Решение б/н Решение по делу № 26 от 13 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                    

 

Решение по делу № 26

                        г. Брянск

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2015г.

В полном объеме решение изготовлено 09 июля 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Брянского УФАС России) в составе:

         Председатель Комиссии Брянского УФАС России:     

<…>– руководитель Брянского УФАС России.

Члены Комиссии Брянского УФАС России:

<…>– начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;

         <…>– специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,

в присутствии:

<…>– представителя заинтересованного лица ООО «Ёстрой», действующей на основании доверенности от 15.05.2015г. без регистрационного номера;

в отсутствие представителей Клинцовской городской администрации, Комитета по управлению имуществом города Клинцы, гражданина<…>, уведомленных надлежащим способом,

         рассмотрев дело № 26 по признакам нарушения Клинцовской городской администрацией ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» и по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила следующее.

         В связи с поступившим обращением прокуратуры Брянской области от 27.01.2015г. № 07-14-2015 в адрес Клинцовской городской администрации был направлен запрос на представление необходимых материалов и информации.

         В результате анализа полученных материалов было установлено следующее.

30.08.2011г. между Комитетом по управлению имуществом города Клинцы и  Сиваковым А.А. заключен договор аренды земельного участка № 2163, согласно пункту 1.1 которого Комитет по управлению имуществом города Клинцы предоставляет, а <…>принимает в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 5701,00 кв.м., расположенный по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского в районе жилого дома №36 с кадастровым номером 32:30:0020708:128, для размещения объектов рекреационного назначения. Срок действия договора аренды земельного участка установлен с 30.08.2011г. по 30.08.2016г.

         Актом приема-передачи от 30.08.2011г. земельный участок передан       <…>

20.02.2013г. в Клинцовскую городскую администрацию поступило заявление об <…>изменении вида разрешенного использования земельного участка на размещение домов многоэтажной жилой застройки.

         16.04.2013г. на основании заявления<…> Клинцовская городская администрация приняла Постановление № 977 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, в районе жилого дома 36», согласно пункту 1 которого определено изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов рекреационного назначения» на «для застройки многоэтажными жилыми домами».

         Пунктом 3 Постановления от 16.04.2013г. № 977 определено <…>обеспечить государственную регистрацию права на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» с учетом измененного вида использования земельного участка.

18.06.2013г. между Комитетом по управлению имуществом города Клинцы и  <…>заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 30.08.2011г. № 2163, предусматривающее изменение вида разрешенного использования земельного участка для застройки многоэтажными жилыми домами».

26.02.2015г. между<…> и ООО «Ёстрой» заключен договор об уступке прав по договору аренды земельного участка, согласно которому <…>уступает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.08.2011г. № 2163 ООО «Ёстрой».

         Вместе с тем статьей 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент заключения дополнительного соглашения от 18.06.2013г.)  установлены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно пункту 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Документы, свидетельствующие о соблюдении установленного ч.2 ст. 30.1 Земельным кодексом РФ порядка предоставления земельных участков для целей, связанных с жилищным строительством, а именно проведение процедуры аукциона, не представлены.

В рамках рассмотрения дела поступили пояснения Комитета по управлению имуществом города Клинцы от 13.05.2015г. № 581 (вход. от 14.05.2015г. № 2553), согласно которым Комитет по управлению имуществом поясняет, что дополнительное соглашение от 18.06.2013г. заключено Комитетом по управлению имуществом города Клинцы с <…>на основании Постановления Клинцовской городской администрации 16.04.2013г.№ 997, определяющего изменение вида разрешенного использования земельного участка.

В рамках рассмотрения дела ООО «Ёстрой» представило копии следующих документов:

- Постановления Клинцовской городской администрации от 21.05.2015г. № 1751 «О выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, уч. 36А»;

- разрешение на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: : Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, уч. 36А от 21.05.2015г. № RU32303000-93;

- договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по улице Дзержинского, уч. 36А от 05.06.2015г.

Изучив материалы дела №26, Комиссия пришла к следующим выводам.

         Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, регулируются положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

         Так, предоставление земельных участков для строительства объектов жилого назначения осуществляется в особом порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой  продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

         Предоставление земельных участков для жилищного строительства предполагает проведение аукциона, направленного на обеспечение равного доступа к земельным участкам всех заинтересованных лиц, осуществляющих деятельность в этой сфере.

         Помимо этого, названные в качестве оснований исключения нормы ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предусматривают возможность предоставления в безвозмездное срочное пользование участка:

         - из земель, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными  статьей 29 Земельного кодекса РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

         - из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса РФ, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

         Часть 2.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской  Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

         Пункт 27 статьи 38.1 названного кодекса определяет, что в случае, если аукцион признан не  состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации,  единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

         Как следует из материалов  и обстоятельств дела,  арендатор не соответствует ни одному из предусмотренных законом критериев обладателя права на получение участка под жилищное строительство без проведения торгов.

         Таким образом, при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору аренды необходимо руководствоваться установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей. Так, положения заключенного  договора аренды от 30.08.2011г. № 2163 № предусматривали предоставление земельного участка с разрешенным видом использования земельного участка, который не связан с жилищным строительством, а именно для размещения объектов рекреационного назначения.

Однако, Клинцовская городская администрация на основании заявления гражданина<…>, являющегося арендатором земельного участка, учитывая наличие действующего договора аренды земельного участка, для целей не связанных с многоквартирным жилищным строительством, приняла Постановление от 16.04.2013г.№ 997 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, район жилого дома № 36», определяющего изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с жилищным строительством, на жилищное строительство - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, предоставив тем самым возможность гражданину<…>, ООО «Ёстрой» арендовать земельный участок в целях  многоквартирного жилищного строительства, в обход процедуры проведения торгов, что создало преимущества указанным лицам арендовать земельный участок для многоквартирного жилищного строительства и ограничило доступ к муниципальному имуществу иным лицам - потенциальным арендаторам земельного участка, в том числе индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые также могли иметь намерения получить права аренды в отношении земельного участка с целевым использованием для размещения домов многоэтажной жилой застройки, что привело к недопущению и устранению конкуренции.

Таким образом, Клинцовская городская администрация при принятии Постановления от 16.04.2013г.№ 997 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, в районе жилого дома 36», определяющего изменение вида разрешенного использования земельного участка на жилищное строительство - для размещения домов многоэтажной жилой застройки, нарушила требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комитетом по управлению имуществом города Клинцы нарушены требования ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, при предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду для многоэтажного жилищного строительства путем заключения дополнительного соглашения от  18.06.2013г. к договору аренды земельного участка от 30.08.2011г. № 2163, без процедуры проведения торгов, что воспрепятствовало доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могли иметь намерения приобрести права аренды в отношении земельного участка для многоэтажного жилищного строительства, что привело к недопущению и устранению конкуренции, нарушению требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Довод Комитета по управлению имуществом города Клинцы о том, что дополнительное соглашения от 18.06.2013г. заключено на основании Постановления Клинцовской городской администрации от 16.04.2013г.№ 997 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, район жилого дома 36», не принимается Комиссией Брянского УФАС России, поскольку положения ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ имеют приоритет перед положениями Постановления Клинцовской городской администрации от 16.04.2013г.№ 997.

Помимо этого, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011г. №8799/11 не проведение торгов в тех случаях, когда требуется проведение торгов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Брянского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать Клинцовскую городскую администрацию нарушившей ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии Постановления от 16.04.2013г.№ 997 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, в районе жилого дома №36», определяющего изменение вида разрешенного использования земельного участка для размещения домов многоэтажной жилой застройки», что привело к устранению и недопущению конкуренции.

         2. Признать в действии Комитета по управлению имуществом города Клинцы факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении земельного участка площадью 5701,00 кв.м., расположенный по адресу: Брянская обл., г. Клинцы, ул. Дзержинского, район жилого дома 36, с кадастровым номером 32:30:0020708:128, для застройки многоэтажными жилыми домами, путем заключения дополнительного соглашения от  18.06.2013г. к договору аренды земельного участка от 30.08.2011г. № 2163 без процедуры проведения торгов, предусмотренной ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, что привело к устранению и недопущению конкуренции.

         3. Не выдать Клинцовской городской администрации и Комитету по управлению имуществом города Клинцы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в целях недопущения нарушения прав и интересов физических лиц – участников долевого строительства.

         4. Не направлять в Арбитражный суд Брянской области исковое заявление о признании дополнительного соглашения от 18.06.2013г. к договору аренды земельного участка от 30.08.2011г. № 2163, недействительным в целях недопущения нарушения прав и законных интересов лиц – участников долевого строительства

5. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66-62-99

Связанные организации

Связанные организации не указаны