Решение б/н Решение по делу № 032/06/33-572/2021 о нарушении требований ... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «АНКЕ Рус»

«…….»

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Почепская центральная районная больница»

«…….»

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница»

«…….»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«…….»

 

АО «ТЭК-Торг»

«…….»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/33-572/2021 о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«31» мая 2021 года                                                                                           г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «…….»

Членов Комиссии:  «…….»

в присутствии:

«…….» – представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности № 1 от 12.01.2021 года;

«…….» представителя заявителя ООО «АНКЕ Рус», действующего на основании доверенности от 28.05.2021 года;

«…….» – представителя заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница», действующего на основании Приказа № 114-пу от 13.04.2011 года;

«…….»- представителя заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новозыбковская центральная районная больница», действующего на основании доверенности от 31.05.2021 года;

«…….»– представителя заинтересованного лица ООО «Дельрус МРЦ», действующего на основании доверенности от 13.04.2021 года;

«…….». - представителя заинтересованного лица ООО «Дельрус МРЦ», действующего на основании доверенности от 13.04.2021 года;

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Почепская центральная районная больница» (ходатайство вх. № 4309 от 28.05.2021 года),

рассмотрение жалобы осуществлялось в режиме видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «АНКЕ Рус» на действия заказчиков  ГБУЗ «Почепская ЦРБ», ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый)) в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, (совместные торги) № 0127200000221002394, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила:

14.05.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый)) в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, (совместные торги) № 0127200000221002394.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 980 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за № 0127200000221002394 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «АНКЕ Рус» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчиков ГБУЗ «Почепская ЦРБ», ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», сформировавших документацию об электронном аукционе за № 0127200000221002394 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя:

во-первых, заказчиком по п. 5.5, 5.6 Технического задания документации об электронном аукционе ненадлежащим образом определена потребность о наличии в рентгеновской трубке «фокального пятна», поскольку в рентгеновской диагностике отсутствует понятие «фокальное пятно»;

во-вторых, заказчиком в п. 1.7 Технического задания необоснованно установлено требование о подтверждении соответствия поставляемого товара декларацией о соответствии при поставке товара;

в-третьих, заказчиком не включены характеристики и показатели на рабочую станцию, предусмотренные ГОСТ Р 57082-2016 «Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок» без надлежащего обоснования их неиспользования;

в- четвертых, заказчиком не установлены предусмотренные КТРУ наименование и единицы измерения на приобретаемое в составе закупки оборудование, а именно: КТРУ 26.60.11.130-00000053 «Рабочая станция для диагностической цифровой системы рентгеновской визуализации» и КТРУ 26.60.11.130-00000033 «Рентгеновская трубка»;

в-пятых, в проекте контракта отсутствует конкретный срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств;

в-шестых, заказчиком необоснованно установлено требование к году выпуска приобретаемого медицинского изделия.

Изучив представленные документы, заслушав представителей заявителя, заказчика ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», уполномоченного органа Управления государственных закупок Брянской области, заинтересованных лиц, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Довод заявителя о том, что заказчиками по п. 5.5, 5.6 Технического задания документации об электронном аукционе ненадлежащим образом определена потребность о наличии в рентгеновской трубке показателя «фокальное пятно», поскольку в рентгеновской диагностике отсутствует такое понятие  не нашел подтверждения в рамках рассмотрения жалобы, поскольку:

во-первых, заказчиками представлены коммерческие предложения ООО «Краснодарская Медтехника» на систему компьютерной томографии Siemens SOMATOM go.All производства, а также ООО «ДжиИ Хэлскеа» на систему компьютерной томографии OPTIMA CT 540, которые подтверждают наличие в оборудовании показателей, предусмотренных п.  5.5, 5.6 Технического задания;

во – вторых, заказчиками представлено Техническое руководство на систему компьютерной томографии серии OPTIMA CT 540, которое подтверждает наличие в рентгеновской диагностике показателя «фокальное пятно».

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, что в рентгеновской диагностике отсутствует показатель «фокальное пятно».

Довод заявителя о необоснованном установлении требования к году выпуска приобретаемого медицинского изделия не нашел своего подтверждения в рамках рассмотрения жалобы, поскольку:

Заказчиками требования к году выпуска приобретаемого медицинского изделия «Не ранее 2021» установлены в п. 1.7 Технического задания и отнесены к показателям товара.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, заказчиками в содержание документации о закупке, в том числе по 1.7 Технического задания документации о закупке включены показатели оборудования, которые отражают потребность заказчика в закупаемом оборудовании, в том числе требования к году выпуска приобретаемого медицинского изделия.

2. Заказчиками ГБУЗ «Почепская ЦРБ», ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ» при осуществлении рассматриваемого электронного аукциона нарушены положения ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону, а также положения части 2 статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой продавец обязан одновременно с передачей вещи передать ее покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, поскольку заказчиками в пункте 1.7  «Технического задания», являющегося Приложением № 2 к документации об электронном аукционе за № 0127200000221002394 необоснованно установлено требование о подтверждении соответствия поставляемого товара декларацией соответствия при поставке товара.

Согласно пункту 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее - Перечень).

При этом, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" не применяются к данной закупке, поскольку предмет рассматриваемого аукциона - система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый))  не включен  в Перечень, что свидетельствует об отсутствии у заказчика основания для установления документации об электронном аукционе требования о предоставлении при поставке данного товара декларации соответствия.

В рамках рассмотрения жалобы заказчиками ГБУЗ «Почепская ЦРБ», ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ» не представлено нормативно-правового обоснования установления данного требования в документации о закупке.

 Вышеуказанные признаки нарушений Закона о контрактной системе свидетельствует административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2. ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Заказчиками ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», ГБУЗ «Почепская ЦРБ» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку заказчиком в техническом задании на закупку медицинского оборудования системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый)) в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения не включены характеристики и показатели на приобретаемую рабочую станцию, предусмотренные ГОСТ Р 57082-2016 «Рабочая станция врача-рентгенолога. Технические требования для государственных закупок» без надлежащего обоснования их неиспользования.

Так, заказчиком при описании Рабочей станции, входящей в объект закупки, использованы характеристики, предусмотренные ГОСТ Р 57082-2016, однако, ряд характеристик, предусмотренных ГОСТ Р 57082-2016 не включены в техническое задание на поставку рентгеновской системы, а также не включено обоснование неиспользования, в том числе, следующих характеристик: частота процессора, тип печати, объем видеопамяти, объем запоминающего устройства, число ядер процессора и т.д.

          Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Заказчиками ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», ГБУЗ «Почепская ЦРБ»  при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления № 145), в соответствии с которыми заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (далее КТРУ) в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением 145 " с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

 в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции, поскольку заказчиком при описании объекта закупки не использованы предусмотренные КТРУ наименование и единицы измерения товара, входящего в предмет электронного аукциона.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положения Постановления № 145 императивно содержат требование об использовании заказчиками при описании товаров, подлежащих поставке, с использованием информации о наименовании и характеристиках таких товаров, содержащихся в КТРУ. Положениями п.5 Постановления № 145 предусмотрена лишь возможность включения заказчиком в описание объекта дополнительной информации к товарам, но положений о неприменении КТРУ при наличии соответствующей позиции по товару в каталоге Постановление № 145 не содержит.

Таким образом, в случае, если объект закупки включен в соответствующую позицию КТРУ, то в описание объекта закупки включается информация о наименовании и показателях товара из КТРУ.

Объектом закупки за № 0127200000221002394 является поставка медицинского оборудования системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый)) в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, (совместные торги). В состав закупаемого оборудования входит, в том числе п. 5 Рентгеновская трубка, п. 12 Рабочая станция врача-рентгенолога.

Так, заказчиком в техническом задании отражена потребность в:             

- Рентгеновской трубке (п. 5 Технического задания).

Позиция КТРУ 26.60.11.130-00000033 «Рентгеновская трубка» содержит наименование товара и единицы измерения, характеристики товара в КТРУ отсутствуют.

Однако, заказчиками при описании объекта закупки не использовано предусмотренные КТРУ единицы измерения (шт.) товара, входящего в предмет электронного аукциона.

- Рабочей станции врача-рентгенолога (п. 12 Технического задания).

Позиция КТРУ 26.60.11.130-00000053 «Рабочая станция для диагностической цифровой системы рентгеновской визуализации» содержит наименование товара и единицы измерения (шт.) товара, характеристики товара в КТРУ отсутствуют.

Однако, заказчиками при описании объекта закупки не использовано предусмотренное КТРУ наименование товара - «Рабочая станция для диагностической цифровой системы рентгеновской визуализации».

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Заказчиками ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», ГБУЗ «Почепская ЦРБ»  нарушены требования ч. 13 ст.34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в контракт включаются обязательные условия, в том числе, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению, поскольку заказчиками в документации об электронном аукционе не установлен конкретный срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

Согласно ч.4 ст. 34 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Заказчиками в п. 8.5 контрактов установлены требования к гарантийным обязательствам.

В соответствии с ч.2.2 ст. 96 Закона о контрактной системеЗаказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Следовательно, в случае установления заказчиками в документации об электронном аукционе требований к обеспечению гарантийных обязательств, в том числе, конкретные сроки предоставления таких обязательств необходимо включить в проекты контрактов.

Пункт 8.1 проектов контракта содержит условие о том, что приемка Оборудования Заказчиком осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения исполнения гарантийных обязательств.

Однако, конкретный срок предоставления гарантийных обязательств не установлен.

Таким образом, заказчикам в проекты контрактов следовало включить условия сроке предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «АНКЕ Рус» на действия заказчиков ГБУЗ «Почепская ЦРБ», ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый)) в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, (совместные торги) № 0127200000221002394 частично обоснованной, в части необоснованного установления требования о подтверждении соответствия поставляемого товара декларацией соответствия при поставке товара, в части не включения характеристик и показателей на приобретаемую рабочую станцию, предусмотренных ГОСТ без надлежащего обоснования их неиспользования, в части неиспользования предусмотренных КТРУ наименования и единиц измерения товара, входящего в предмет электронного аукциона, а также в части. не установления конкретного срока предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

2.  По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчиков ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», ГБУЗ «Почепская ЦРБ» нарушения положений ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст.34    Закона о контрактной системе, п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145.

3. Выдать заказчикам ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ», ГБУЗ «Почепская ЦРБ», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору АО «ТЭК-Торг» предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                              «…….»

 

Члены комиссии                                                                                       «…….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны