Решение б/н Решение по делу № 252 о нарушении требований законодатель... от 20 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «СТРОЙИНВЕСТ»

_______________________________

<…….>

 

 

Управление государственных закупок Брянской области

_______________________________

<…….>

 

 

КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области»

_______________________________

<…….>

 

ООО «РТС – Тендер»

________________________________

<…….>

 

 

Решение по делу № 252

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«19» декабря 2016 г.                                                                                                     г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…….> – должностное лицо;

Членов Комиссии:

<…….>;

в присутствии:

<…….> – представителя КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», действующей на основании доверенности от 19.12.2016 года №27-д,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы участника закупки ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (кроме мостов и путепроводов) в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области, по заявке КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" за № 0127200000216007603, установила:

1. 28.11.2016 года в 18:07 ч. по московскому времени  в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (кроме мостов и путепроводов) в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области, по заявке КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" за № 0127200000216007603 и документация об электронном аукционе.

2. Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона на момент рассмотрения жалобы не заключен.

3. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.12.2016 №0127200000216007603-1 единственная заявка на участие в электронном аукционе признана единой комиссией уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. В связи с чем, в соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), электронный аукцион признан несостоявшимся.

Заявитель ООО «СТРОЙИНВЕСТ» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», поскольку:

- во-первых, заказчиком в приложении № 2 «Требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ» по некоторым позициям не установлены характеристики используемых материалов, содержится лишь указание на соответствие конкретным ГОСТам, что противоречит правилам объективного описания объекта закупки;

- во-вторых, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства № 99 от 04.02.2015 г.);

- в-третьих, в нарушение положений ст. 37 Закона о контрактной системе заказчиком предусмотрена возможность предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, несмотря на то, что начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению № 0127200000216007603 составляет более 15 миллионов рублей, а именно – 375 231 656, 68 (триста семьдесят пять миллионов двести тридцать одна тысяча шестьсот пятьдесят шесть рублей шестьдесят восемь копеек).

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России от заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» поступили письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе (вх. № 9398 от 15.12.2016 г.).

На рассмотрении жалобы представитель заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» <…….> пояснила следующее:

- описание объекта закупки составлено заказчиком с соблюдением требований Закона о контрактной системе, так при указании заказчиком требования о соответствии используемых в процессе выполнения работ материалов конкретным ГОСТам, участнику закупки необходимо только выразить согласие;

- поскольку объектом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, не связанных с выполнением работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов капитального строительства, следовательно, установление дополнительных требований о наличии опыта выполнения соответствующих работ не предусмотрено действующим законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;

- в разделе 11 проекта контракта ошибочно включено условие о возможности участнику закупки предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта информацию, подтверждающую добросовестность, поскольку в п. 33 информационной карты электронного аукциона за № 0127200000216007603  порядок применения антидемпинговых мер предусмотрен в полном соответствии с требованиями ст. 37 Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы, заслушав представителя заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:

  1. Довод заявителя о том, что заказчиком в приложении № 2 «Требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ» по некоторым позициям не установлены характеристики используемых в процессе выполнения работ материалов, а содержится лишь указание на соответствие конкретным ГОСТам, что противоречит правилам объективного описания объекта закупки, не нашел подтверждения комиссией Брянского УФАС России по следующим основаниям.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

В документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу. Также вправе указать при описании объекта закупки ссылку на конкретный ГОСТ. При этом, заказчиком КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» в документации об электронном аукционе в п. 23 информационной карты электронного аукциона «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» не установлено требований об указании участниками закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе каких-либо показателей используемых в процессе выполнения работ материалов в соответствии с установленными ГОСТами.

Таким образом, если заказчик указал в документации об электронном аукционе необходимость соответствия товара ГОСТу, участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в данной документации.

  1. Довод заявителя о том, что заказчиком КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015 г., также не нашел подтверждения комиссией Брянского УФАС России, поскольку установление дополнительных требований к участникам закупки в рамках электронного аукциона за № 0127200000216007603 не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительством Российской Федерации также в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям.

В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 4 февраля 2015 г. N 99, в котором, в том числе, установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к названному постановлению к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Однако, учитывая позицию Верховного Суда РФ, изложенную в решении от 22.08.2016 N АКПИ16-574 «О признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 в части слов "(в том числе по текущему ремонту)"», дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015 г. устанавливаются только при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Учитывая, что объектом закупки за № 0127200000216007603  является выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (кроме мостов и путепроводов) в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области, по заявке КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" за № 0127200000216007603, заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015 г.

3. Заказчиком КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), поскольку заказчиком в п. 11.1 проекта государственного контракта предусмотрена возможность предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, в качестве обеспечения исполнения контракта при снижении цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона за № 0127200000216007603 начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей - 375 231 656 ,68 (триста семьдесят пять миллионов двести тридцать одна тысяча шестьсот пятьдесят шесть рублей шестьдесят восемь копеек). Следовательно, информация, подтверждающая добросовестность такого участника на дату подачи заявки, не может служить в качестве обеспечения исполнения контракта в силу прямого указания нормы Законна о контрактной системе.

В рамках рассмотрения жалобы установлено, что заказчиком КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» информация о порядке применения антидемпинговых мер предусмотрена в п. 33 информационной карты электронного аукциона в полном соответствии с положениями Закона о контрактной системе и с учетом размера начальной (максимальной) цены контракта.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

решила:

  1. Признать жалобу участника закупки ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (кроме мостов и путепроводов) в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области, по заявке КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" за № 0127200000216007603 частично обоснованной в части установления в проекте контракта порядка применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  2. Признать в действиях заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» нарушения положений ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки.
  3. Выдать заказчику КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» предписание об устранении выявленных нарушений ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (кроме мостов и путепроводов) в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области, по заявке КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" за № 0127200000216007603.
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председателя комиссии                                                                               

 

Члены  комиссии                                                   

 

 

 

                                               

 

 

 

 

Управление государственных закупок Брянской области

_______________________________

<…….>

 

 

КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области»

_______________________________

<…….>

 

 

ООО «РТС – Тендер»

________________________________

<…….>

 

 

 

Предписание

об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе

 

«19» декабря 2016 г.                                                                                                     г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…….> – должностное лицо;

Членов Комиссии:

<…….>;

на основании своего решения от «19» декабря 2016 г. по итогам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (кроме мостов и путепроводов) в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области, по заявке КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" за № 0127200000216007603, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), предписывает заказчику КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» совершить действия, направленные на устранение нарушений требований ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.

В рамках выданного предписания заказчику КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при заключении государственного контракта на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (кроме мостов и путепроводов) в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области, по заявке КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" за № 0127200000216007603 исключить из проекта государственного контракта условие о предоставлении подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Доказательства исполнения настоящего предписания заказчику надлежит представить в адрес Брянского УФАС России в течение двух рабочих дней со дня заключения контракта.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнения настоящего Предписания в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.

 

Председатель комиссии                                                                                

Члены  комиссии                                                                                                   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны