Решение б/н Решение по делу №032/05/5-763/2023 от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.10.2023 года

В полном объеме решение изготовлено 25.10.2023 года г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

заместитель руководителя,

Члены Комиссии:

 

 

заместитель начальника отдела естественных монополий и рекламы,

ведущий специалист отдела естественных монополий и рекламы,

государственный инспектор отдела естественных монополи и рекламы,

государственный инспектор отдела естественных монополи и рекламы,

рассмотрев дело №032/05/5-763/2023, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (положения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», далее по тексту Закона о рекламе, ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы несоответствующей требованиям законодательства о рекламе,

в отсутствии лиц участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Брянского УФАС России поступило заявление (вх. 5624/23 от 24.08.2023) о нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламной информации на растяжке, размещенной на ограждении перед входом в торговое помещение «Пушка Суши», расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Романа Брянского д.27/1 (Пушка суши).

Установлено, что на указанной растяжке размещена рекламная информация, следующего содержания: «11 КГ РОЛЛОВ ЗА 1439 РУБ. ПУШКА СУШИ Удовлетвори своё желание двумя палочками Сет «КУНИ ЛИ» 1130гр |40 шт Телефон для заказа: 8-919-042-11-22».

Реклама размещена в жилом районе, где также недалеко находятся учебные и медицинские учреждения. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закона о рекламе, ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

06.09.2023 для принятия решения о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Брянском УФАС России (далее - Экспертный совет). На заседании Экспертного совета экспертам было предложено дать оценку наружной рекламы сети кафе «Пушка Суши» на предмет её этичности, а также допустимости использования в рекламе провокационного названия и сопровождающей его фразы в соответствии с действующими нормами морали и нравственности. Эксперты высказали свои мнения, а так проголосовали по следующим вопросам: 1. Является ли этичным словосочетание, используемое в указанной рекламе в названии блюда (сет «КУНИ ЛИ»)? 2. Имеет ли название блюда «КУНИ ЛИ» в сочетании с фразой «Удовлетвори свое желание двумя палочками…» провокационный контекст? 3. Противоречит ли словосочетание «КУНИ ЛИ» и фраза «Удовлетвори свое желание двумя палочками…» правилам приличия в современном обществе, является непристойным и вызывает чувство неловкости и стыда? 4. Является ли использование в рекламе словосочетания «КУНИ ЛИ» и фразы «Удовлетвори свое желание двумя палочками…» завуалированной формой слов, обозначающих определенные действия сексуального характера? 5. Допустимо ли в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в рекламе выражения «КУНИ ЛИ» в сочетании с фразой «Удовлетвори свое желание двумя палочками…»? По результатам голосования членами Экспертного совета пришли к выводу, что в наружной рекламе указанной сети кафе суши название блюда «КУНИ ЛИ» несмотря на раздельное написание слогов, все равно воспринимается на слух в русском языке неэтично, и хотя японское слово в этих же звуках переводится и означает «государство», большинство людей перевода с японского не знают, да и написано оно не на японском языке. Признано также недопустимым с точки зрения действующих норм морали и нравственности использование в рассматриваемой наружной рекламе словосочетания «Куни Ли - Удовлетвори свое желание двумя палочками». Эксперты считают, что если бы в тексте было использовано слово «аппетит» или другое подобное, то можно было бы предположить, что авторы текста имели ввиду как раз то, что и рекламируется - еда. Здесь же абсолютно намеренно опущены все слова, связанные со значением «еда», а в сочетании « Куни Ли - Удовлетвори свое желание двумя палочками» имеет провокационный подтекст. Одновременно, членами Экспертного совета отмечено, что правила приличия в рекламе отсутствуют, использование в рекламе словосочетания «КУНИ ЛИ» и фразы «Удовлетвори свое желание двумя палочками…» является завуалированной формой слов, обозначающих определенные действия сексуального характера. Таким образом, при рассмотрении заявления в рассматриваемой рекламе установлено наличие признаков нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе. Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013
№ АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»
к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления; к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Использование в рекламе словосочетания «Куни Ли» в сочетании с фразой «Удовлетвори свое желание двумя палочками...» является недопустимым с точки зрения действующих норм морали и нравственности. Рассматриваемая наружная реклама сети кафе суши с использованием в названии блюда сет роллов «Куни Ли» в сочетании с фразой «Удовлетвори свое желание двумя палочками…» является ненадлежащей, недопустимой с точки зрения действующих норм морали и нравственности поскольку размещена с нарушением ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе. ИП Латышева С.Н. в представленных объяснениях (вх. №7142-ЭП/23 от 25.10.2023) считает, что использованные фразы на рекламном баннере являются неэтичными, имеют провокационный контекст и противоречит правилам приличия в современном обществе. Указывает, что данный рекламный баннер устранен. В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе. Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с информацией, указанной на официальном сайте «Пушка Суши»: https://pushkasushi.ru/#/contact, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания «Пушка Суши» в г. Брянске осуществляет ИП Латышева С.Н. которая является рекламодателем указанной рекламы. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, рассмотрев материалы дела № 032/05/5-763/2023, пришла к следующим выводам.

  1. Рассматриваемая информация является рекламной.

  2. Указанная информация не соответствует требованиям законодательства о рекламе (ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» 38-ФЗ от 13.06.2006). 3. Лицом, распространяющим данную рекламу, является ИП Латышева С.Н.

в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей распространение наружной рекламы сети кафе «Пушка Суши», на рекламной растяжке размещенной на ограждении перед входом в торговое помещение «Пушка Суши», расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Романа Брянского д.27/1. Реклама содержит изображение одного из сетов сети и текст: «11 КГ РОЛЛОВ ЗА 1439 РУБ. ПУШКА СУШИ Удовлетвори своё желание двумя палочками Сет «КУНИ ЛИ» 1130гр |40 шт Телефон для заказа: 8-919-042-11-22», как не соответствующие требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Латышевой С.Н. предписание об устранении нарушения.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны