Решение б/н Решение и предписание по делу №3 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
"24" января 2013 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <….> – руководитель Брянского УФАС России,
члены Комиссии:
<….> – зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы,
<….> – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело № 03 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на территории города Брянска рекламы медицинских услуг, без соответствующего разрешения - лицензии,
[1]в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП<….>
УСТАНОВИЛА:
Специалистами Брянского УФАС России, в витрине здания салона красоты «Прано» расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д.65, в январе 2013 года обнаружена реклама, которая содержит ненадлежащие сведения о предоставлении салоном красоты услуг косметологии.
Так в размещенной рекламе размещенной имеются три изображения на которых последовательно размещены фотографии оказания услуг по чистке лица. Первая фотография содержит изображение воздействия на лицо пациентки неким электрическим аппаратом. Вторая – нанесение на лицо маски. Третья - воздействие на лицо пальцами рук (массаж). В вверху изображения имеется надпись «Косметические услуги».
В ходе рассмотрения дела было установлено, что данная реклама размещена в месте осуществления деятельности салона. В соответствии с представленным прейскурантом цен салоном оказываются такие виды услуг как: атравматическая чистка лица, женский, мужской массаж рук, косметический массаж лица, парафинотерапия (руки, ноги), депиляция частей тела, пилинг, Дарсонваль, и соответственно, можно сделать вывод о наличии намерения рекламодателя привлечь внимания к рекламируемому товару именно как к услугам, оказывающим профилактическое и лечебное воздействие разместив в витрине салона фотоизображения косметологических процедур.
По данным Департамента здравоохранения Брянской области сведения на осуществление медицинской деятельности (косметология) по адресу г. Брянск, ул. Фокина, 65 ИП <….> в реестре лицензий не зарегистрированы.
Лицо, занимающееся предоставлением данного вида услуг в салоне «Прано» (<….>) имеет соответствующую квалификацию и сертификацию (специальность сестринское дело, профессия косметолог-визажист и прослушала специальный курс «Массаж медицинский»). Таким образом, установлено, что специалистом салона оказываются профессиональные косметологические услуги под видом косметических.
Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. Так данная реклама является ненадлежащей (недостоверной), не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13.06.2012г. (далее Закона о рекламе), поскольку содержит не соответствующие действительности сведения. В силу п. 7 ст. 7 Закона о рекламе не допускается, в частности, реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Таким образом, из имеющихся материалов дела видно, что салон красоты «Прано» ИП <….> осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг косметологии без специального разрешения – лицензии, что является нарушением закона.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что данная информация является рекламой, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и продвижение его на рынке при осуществлении предпринимательской деятельности. В указанной рекламе объектом рекламирования является медицинская услуга, направленная на продвижение услуги для осуществления предпринимательской деятельности салона красоты «Прано».
Пунктом 3 ст. 2 Закона о рекламе предусмотрено, что положения названного Закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Абзацем 1 ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, предусмотрено, что в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.
Из содержания подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что в соответствии с названным Федеральным законом лицензированию подлежит, в частности, медицинская деятельность.
Согласно подп. "е" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в частности, соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Разрешение выдается в виде лицензии на осуществление данного вида деятельности.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой в соответствии с перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по медицинскому массажу и косметология терапевтическая.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (далее - Номенклатура), целью разработки и внедрения которой является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинских учреждений.
Согласно данной Номенклатуре пилинг (код ПМУ 16.01.041), массаж (код ПМУ с 21.01.001 по 21.01.010, 21.03.002), депиляция (код ПМУ 14.01.014), входят в раздел "А" и относятся к простым медицинским услугам. Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги» ОК ПМУ 91500.09.0001-2001, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 № 113, медицинские услуги 21.01.001 Общий массаж, 21.01.003 Массаж шеи, 21.01.004 Массаж кистей, 21.01.005 Массаж волосистой части головы относятся к разделу 21 «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента».
Согласно приказа Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (вместе с "Отраслевым классификатором "Простые медицинские услуги". ОК ПМУ 91500.09.0001-2001") парафиновая маска на кожу и парафиновая подтяжка кожи относятся к разделу 20 Лечение климатическими воздействиями. Также из содержания данного приказа следует, что общий массаж, массаж лица, чистка кожи лица (комплексный уход за кожей лица, в том числе ультрафиолетовые чистки кожи), пилинг, депиляция различных частей тела относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что при оказании данных услуг, следует получать лицензию.
Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. Так данная реклама является ненадлежащей (недостоверной), не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения. Таким образом, в данной рекламе имеется информация, которая не может быть размещена без наличия лицензии.
Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 7 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что рекламодателем данной рекламы является индивидуальный предприниматель Соколов О.Л., который в соответствии с частью 6,7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", несет ответственность за нарушение п. 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Довод ИП <….> о том, что косметологические услуги салоном не оказываются, так как в витрине салона имеется надпись «Косметические услуги» опровергается Брянским УФАС России на основании того, что указанным названием ИП <….> вводит в заблуждение потребителей рекламы. Так слова косметические и косметологические в русском языке сходные по написанию и произношению, и многие граждане не знают разницы между данными процедурами. Тем самым ИП <….> осуществляя в салоне «Прано» как косметические, так и косметологические услуги вводит в заблуждение клиентов осуществляя деятельность без соответствующего разрешения.
ИП <….> является продавцом товара (услуги) в салоне красоты «Прано», а также лицом, определившим объект рекламирования и содержание указанной рекламы, то есть является рекламодателем данной рекламы. При этом индивидуальный предприниматель имел возможность влиять на содержание указанной рекламы с тем, чтобы исключить нарушение требований Закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.
В результате рассмотрения дела Комиссией Брянского УФАС России установлено, что рекламный материал, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе (пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»), следовательно, является ненадлежащей (недостоверной) рекламой (пункт 4 статьи 3 Закона «О рекламе»).
На основании изложенного, установлен факт нарушения ИП <….> (рекламодателем) требований пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе». Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к ИП <….> (рекламодателю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. ИП <….> (рекламодателю), согласно пункта 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе»).
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Брянского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии Рогачевым В.С. по окончании рассмотрения дела – 24.01.2013 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в витрине салона красоты «Прано» в части рекламы оказания медицинских услуг, осуществляемой без соответствующего разрешения - лицензии, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе».
2. Выдавать ИП <….> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Брянского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении – ИП <….>
Решение изготовлено в полном объеме "24" января 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев, со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <….>
Члены Комиссии: <….>
<….>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«24» января 2013г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <….> – руководитель Брянского УФАС России,
Члены Комиссии: <….> – зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы,
<….> – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
на основании своего решения от «24» января 2013 г. по делу № 03 об оказания медицинских услуг, на которые ИП <….> не имеет соответствующие разрешение - лицензию,
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <….> не допускать нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: привести рекламную информацию, в которой рекламируется деятельность салона красоты «Прано», в соответствие требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе.
2. ИП<….> представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «15» февраля 2013г.
В случае невыполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить дело об административном правонарушении.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <….>
Члены Комиссии <….>
<….>