Решение б/н Решение по делу № 35 от 26 июня 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу № 35
г. Брянск
Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2015г.
В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2015г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Брянского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии Брянского УФАС России:
<…>. – руководитель Брянского УФАС России.
Заместитель председателя Комиссии Брянского УФАС России:
<…>– заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и ЖКХ Брянского УФАС России.
Члены Комиссии Брянского УФАС России:
<…>– начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
<…>– специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,
В присутствии:
<…>– представителя ответчика, заместителя генерального директора Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, действующего на основании доверенности от 07.05.2015г. № 8;
<…>- представителя ответчика, начальника юридического отдела Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, действующей на основании доверенности от 06.05.2015г. № 3;
<…>– представителя ответчика, главного специалиста технического отдела Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области;
в отсутствие представителей заявителя ООО «Рик», уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев дело № 35 по признакам нарушения Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Трудовая, 1) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
28.01.2015г. из прокуратуры Брянской области в Брянское УФАС России поступило обращение ООО «Рик» от 19.01.2015г. № 8 по вопросу нарушения антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015г. (номер конкурса 1.ПСР.2014).
В связи с поступившим обращением был направлен запрос на представление необходимых материалов и информации в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области.
В результате анализа полученных материалов было установлено следующее.
23.12.2014г. на сайте некоммерческой организации Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (далее – организатор конкурса) www.fkr32.ru размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015г. - номер конкурса 1.ПСР.2014 (далее – Конкурс) и конкурсная документация на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015г.
Конкурс проводится в соответствии с Порядком привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014г. № 623-п.
Кроме того, общий порядок организации и проведения торгов установлен статьей 448 ГК РФ.
Согласно содержанию извещения - срок подачи заявок на участие в конкурсе – с 24 декабря 2014г. с 09 час. 00 мин. до 30 декабря 2014г. до 17 час. 30 мин.; вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе -14 января 2015г. в 10 час. 00 мин.; период рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – с 14 января 2015 г. по 15 января 2015г.
15.01.2015г. в 10 час. 00 мин. состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе № 1.ПСР.2014, оформленная протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 15.01.2015г. № 1.
Согласно указанному протоколу на участие в конкурсе поступило 20 заявок.
15.01.2015г. в 10 час. 30 мин. состоялось рассмотрение заявок на участие в конкурсе № 1. ПСР.2014, оформленное протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 1. ПСР.2014 №2. Согласно протоколу рассмотрения заявок все претенденты на участие в конкурсе допущены к участию в конкурсе.
15.01.2015г. в 11 час. 30 мин. состоялось подведение итогов конкурса, оформленное протоколом о результатах проведения конкурса № 1.ПСР.2014 № 3. Согласно протоколу от 15.01.2015г. № 3 – победителем конкурса по лотам № 1,2,5,6,7,9,10,11,12,13 определен ООО СтройГрад», победителем конкурса по лотам № 3,4,8,14 признан ГУП «Брянсккоммунпроект».
22.01.2015г. между Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области и ООО «СтройГрад» заключен договор № 1.ПСР.2014.1, согласно которому Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области поручает, а ООО «СтройГрад» принимает на себя выполнение работ по разработке в установленном порядке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресам, указанным в приложение №2. Согласно пункту 4 договора сроки выполнения работ установлены с 26 января 2015г. по 09 февраля 2015г.
09.02.2015г. работы по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, согласно договору исполнены, что подтверждено актом выполненных работ от 09.02.2015г.
22.01.2015г. между Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области и ГУП «Брянсккоммунпроект» заключен договор № 1.ПСР.2014.2, согласно которому Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области поручает, а ГУП «Брянсккоммунпроект» принимает на себя выполнение работ по разработке в установленном порядке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресам, указанным в приложение №2. Согласно пункту 4 договора сроки выполнения работ установлены с 26 января 2015г. по 09 февраля 2015г.
09.02.2015г. работы по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, согласно договору исполнены, что подтверждено актами сдачи-приемки от 09.02.2015г.
Заявитель ООО «РиК» в заявлении указывает на нарушение организатором конкурса порядка проведения конкурса, выразившегося в установлении в части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации конкурсной документации требования о выполнении работ по составлению дефектной ведомости, установлении в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения всех видов работ для всех домов, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому дому, установлении в извещении о проведении конкурса для подтверждения критерия «наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет» требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах.
В рамках рассмотрения дела представитель ответчика <…>пояснила, что выполнение работ по составлению дефектной ведомости, предусмотренных частью V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации, не являются обязательными, что отражено в пункте 8.3 договора по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно которому предусмотрено выполнение работ по составлению дефектной ведомости только в случае, если в процессе выполнения Работ по капитальному ремонту объекта, их приемки или в период Гарантийного срока выявится, что работы имеют недостатки.
Также пояснила, что порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определен Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 182 Жилищного кодекса РФ порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации РФ.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014г. № 623-п утвержден Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которым предусмотрен срок для опубликования извещения о проведении конкурса.
Извещение о проведении конкурса опубликовано в сроки, предусмотренные п.п. 4.1 п. 4 Порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014г. № 623-п, согласно которому организатор конкурса не позднее пяти рабочих дней до даты окончания приема заявок размещает на своем официальном сайте в информационной сети Интернет извещение о проведении конкурса.
Представитель ответчика <…>пояснил, что оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения подлежат не все виды работ, указанные в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации, а только в соответствии с видами работ, указанными в пункте 26 Извещения о проведении конкурса и приложением № 2 к проекту договора, где определены виды работ по каждому лоту конкурса, а именно для ремонта кровли оценке технического состояния подлежат - несущие и ограждающие конструкции здания, стропильные конструкции кровли, покрытие кровли, для ремонта внутридомовых инженерных систем оценке технического состояния подлежат электрические сети, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация.
Представитель ответчика <…> пояснил о том, что Комиссией организатора конкурса для подтверждения критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет», принимались на рассмотрение документы, подтверждающие выполнение работ по разработке проектно-сметной документации не только по выполнению работ по ремонту многоквартирных домов, но и зданий, административных и промышленных строений, элементы конструкций которых аналогичны тем, которые являются предметом конкурса.
Изучив материалы дела №35, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Брянского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Организатором конкурса нарушены требования ч. 2 ст. 448 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения, поскольку организатор конкурса разместил извещение о проведении конкурса на сайте www.fkr32.ru менее, чем за тридцать дней до дня проведения конкурса, а именно за 22 дня до дня проведения конкурса.
Довод представителя организатора торгов <…> о том, что извещение о проведении аукциона размещено в сроки, предусмотренные п.п. 4.1 п. 4 Порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014г. № 623-п., не принимается Комиссией Брянского УФАС России в виду следующего.
Так, согласно ч. 2 ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Жилищным кодексом РФ не установлен срок, в течение которого должно быть опубликовано извещение о проведения таких конкурсов.
Однако организатор конкурса разместил извещение о проведении конкурса на сайте www.fkr32.ru менее, чем за тридцать дней до дня проведения конкурса.
Так, в соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно извещению о проведении конкурса дата проведения конкурса определена – 15.01.2015г., извещение о проведении конкурса размещено организатором конкурса на сайте www.fkr32.ru 23.12.2014г., то есть за 22 дня до дня проведения конкурса.
Вместе с тем Порядком привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014г. № 623-п, определен только срок, позднее которого не допускается размещать извещение о проведении конкурса. Общий срок размещения извещения о проведении конкурса Жилищным кодексом РФ и указанным Порядком не определен, следовательно, организатору конкурса необходимо руководствоваться требованиями ч. 2 ст. 448 ГК РФ, определяющей срок размещения извещения о проведении торгов.
Вместе с тем, сокращение организатором конкурса срока размещения извещения о проведении конкурса могло сократить круг участников конкурса в виду отсутствия возможности потенциальным участникам конкурса ознакомиться с информацией, содержащейся в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации и своевременно подготовить документы, необходимые для участия в конкурсе для возможности подать заявки в установленный срок.
2. Действия организатора конкурса при установлении в части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации дополнительных работ по составлению дефектной ведомости, могло привести к уменьшению количества участников аукциона по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе, что противоречит требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Довод представитель ответчика <…> о том, что выполнение работ по составлению дефектной ведомости не является обязательным, что отражено в пункте 8.3 договора по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не принят во внимание Комиссией Брянского УФАС Росси в виду следующего.
Так, предметом конкурса является право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015г.
Согласно пункту 3 части III «Информационная карта конкурса» определено, что предметом договора является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015г. согласно лотам, указанным в конкурсной документации. Более подробное описание работы представлено в части V «Технической части» конкурсной документации.
В части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации включены и работы по составлению дефектной ведомости.
Информация о том, что выполнение работ по составлению дефектной ведомости не является обязательной, а только в случаях, указанных в пункте 8.3 договора, в части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации не содержится.
3. Действия организатора конкурса по включению в перечень подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения всех работ, указанных в части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому конкретному дому, могло ввести в заблуждении потенциальных участников конкурса относительно объема работ, которые необходимо выполнить и привести к уменьшению количества участников конкурса по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пояснения представителя ответчика <…> о том, что оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения подлежат не все виды работ, указанные в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации, а только в соответствии с видами работ в соответствии с пунктом 26 Извещения о проведении конкурса и приложением № 2 к проекту договора, где определены виды работ по каждому лоту конкурса, не принимается Комиссией Брянского УФАС России в виду следующего.
Так, в части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» в «Перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения» указано, что оценке технического состояния конструктивных элементов зданий и систем инженерного обеспечения подлежит - капитальный ремонт кровли, несущие и ограждающие конструкции здания (стропильные конструкции кровли, покрытие кровли), ремонт внутридомовых инженерных систем (электрические сети, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация), переустройство крыши, переустройство кровли с плоской на скатную).
Таким образом, организатор конкурса включил в перечень подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения все вышеуказанные работы для всех домов, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому конкретному дому, что могло привести к уменьшению количества участников конкурса по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе.
Часть V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» конкурсной документации не содержит указания на то, что оценку технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения необходимо выполнить по каждому конкретному дому в соответствии с видами работ, указанных в пункте 26 Извещения о проведении конкурса и приложением № 2 к проекту договора.
4. Действия организатора конкурса по установлению в п. 21 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» извещения о проведении конкурса для подтверждения критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет» требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах, могло привести к ограничению количества участников торгов, которые могли представить документы, подтверждающие выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта зданий, строений, сооружений, не являющихся жилыми многоквартирными жилыми домами, что противоречит требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пояснения представителя ответчика <…> о том, что Комиссия организатора конкурса принимала на рассмотрение документы, подтверждающие выполнение работ по разработке проектно-сметной документации зданий, многоквартирных домов, административных и промышленных строений, элементы конструкций которых аналогичны тем, которые являются предметом конкурса, не являются основанием для не указания в извещении о проведении конкурса на возможность представления претендентами на участие в конкурсе документов, подтверждающих выполнение работ по разработке проектно-сметной документации не только многоквартирных домов, но и зданий, административных и промышленных строений.
Вместе с тем, информация о том, что возможно представление претендентами на участие в конкурсе документов, подтверждающих выполнение работ по разработке проектно-сметной документации не только многоквартирных домов, но и зданий, административных и промышленных строений, п. 21 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» не содержит.
Действия организатора конкурса, выразившиеся в размещении извещения о проведении конкурса с нарушением сроков, установленных ч. 2 ст. 448 ГК РФ, установлении в конкурсной документации требования о выполнении работ по составлению дефектной ведомости, установлении в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения всех видов работ для всех домов, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому дому, установлении в извещении о проведении конкурса для подтверждения критерия «наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет» требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах, могли привести к уменьшению количества участников аукциона по причине принятия потенциальными участниками конкурса, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, решения об отказе от участия в конкурсе, что могло привести к ограничению конкуренции, и противоречит требованиям ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия Брянского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать организатора конкурса некоммерческую организацию Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области нарушившей ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при:
1.1 размещении извещения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015г. (номер конкурса 1.ПСР.2014) с нарушением сроков, установленных ч. 2 ст. 448 ГК РФ,
1.2 указании в части V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» работ по составлению дефектной ведомости,
1.3 включении в раздел V «Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта» в «Перечень подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения» работ по оценке технического состояния конструктивных элементов зданий и систем инженерного обеспечения, а именно - капитальный ремонт кровли, несущие и ограждающие конструкции здания (стропильные конструкции кровли, покрытие кровли), ремонт внутридомовых инженерных систем (электрические сети, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация), переустройство крыши, переустройство кровли с плоской на скатную), ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт, переустройство крыши, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому конкретному дому.;
1.4 установлении в извещении о проведении конкурса для подтверждения наличия опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах, что могло привести к ограничению конкуренции.
2. Не выдавать некоммерческой организации Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку по результатам конкурса заключены договоры по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 22.01.2015г. № 1.ПСР 2014.1 и от 22.01.2015г. № 1.ПСР 2014.2, сроки их действия истекли, договоры исполнены, денежные средства за выполнение работ перечислены.
Председатель Комиссии
Брянского УФАС России<…>
Заместитель председателя Комиссии
Брянского УФАС России<…>
Брянского УФАС России:<…>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
<…>