Решение б/н Решение по делу № 032/06/69-641/2020 о нарушении требований ... от 20 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Дубровкаагропромдорстрой»

«………»

КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области»

«…….»

Управление государственных закупок Брянской области

«…….»

ООО «РТС – Тендер»

«…….»

Решение по делу № 032/06/69-641/2020 о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

«20» мая 2020 года г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «….»

Членов Комиссии: «…….»

в присутствии:

«………..». - слушателя,

«…» – слушателя,

в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области»,

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Дубровкаагропромдорстрой» на действия комиссии уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги "Украина" - Бутре на участке км 2+440 - км 10+565 в Навлинском районе Брянской области" за № 0127200000220002105, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила:

17.04.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги "Украина" - Бутре на участке км 2+440 - км 10+565 в Навлинском районе Брянской области" за № 0127200000220002105.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 74 742 308,40 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000220002105 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Дубровкаагропромдорстрой» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии в части необоснованного признания заявки №3 (идентификационный номер <...> ) ООО «Водоканал Дубровский» соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Заявитель считает, что заявка ООО «Водоканал Дубровский» не может быть признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку согласно выписки из реестра членов саморегулируемой организации уровень ответственности ООО «Водоканал Дубровский» по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, в соответствии с которым ООО «Водоканал Дубровский» внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда меньше, чем его предложение о цене контракта.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» (вх. № 1-5/1875 от 18.05.2020 года).

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

  1. Заказчиком КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе ненадлежащим образом установлены единые требования к участникам закупки.

Предметом осуществляемой закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги "Украина" - Бутре на участке км 2+440 - км 10+565 в Навлинском районе Брянской области".

Пунктом 16 информационной карты документации об электронном аукционе за № 0127200000220002105 заказчиком установлены единые требования к участникам закупки.

Согласно п.16 информационной карты документации об электронном аукционе за № 0127200000220002105 участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Участник закупки (Член саморегулируемой организации) имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса.

Таким образом, заказчиком установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и иметь достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Однако, исходя из положений чч. 1 и 2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс), саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса.

Саморегулируемая организация в случаях, установленных Градостроительным кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных чч. 2 и 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 Градостроительного кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.16 Градостроительного кодекса не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.

Согласно ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Также ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса предусмотрено следующее, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Таким образом, чч. 12 и 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса определяют размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и соответствующие взносам уровни ответственности участника саморегулируемой организации.

Согласно ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

На основании вышеизложенного, установлено, что для участия в электронном аукционе необходимо соблюдение совокупности требований, а именно участник закупки должен иметь достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, который должен соответствовать его ценовому предложению, а также достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, что является необходимым условием для принятия участия в закупках.

Следовательно, заказчику необходимо было установить не только требование о том, что участник закупки должен иметь достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, но и в обязательном порядке достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, а также требование о том, что уровень ответственности участника закупки в компенсационном фонде должен быть не менее, чем его предложение о цене контракта.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Заказчиком КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), поскольку заказчиком необоснованно установлено требование к содержанию второй части заявки о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, содержащую исключительно сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Согласно п 20 информационной карты документации об электронном аукционе за № 0127200000220002105 вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, выписку (или ее копию) из реестра членов саморегулируемой организации, содержащую сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Однако, исходя из положений чч. 1 и 2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в случаях, установленных Градостроительным кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных чч. 2 и 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса.

На основании вышеизложенного, установлено, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется саморегулируемой организацией в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.

Таким образом, даже если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку, подавая ценовое предложения в ходе проведения аукциона участник планирует осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт по указанной цене.

Следовательно, при установлении требований к содержанию второй части заявки о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, заказчику необходимо предусмотреть содержание как сведений об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, так и сведений об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссией Брянского УФАС России установлено, что выявленное нарушение требований п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе повлекло за собой необоснованное принятие единой комиссией уполномоченного органа решения о признании победителем электронного аукциона ООО «Водоканал Дубровский».

Так, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.05.2020 №0127200000220002105-1-1 единой комиссией было принято решение о соответствии заявки ООО «Водоканал Дубровский» требованиям документации.

ООО «Водоканал Дубровский» является победителем электронного аукциона, с предложением о цене контракта в размере 66 146 942,75 рублей.

Вместе с тем, установлено, что в составе заявки ООО «Водоканал Дубровский», поданной на участие в закупке представлена копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 30.03.2020 года, содержащая сведения:

1) о первом уровне ответственности по обязательствам по договору строительного подряда в соответствии с которым членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в размере 100 000 рублей, что дает Заявителю право осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает 60 000 000 рублей

2) сведения о втором уровне ответственности по обязательствам по договору строительного подряда заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым обществом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 2 500 000 рублей, что дает право принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 000 000 рублей.

Следовательно, предложение ООО «Водоканал Дубровский» о цене контракта составило 66 146 942,75, что превышает допустимый предел стоимости одного договора, установленного в графе 3.2 выписки из реестра членов саморегулируемой организации от 30.03.2020 года.

Согласно письменным пояснениям КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» (вх. № 1-5/1875 от 18.05.2020 года) рассмотрение вторых частей заявок участником электронного аукциона проводилось в строгом соответствии с требованиями аукционной документации, то есть комиссией дана оценка уровню ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Таким образом, действия заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», необоснованно установившего требование к содержанию второй части заявки о предоставлении участниками закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, содержащую исключительно сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств повлекли признание единой комиссией уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области заявки № 3 ООО (идентификационный номер <...> ) «Водоканал Дубровский» соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

1. Признать жалобу ООО «Дубровкаагропромдорстрой» на действия комиссии уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги "Украина" - Бутре на участке км 2+440 - км 10+565 в Навлинском районе Брянской области" за № 0127200000220002105 обоснованной.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» нарушения положений п. 1 ч. 1 ст. 31, п.1 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области предписание об устранении выявленных нарушений п. 1 ч. 1 ст. 31, п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии «……..»

Члены комиссии «………»

Связанные организации

Связанные организации не указаны