций о согласовании в качестве места проведения периодической проверки НОЧУ ДПО «Варяг».

Как следует из ответов, данных УМВД России по Брянской области хозяйствующим субъектам, проверка на базе НОЧУ ДПО «Варяг» не может быть проведена, так как с июля 2009г. до настоящего времени Комиссией УМВД России по Брянской области к обеспечению периодических проверок привлекается НОУ ЧО УДПО «Учебный центр».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела пояснений по вопросу каким образом формировался перечень стрелковых объектов, на которых проводятся периодические проверки, и документов, которыми оформлялась данная процедура, УМВД России по Брянской области не представило.

Одновременно представители УМВД России по Брянской области пояснили следующее:

В 2009г. на территории Брянской области деятельность  по подготовке и переподготовке частных охранников осуществляло одно  негосударственное образовательное учреждение ЧО УДПО «Учебный центр», материально-техническая база которого соответствовала предъявляемым требованиям, согласно выданной департаментом образования Брянской области лицензии. С 2009г. вопрос о привлечении Комиссией УМВД  к обеспечению периодических проверок стрелковых объектов других негосударственных образовательных учреждений не рассматривался в связи с нецелесообразностью и отсутствием необходимости. Более того, заявлений от НОУ о включении в перечень стрелковых объектов, на базе которых проводятся периодические проверки, не поступало.

Требования к стрелковым объектам, в том числе, на которых проводятся периодические  проверки, устанавливаются пп.108-187 приказа МВД России от 12.04.1999г. №288.

В соответствии с п. 23 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» проведение периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств входит в обязанности полиции.

Таким образом, именно УМВД России по Брянской области обращается в негосударственные образовательные учреждения за предоставлением стрелкового объекта для проведения периодических проверок.

В соответствии с приказом МВД Российской Федерации от 21.09.2009г. №715 УВД по субъектам предписано осуществить меры по привлечению необходимого числа  негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку частных детективов и работников частных охранных организаций  (с их согласия)  к проведению периодических проверок. Комиссия УМВД России по Брянской области полагает, что использование материально-технических баз других негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Брянской области нецелесообразно, так как исходя из количества человек (около 1000 чел. в год) достаточно использования стрелкового объекта одного НОУ. При необходимости ОВД РФ могут обратиться в администрации других НОУ с ходатайством об использовании их материально-технической базы для обеспечения периодической проверки. В этом случае Центральная Комиссия МВД России рассматривает предложения ОВД (Комиссий) о привлечении организаций к обеспечению периодических проверок, в соответствии с требованиями приказа МВД России от 27.09.2005г. №783.

Доводы УМВД по Брянской области, указанные в пояснении, Комиссия не принимает по следующим основаниям:

1. Проведение периодических проверок является обязанностью УМВД России по Брянской области, соответственно именно УМВД России по Брянской области должны предпринять все меры по проведению периодических проверок на базе негосударственного образовательного учреждения (далее – НОУ), наиболее соответствующего требованиям, предъявляемым к стрелковым объектам и удовлетворяющего интересам  охранных организаций, то есть провести конкурентные процедуры.

Первая периодическая проверка, согласно сведениям УМВД России по Брянской области, была проведена 23.04.2009г. К моменту проведения первой периодической проверки на территории г. Брянска лицензию на право осуществления образовательной деятельности по подготовке и переподготовке частных охранников имел один хозяйствующий субъект – ЧОУ ДО «Учебный центр» (лицензия от 19.03.2009г., рег.№ БРН 1279). НОЧУ ДПО  «Варяг» получило лицензию  22.04.2012г.

По сведениям Департамента  общего и профессионального образования Брянской области от 17.05.2012г. исх. №2727-11-Б  в 2010-2011гг. лицензию на право осуществления образовательной деятельности по подготовке и переподготовке частных охранников имело 5 хозяйствующих субъектов:

  1. ЧОУ ДПО «Центр безопасности»;
  2. ЧОУ ДПО «Центр спецподготовки»;
  3. НОЧУ ДПО  «Варяг»;
  4. ЧОУ ДПО «Учебный центр»;
  5. ЧУ ДПО «Учебный центр «Страж».

Однако, УМВД России по Брянской области не предприняло действий к проведению конкурентных процедур по отбору стрелкового объекта, наиболее соответствующего установленным требованиям, и по-прежнему использовала стрелковый объект, используемый ранее, а именно ЧОУ ДПО «Учебный центр».

Таким образом, УМВД России по Брянской области ограничило возможность негосударственных образовательных учреждений, в том числе НОЧУ ДПО «ВАРЯГ», в осуществлении на их базе периодических проверок с использованием служебного и гражданского оружия  сотрудников охранных организаций или юридических лиц с особыми уставными задачами.

2.  Указывая на отсутствие необходимости в использования на территории г. Брянска 2-х негосударственных образовательных учреждений УМВД России по Брянской области не представило пояснений каким образом отбирался стрелковый объект, на базе которого будут проводиться периодические проверки, а также по каким основаниям, в качестве такого стрелкового объекта было выбрано именно ЧОУ  ДО «Учебный центр».

Данный факт также дает Комиссии основания полагать, что УМВД России по Брянской области не проводило конкурентных процедур по отбору НОУ для проведения периодических проверок. Доказательства обратного УМВД России по Брянской области не представило.

 Более того, факт отсутствия со стороны УМВД России по Брянской области действий по проведению конкурентных процедур в 2012г. с целью формирования нового перечня стрелковых объектов, на базе которых будут проводиться периодические проверки, в связи с поступлением неоднократных заявлений о желании проходить периодическую проверку на базе НОЧУ «Варяг», подтверждает факт установления для приобретателей товаров – охранных организаций ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары – негосударственных образовательных учреждений, на базе которых проводятся периодические проверки.

Согласно ч.1  ст. 15  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти  субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается  установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также установлению для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях УМВД России по Брянской области нарушения  ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г., выразившегося в осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части  установления запретов или введения ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также установления  для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В ходе рассмотрения дела УМВД России по Брянской области  направило в адрес негосударственных образовательных учреждений письма №36/1722 от 11.05.2012г. с информацией о формировании перечня организаций, задействованных для проведения периодических проверок, и в случае согласия представить свою материально–техническую базу для проведения периодических проверок представить в адрес УМВД России по Брянской области необходимые документы. 24 мая 2012г. в адрес ГУОООП МВД России было направлено письмо №1331 о согласовании перечня объектов, на которых планируется проводить периодические проверки. Комиссия УМВД России по Брянской области по периодическим проверкам согласно протоколу №3от 16.07.2012г. приняла решение утвердить временный перечень организаций, на которых будут проводиться периодические проверки. Согласно данному перечню для проведения периодических проверок будут привлечены все действующие негосударственные учреждения, имеющие лицензию на право осуществления образовательной деятельности по подготовке и переподготовке частных охранников, в том числе НОЧУ ДПО «Варяг».

Следовательно, УМВД России по Брянской области до принятия комиссией Брянского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства №24 добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ

РЕШИЛА:

1.         Признать  в действиях УМВД России по Брянской области нарушение пунктов 1,5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части  установления запретов или введения ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также установления  для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

2.         В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий производство  по делу №24 в отношении УМВД России по Брянской области прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

 
Члены комиссии:                                                                                                          
<…>

<…>

<…>                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны