Решение б/н Решение по делу № 032/06/64-601/2021 о нарушении требований ... от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «МЕДТЕХ»

«….»

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Сельцовская городская больница»

 

«…….»

Управление государственных закупок Брянской области

«…….»

 

  АО «ЕЭТП»

«……..»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/64-601/2021

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«08» июня 2021 года                                                                                                 г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «…….»

Членов Комиссии: «……..»

в присутствии:     

«…….» – представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности № 1 от 12.02.2021 года;

«…….» – представителя заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сельцовская городская больница», действующего на основании доверенности от 08.06.2021 года;

в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заявителя ООО «МЕДТЕХ»,

рассмотрев поступившую жалобу заявителя ООО «МЕДТЕХ» на действия заказчика ГБУЗ  «Сельцовская городская больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона  на закупку медицинского оборудования (Аппарат рентгеновский передвижной палатный) для нужд ГБУЗ «Сельцовская городская больница» за № 0127200000221002571 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила следующее:

25.05.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на закупку медицинского оборудования (Аппарат рентгеновский передвижной палатный) для нужд ГБУЗ «Сельцовская городская больница» за № 0127200000221002571, а также документация об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 400 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000221002571 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «МЕДТЕХ» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика ГБУЗ «Сельцовская городская больница», а именно, по мнению заявителя заказчиком не применены положения КТРУ при описании следующих позиций, включенных в объект закупки:

- АРМ Врача рентгенолога (п.121 Технического задания), которой соответствует позиция КТРУ 26.60.11.130-00000053 - Рабочая станция для диагностической цифровой системы рентгеновской визуализации;

- системный блок (п.122 Технического задания), которой соответствует позиция КТРУ 26.20.15.000-00000029 – системный блок;

-манипулятор типа «мышь» (п.130 Технического задания), которой соответствует позиция КТРУ 26.20.16.170-00000002 – мышь компьютерная;

- клавиатура (п.131 Технического задания), которой соответствует позиция КТРУ 26.20.16.110-00000002-клавиатура;

-диагностический монитор (п. 132 Технического задания), которой соответствует позиция КТРУ 26.20.17.110-00000011 – монитор, подключаемый к компьютеру;

- печатающее устройство (п. 141 Технического задания), которой соответствует позиция КТРУ 26.20.16.120-00000002 – принтер;

- мобильный ПК (п.112 Технического задания), которой соответствует позиция 26.60.11.110-00000001 – ноутбук.

В адрес Брянского УФАС России заказчиком ГБУЗ «Сельцовская городская больница» представлены письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе (вх. № 4531 от 04.06.2021 г.).

Заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1.Заказчиком ГБУЗ «Сельцовская городская больница» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 8 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления № 145), в соответствии с которыми при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция, поскольку заказчиком при описании объекта закупки не применены соответствующие позиции  КТРУ, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции.

В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Положения Постановления № 145 императивно содержат требование об использовании заказчиками при описании товаров, подлежащих поставке, с использованием информации о наименовании и характеристиках таких товаров, содержащихся в КТРУ. Положениями п.5 Постановления № 145 предусмотрена лишь возможность включения заказчиком в описание объекта дополнительной информации к товарам, но положений о неприменении КТРУ при наличии соответствующей позиции по товару в каталоге Постановление № 145 не содержит.

Таким образом, в случае, если в один лот включено несколько товаров, работ, услуг, при этом по отдельным позициям лота в каталоге имеется информация, подлежащая применению, а по другим позициям такая информация отсутствует, заказчику необходимо руководствуется требованиями Правил использования каталога в отношении каждого конкретного наименования товара, работы, услуги лота. При наличии в каталоге информации в отношении предмета закупки (товара, работы, услуги, включенных в лот) она указывается в документах, оформляемых при размещении закупки. В случае отсутствия в каталоге сведений в отношении какого-либо предмета закупки приводится информация, соответствующая требованиям Закона о контрактной системе.

Так, Комиссией Брянского УФАС Росси установлено, что при описании объекта закупки заказчиком использована, в том числе, позиция КТРУ 26.60.11.113-00000110 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая», ГОСТ Р 57088-2016 «Аппараты рентгенографические палатные передвижные цифровые. Технические требования для государственных закупок», ГОСТ Р 57082-2016 «Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок».

Позиция КТРУ 26.60.11.113-00000110 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая» имеет следующее описание: «Комплект изделий, которые представляют собой передвижную цифровую диагностическую рентгеновскую систему общего назначения, используемую для получения разнообразных плановых плоскостных рентгеновских изображений. Система использует цифровые средства для получения и отображения изображений, а также для манипуляций с ними. За счет передвижного дизайна система может работать как от сети переменного тока, так и от батареи, оператор может ее легко перевозить в различные места в пределах здания. Часто используется для проведения рентгеновского обследования находящихся на кровати пациентов, а также для интервенционной и интраоперационной визуализации. Состоит из базовых модульных конфигураций, которые можно усовершенствовать. К данному виду не относятся системы для флуороскопии или томографии».

Кроме того, позиция КТРУ 26.60.11.113-00000110 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая», включает ряд характеристик, в том числе, «Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога» (далее АРМ врача-рентгенолога).

В соответствии с пп.5.7 п. 5 ГОСТ Р 57088-2016 «Аппараты рентгенографические палатные передвижные цифровые. Технические требования для государственных закупок» в состав рентгенографического палатного передвижного цифрового аппарата также входит, в том числе, АРМ врача-рентгенолога.

Пункт 5 ГОСТ Р 57082-2016 «Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок» содержит состав рабочей станции врача-рентгенолога, в который входят медицинский диагностический монитор (или мониторы), системный блок, устройства ввода информации, печатающее устройство.

В числе технических характеристик, указываемых в техническом задании в соответствии с п. 6.4 ГОСТ Р 57082-2016 «Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок» указаны также устройства ввода информации: клавиатура и манипулятор типа "мышь".

Таким образом, в объект закупки входит несколько товаров, однако, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком не применены положения КТРУ при описании, следующих позиций, включенных в состав лота, в том числе: АРМ Врача рентгенолога, системный блок, манипулятор типа «мышь», клавиатура, диагностический монитор, мобильный ПК, двухфокусная рентгеновская трубка и т.д.

Так, в соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка, в том числе:

- «Манипулятора типа «мышь» (п.130 Технического задания), которой соответствует позиция КТРУ 26.20.16.170-00000002 – мышь компьютерная. Однако, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что при описании указанного пункта заказчиком не использовано наименование и характеристики товара;

- «Мобильного ПК» (п.112 Технического задания), который предусмотрен соответствующей позицией КТРУ 26.60.11.110-00000001 – ноутбук. Однако, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что при описании указанного пункта заказчиком не использовано наименование и характеристики товара;

- «Двухфокусной рентгеновской трубки (п. 70 Технического задания), которая предусмотрена соответствующей позицией КТРУ 26.60.11.130-00000033 «Рентгеновская трубка», которая содержит наименование товара и единицы измерения, характеристики товара в КТРУ отсутствуют. Однако, заказчиками при описании объекта закупки не использовано предусмотренные КТРУ наименование и единицы измерения (шт.) товара, входящего в предмет электронного аукциона и др.

Выявленное в действиях заказчика нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Заказчиком ГБУЗ «Сельцовская городская больница» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку заказчиком в техническом задании на закупку медицинского оборудования Аппарат рентгеновский передвижной палатный не включены характеристики и показатели на приобретаемое оборудование, предусмотренные ГОСТ без надлежащего обоснования их неиспользования.

Так, заказчиком не в полном объеме включены характеристики и показатели на приобретаемую рабочую станцию, предусмотренные, в том числе, ГОСТ Р 57082-2016 «Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок» без надлежащего обоснования их неиспользования.

Так, заказчиком при описании Рабочей станции, входящей в объект закупки, использованы характеристики, предусмотренные ГОСТ Р 57082-2016, однако, ряд характеристик, предусмотренных ГОСТ Р 57082-2016 не включены в техническое задание на поставку рентгеновской системы, а также не включено обоснование неиспользования, в том числе, следующих характеристик: цветовая температура, К; разрядность цветовой кодировки, бит, не менее; датчик освещенности монитора; датчик наружной освещенности; период калибровки монитора, ч, не менее; соответствие функции передачи оттенков серого стандарту DICOM. и т.д.

В описании объекта закупки заказчика содержится обоснование не использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ, в частности, указано следующее: "Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства,  ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации. При этом заказчик в документации о закупке вправе установить требование о соответствии товара ГОСТу, а также не обязан при описании объекта закупки указывать все характеристики, содержащиеся в ГОСТе (ответ Федеральной Антимонопольной службы России от 07.09.2020 № 17/77046/20).

Вместе с тем, указанное заказчиком обоснование носит общий характер, не содержит указания на конкретные причины не использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии установленных национальными стандартами, а также не содержит обоснования отсутствия потребности заказчика в тех или иных характеристиках оборудования.

Кроме того, ответ ФАС России от 07.09.2020 № 17/77046/20 содержит лишь информацию о том, что заказчик не обязан при описании объекта закупки указывать все характеристики, предусмотренные ГОСТ, однако, данный ответ не содержит указания на отсутствие обязанности со стороны заказчика обосновывать не включение характеристик и показателей, предусмотренных ГОСТ.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиком ГБУЗ «Сельцовская городская больница» при осуществлении рассматриваемого электронного аукциона нарушены положения ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону, а также положения части 2 статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой продавец обязан одновременно с передачей вещи передать ее покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, поскольку заказчиками в пункте 9  «Технического задания», являющегося Приложением № 2 к документации об электронном аукционе за № 0127200000221002571 необоснованно установлено требование о подтверждении соответствия поставляемого товара декларацией/сертификатом соответствия при поставке товара.

Согласно пункту 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее - Перечень).

При этом, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" не применяются к данной закупке, поскольку предмет рассматриваемого аукциона - Аппарат рентгеновский передвижной палатный не включен  в Перечень, что свидетельствует об отсутствии у заказчика основания для установления документации об электронном аукционе требования о предоставлении при поставке данного товара декларации/сертификата соответствия.

В рамках рассмотрения жалобы заказчиком ГБУЗ «Сельцовская городская больница» не представлено нормативно-правового обоснования установления данного требования в документации о закупке.

 Вышеуказанные признаки нарушений Закона о контрактной системе свидетельствует административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2. ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Заказчиком ГБУЗ «Сельцовская городская больница» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка товаров, включенных в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень №1), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не включенных в него.

В соответствии с пунктом 2 (2) Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлен следующий код позиций по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) - 26.60.11.113 «Аппарат рентгеновский передвижной палатный».

Данный код содержится в перечне №1, то есть товар с данным кодом ОКПД входит в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, Комиссия Брянского УФАС России, изучив техническое задание документации об электронном аукционе, установила, что потребностью заказчика является, в том числе, «Мобильный ПК», иными словами, Ноутбук (что подтверждается письменными пояснениями заказчика вх. № 4531 от 04.06.2021 года), которому соответствует код позиций по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 26.20.11.110 «Ноутбук».

Код ОКПД 26.20.11.110 (Ноутбук) не входит в Перечень, установленный Постановлением Правительства N 102.

Таким образом, заказчиком ГБУЗ «Сельцовская городская больница» неправомерно объединена в один лот поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него.

Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии административного правонарушения в действиях заказчика, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

 1. Признать жалобу заявителя ООО «МЕДТЕХ» на действия заказчика ГБУЗ «Сельцовская городская больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку медицинского оборудования (Аппарат рентгеновский передвижной палатный) для нужд ГБУЗ «Сельцовская городская больница» за № 0127200000221002571 обоснованной.

2.    По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГБУЗ «Стародубская центральная районная больница» нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 2, ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе п.4,8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145, п.2 (2) Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Выдать заказчику ГБУЗ «Сельцовская городская больница», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянкой области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений требований п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 2, ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе п.5,8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145, п.2 (2) Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                                      «…..»

 

Члены комиссии                                                                                               «………»                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны