Решение б/н РЕШЕНИЕ от 30 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Брянск
Резолютивная часть решения оглашена «12» декабря 2016г.
В полном объеме решение изготовлено «21» декабря 2016г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
в присутствии на заседании:
заместителя директора по АХР ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова», доверенность б/н от 28.11.20016г.
рассмотрев дело № 24 по признакам нарушения ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» п.2 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)
установила:
18.10.2016 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области рассмотрена жалоба №68 Орлова О.М. на действия заказчика ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» при проведении закупки способом запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ограждению территории учреждения (извещение № 31604152885) .
При рассмотрении жалобы комиссией Брянского УФАС в действиях ГБОУ «Брянская областная школа - интернат имени Героя России А.А.Титова» установлены признаки нарушения п.2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении закупки запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в части установления в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» условий о сроке заключения договора, которые не дают возможность участникам закупки обжаловать действия (бездействия) организатора закупки в антимонопольный орган.
Приказом Брянского УФАС России №305 от 10.11.2016г. возбуждено дело №24 по признакам нарушения ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» требований п.2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Представитель заказчика в рамках рассмотрения дела признал факт нарушения антимонопольного законодательства.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, Комиссией Брянского УФАС России установлено следующее:
Закупочная деятельность ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова», утвержденным от 26.09.2016 г. Директором департамента образования и науки Брянской области (далее – Положение о закупках).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в т.ч.: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки.
Согласно п.8.27 Положения о закупках, заказчик предлагает победителю аукциона заключить договор на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и аукционной документации, в заявке участника аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона, и направляет победителю аукциона проект договора.
Согласно п.9.24 Положения о закупках, договор с победителем конкурса либо с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер <...> заключается в срок, указанный в конкурсной документации. Договор заключается на условиях, указанных в заявке победителя конкурса и в конкурсной документации.
Согласно п.12.25 Положения о закупках, заказчик предлагает победителю запроса цен заключить договор и направляет победителю проект договора. Договор заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса цен, по цене, предложенной в ценовой заявке.
Согласно п.п.15.1 Положения о закупках, договор по итогам проведения процедуры закупки заключается в сроки и в порядке, установленном в закупочной документации. Договор, заключаемый по итогам аукциона или конкурса заключается в срок не позднее двадцати дней, со дня подписания итогового протокола.
В силу статьи 1 Закона о закупках, целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора закупки в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора закупки по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор закупки, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в Положении о закупке условий о сроке заключения договора, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
На основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства, разрабатываемое участником закупки Положение о закупках, документация о закупке не должны вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, должно обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам закупки.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
При рассмотрении дела №24 проведен анализ состояния конкуренции при осуществлении закупки способом запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ограждению территории учреждения (извещение № 31604152885) .
По результатам проведения анализа состояния конкуренции, установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 29.09.2016г. (дата начала подачи заявок) по 31.10.2016 (дата исполнения предписания Брянского УФАС России).
2. Предметом запроса цен в электронной форме (извещение № 31604152885) является выполнение работ по ограждению территории учреждения.
3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в закупке: ООО «ЕВРОЗАБОР», ООО «ТЕХИНФОРМ-СТРОЙ», ИП «». ООО «Брянская инвестиционно – строительная компания», ИП «», которые в период проведения закупки являлись между собой конкурентами на право заключения договора на выполнение работ по ограждению территории учреждения.
Таким образом, Комиссией Брянского УФАС России по рассмотрению дела № 24 в действиях ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» установлено нарушение п.2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части установления в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» условий о сроке заключения договора, которые не дают возможность участникам закупки обжаловать действия (бездействия) организатора закупки, в антимонопольный орган и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1,2 статьи 49, статьи 50 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ,
решила:
1.Признать ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» нарушившим требования п.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» условий о сроке заключения договора, которые не дают возможность участникам закупки обжаловать действия (бездействия) организатора закупки в антимонопольный орган, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Выдать ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» предписание о прекращении нарушения п.2 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Нарушение прекратить путем:
- внесения изменений в п.8.27, п.9.24, п.12.25, п.п.15.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова», относительно срока заключения договора, а именно: не ранее чем через 10 дней со дня размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок.
- направления в адрес учредителя бюджетного учреждения Положения с внесенными изменениями для утверждения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
«21» декабря 2016г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 21 декабря 2016 года по делу № 24 о нарушении ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» п.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» в срок до «25 декабря» 2016 г. прекратить нарушение п.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в Положении о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» условий о сроке заключения договора, которые не дают возможность участникам закупки обжаловать действия (бездействия) организатора закупки, в антимонопольный орган.
Нарушение прекратить путем:
- Внесения изменений в п.8.27, п.9.24, п.12.25, п.п.15.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ «Брянская областная школа- интернат имени Героя России А.А.Титова» относительно срока заключения договора, а именно: не ранее чем через 10 дней со дня размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок.
- Направить в адрес учредителя бюджетного учреждения Положение с внесенными изменениями для утверждения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.