Решение б/н Решение и предписание по делу №3 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

"24" января 2013 г.                                                                                                         г. Брянск

                                                                                                                                                                                            

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <….> – руководитель Брянского УФАС России,

члены Комиссии:

<….>  – зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы,

<….> – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,

рассмотрев дело № 03 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на территории города Брянска рекламы медицинских услуг, без соответствующего разрешения -  лицензии,

[1]в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП<….>

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Специалистами Брянского УФАС России, в витрине здания  салона красоты «Прано» расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д.65, в январе 2013 года обнаружена реклама, которая содержит ненадлежащие сведения о предоставлении салоном красоты услуг косметологии.

Так в размещенной рекламе размещенной имеются  три изображения на которых последовательно размещены фотографии оказания услуг по чистке лица. Первая фотография содержит изображение воздействия на лицо пациентки неким электрическим аппаратом. Вторая – нанесение на лицо маски. Третья - воздействие на лицо пальцами рук (массаж). В вверху изображения имеется надпись «Косметические услуги».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что данная реклама размещена в месте осуществления деятельности салона. В соответствии с представленным прейскурантом цен салоном оказываются такие виды услуг как: атравматическая чистка лица, женский, мужской массаж рук, косметический массаж лица, парафинотерапия (руки, ноги), депиляция частей тела, пилинг, Дарсонваль,  и соответственно, можно сделать вывод о наличии намерения рекламодателя привлечь внимания к рекламируемому товару именно как к услугам, оказывающим профилактическое и лечебное воздействие разместив в витрине салона фотоизображения косметологических процедур.

По данным Департамента здравоохранения Брянской области сведения на осуществление медицинской деятельности (косметология) по адресу г. Брянск, ул. Фокина, 65  ИП <….>  в реестре лицензий не зарегистрированы.

Лицо, занимающееся предоставлением данного вида услуг в салоне «Прано» (<….>) имеет соответствующую квалификацию и сертификацию (специальность сестринское дело, профессия косметолог-визажист и прослушала специальный курс «Массаж медицинский»). Таким образом, установлено, что специалистом салона оказываются профессиональные  косметологические услуги под видом косметических.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. Так данная реклама является ненадлежащей (недостоверной), не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" №38-ФЗ от 13.06.2012г. (далее Закона о рекламе), поскольку содержит не соответствующие действительности сведения. В силу п. 7 ст. 7 Закона о рекламе не допускается, в частности, реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, из имеющихся материалов дела видно, что салон красоты «Прано» ИП <….> осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг косметологии без специального разрешения – лицензии, что является нарушением закона.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что данная информация является рекламой, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и продвижение его на рынке при осуществлении предпринимательской деятельности. В указанной рекламе объектом рекламирования является медицинская услуга, направленная на продвижение услуги для осуществления предпринимательской деятельности салона красоты «Прано».

Пунктом 3 ст. 2 Закона о рекламе предусмотрено, что положения названного Закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

Абзацем 1 ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, предусмотрено, что в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.

Из содержания подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что в соответствии с названным Федеральным законом лицензированию подлежит, в частности, медицинская деятельность.

Согласно подп. "е" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в частности, соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Разрешение выдается в виде лицензии на осуществление данного вида деятельности.

В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой в соответствии с перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по медицинскому массажу и косметология терапевтическая.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (далее - Номенклатура), целью разработки и внедрения которой является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинских учреждений.

Согласно данной Номенклатуре пилинг (код ПМУ 16.01.041), массаж (код ПМУ с 21.01.001 по 21.01.010, 21.03.002), депиляция (код ПМУ 14.01.014), входят в раздел "А" и относятся к простым медицинским услугам. Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги» ОК ПМУ 91500.09.0001-2001, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 № 113,  медицинские услуги  21.01.001 Общий массаж, 21.01.003 Массаж шеи, 21.01.004 Массаж кистей, 21.01.005 Массаж волосистой части головы относятся к разделу 21 «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента».

Согласно приказа  Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (вместе с "Отраслевым классификатором "Простые медицинские услуги". ОК ПМУ 91500.09.0001-2001")  парафиновая маска на кожу и парафиновая подтяжка кожи относятся к разделу 20  Лечение климатическими воздействиями. Также из содержания данного приказа следует, что общий массаж, массаж лица, чистка кожи лица (комплексный уход за кожей лица, в том числе ультрафиолетовые чистки кожи), пилинг, депиляция различных частей тела относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности.

Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что при оказании данных  услуг, следует получать лицензию.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. Так данная реклама является ненадлежащей (недостоверной), не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения. Таким образом, в данной рекламе  имеется информация,  которая не может быть размещена  без наличия  лицензии.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 7 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что рекламодателем данной рекламы является индивидуальный предприниматель Соколов О.Л., который в соответствии с частью 6,7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", несет ответственность за нарушение п. 2  части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7  ФЗ «О рекламе».

Довод ИП <….> о том, что косметологические услуги салоном не оказываются, так как в витрине салона имеется надпись «Косметические услуги» опровергается Брянским УФАС России на основании того, что указанным названием  ИП <….> вводит в заблуждение потребителей рекламы. Так слова косметические и косметологические в русском языке сходные по написанию и произношению, и многие граждане не знают разницы между данными процедурами. Тем самым ИП <….> осуществляя в салоне «Прано»  как косметические, так и косметологические услуги вводит в заблуждение клиентов осуществляя деятельность без соответствующего разрешения.

ИП <….> является продавцом товара (услуги) в салоне  красоты «Прано», а также лицом, определившим объект рекламирования и содержание указанной рекламы, то есть является рекламодателем данной рекламы. При этом индивидуальный предприниматель имел возможность влиять на содержание указанной рекламы с тем, чтобы исключить нарушение требований Закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

В результате рассмотрения дела Комиссией Брянского УФАС России установлено, что рекламный материал, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе (пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»), следовательно, является ненадлежащей (недостоверной) рекламой (пункт 4 статьи 3 Закона «О рекламе»).

На основании изложенного, установлен факт нарушения ИП <….> (рекламодателем) требований пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе». Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к ИП <….> (рекламодателю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. ИП <….> (рекламодателю), согласно пункта 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7  Закона «О рекламе»).

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Брянского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии Рогачевым В.С.  по окончании рассмотрения дела – 24.01.2013 г.

 

 

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в витрине салона красоты «Прано» в части рекламы оказания медицинских услуг, осуществляемой без соответствующего разрешения - лицензии, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3  статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе».

2. Выдавать ИП <….> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Брянского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении – ИП <….>

 

Решение изготовлено в полном объеме "24" января 2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев, со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            <….>

 

Члены Комиссии:                                                                                   <….>

 

        <….>

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 «24» января  2013г.                                                                                             г. Брянск

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:  <….> – руководитель Брянского УФАС России,

Члены Комиссии: <….> – зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы,

<….> – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

на основании своего решения от  «24» января  2013 г. по делу № 03 об оказания медицинских услуг, на которые ИП <….>  не имеет соответствующие разрешение -  лицензию,

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <….> не допускать нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: привести рекламную информацию, в которой рекламируется деятельность салона красоты «Прано», в соответствие требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7  ФЗ  от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе.

        2. ИП<….> представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до  «15» февраля  2013г.

В случае невыполнения  предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России  вправе в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить дело об административном правонарушении.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <….> 

Члены Комиссии                                                                             <….>                                                                                                                 

                                                                                                              <….>

                                                                                                     

                                                                                                                               

    

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны