Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №4 от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Ответчики:

 

<…>

        

ООО «БМТ»

______________________________

243361, Брянская обл., п. Выгоничи, ул. Куйбышева, д. 168

          

 

ООО «49-й таксопарк»

___________________________________

241511, Брянский р-он, Ивановка, ул. Ленина, д. 27

 

 

ООО "Автобаза №1"

_______________________________

241035, Брянск, ул. Литейная, 86А

 

Лицо, содействующее рассмотрению дела:

 

Брянская городская администрация

___________________________________

241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 35

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №4

                                                                                                                                                    г. Брянск

 

Резолютивная часть решения оглашена «31» октября 2017г.

В полном объеме решение изготовлено «15» ноября  2017г.

 

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель комиссии: <…> – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<…> – начальник  отдела товарных и финансовых рынков;

 <…>- главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…> - главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

<…> –главный специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,

рассмотрев дело №4 по признакам нарушения <…> ООО "Автобаза №1" ООО «БМТ», ООО «49-й таксопарк» п.1 ч.1 ст. 11 Ф «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ в части заключения соглашения по одновременному повышению стоимости проезда  по маршрутам до 20 рублей с 01.01.2017г., 

в присутствии на заседании:

<…>  – представителя <…> по дов. от 07.02.2017г. б/н . 

<…> – представителя <…> по дов. от 13.02.2017 б/н,<…>  по дов. от 10.04.2017г. б/н.

<…>. – представитель <…> по дов. от 02.02.2016г.  32 АБ1038234.

<…> - паспорт

<…> –не явился, уведомлен надлежащим образом.

<…> – не явился, уведомлен надлежащим образом. 

<…> – не явилась уведомлена надлежащим образом.

Установила:

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области из сведений, опубликованных в средствах массовой информации стало известно, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по регулярным перевозам пассажиров в г. Брянске по нерегулируемым тарифам, с 1 января 2017 года, увеличили стоимость проезда  до 20 рублей.

Брянское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства приказами от 30.01.2017 №22-24,26-40 возбудило дела №№ 4,5,6,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 в отношении <…> ООО "Автобаза №1" ООО «БМТ», ООО «49-й таксопарк» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению одинаковой цены проезда.

К участию в деле в качестве лица, содействующего рассмотрению дела привлечена Брянская городская администрация.

Определением от 30.10.2017 г. дела №№4,5,6,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 объединены в одно производство под номером №4.

  1. Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции (пункт 1 части 1 статьи 1 Закона). Целью данного закона является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Согласно п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. При этом согласно правовой позиции, приведённой в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договорённости, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

В рассматриваемом случае  предполагаемое соглашение перевозчиков о повышении стоимости проезда выразилось в предсказуемом индивидуальном поведении формально независимых хозяйствующих субъектов, определяющем цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Антиконкурентное соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных (синхронных) действий хозяйствующих субъектов, которые сознательно ставят своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

На скоординированность и синхронность действий перевозчиков по повышению стоимости проезда автобусах города Брянска указывают следующие признаки:

  • осуществление перевозок на территории города Брянск;
  • повышение стоимости проезда с одной даты: с 01.01.2017
  •  одинаковая величина повышения стоимости проезда с 18 руб. до 20 руб. (на 2 руб.).

При этом такая скоординированность и активность действий не свойственна перевозчикам в силу того, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой.

2. Управлением проведен анализ рынка пассажирских перевозок г. Брянска в соответствии с п. 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220.

Изучение рынка проводилось с целью всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств при рассмотрении объединенного дела №4.

Исходя из целей исследования, временной  интервал определен – 2016, январь- октябрь 2017 года.

Географическими границами товарного рынка определены географические границы муниципального образования г. Брянск.  

Деятельность хозяйствующих субъектов по перевозке пассажиров в соответствии с  общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2)  - ОК 029-2014 (Ред.2) классифицируется как деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, Код 49.3; деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта - внутригородские и пригородные перевозки пассажиров, Код 49.31;  деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, Код 49.31.21.

Таким образом, продуктовые границы рынка определены как внутригородские перевозки пассажиров.

Исходя из материалов дела перевозки пассажиров по маршрутам осуществляют 26 индивидуальных предпринимателей и 3 юридических лица.

            Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на рынке внутригородских перевозок пассажиров, являются конкурентами по смыслу  п.4 ст. 7 Закона о защите конкуренции.

3. В рассмотрение дела представители перевозчиков  по доверенности представили пояснения вх. №915 от 10.02.2017г.,  вх. №1703 от 13.03.2017г., согласно которым в действиях перевозчиков отсутствуют признаки нарушения п.1 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям:

- 11.01.2016г.  Брянская городская администрация на своем официальном сайте опубликовала реестр муниципальных маршрутов, согласно которому спорные муниципальные маршруты отнесены к перевозкам по нерегулируемым тарифам.

- Повышение тарифов множеством перевозчиков с 1 января 2017года не является следствием соглашения хозяйствующих субъектов. В данном случае причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, определенной региональным законодательством Брянской области.

Совпадения по времени установления тарифа основаны на региональном законодательстве. Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Брянской области от 03.07.2010 г. №54-3 в числе требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам, содержится требование о том, что устанавливаемый перевозчиком тариф вводится с начала календарного года сроком действия не менее одного года.

Пунктом 2 данной нормы предусмотрено, что в срок не позднее 1 августа года, предшествующего году, в котором планируется изменение тарифа, перевозчик направляет уведомление об изменении тарифа в адрес уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения, уполномоченного органа по установлению регулируемых тарифов.

Предприниматели в установленном порядке уведомили уполномоченные органы о намерении повысить с начала 2017 года тариф на перевозки. Уведомление подавались самостоятельно, а не в группе лиц.

- Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, высказанную в определении от 17 февраля 2016 г. N 305-АД15-10488 по делу N А40-143256/2013. антимонопольный орган должен доказать, что ограничение конкуренции вызвано именно картельным соглашением, а не иными причинам.

- Решение о повышении стоимости проезда до 20 рублей было сделано предпринимателем самостоятельно, без заключения соглашения с другими лицами. По мнению предпринимателя именно такая цена проезда по состоянию на 1 квартал 2017 года может обеспечить безубыточность его предпринимательской деятельности.

В определении от 17.02.2016 № 305-АД15-10488 Верховный суд РФ указал, что изменение розничных наценок в абсолютном выражении в связи со сложившейся экономической ситуацией само по себе не противоречит антимонопольному законодательству.

В подтверждение факта изменения стоимости проезда в связи со сложившейся экономической ситуацией перевозчиками представлены сведения о повышении стоимости топлива, услуг ОСАГО, увеличения стоимости автостоянок. Также в подтверждение указанного факта представлены расчеты размера себестоимости платы за проезд по каждому маршруту, которые выше установленной стоимости проезда. Данное противоречие перевозчики объяснили тем, что в условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметную роль, цены складываются в основном под воздействием спроса и предложения и приближаются к единым рыночным ценам конкретного товара в соответствующем месте и фиксированный момент времени. По мнению перевозчиков на территории г. Брянска потребители не готовы платить за проезд цену более 20 рублей.

- Верховный суд РФ в определении от 30 января 2017 года № 306- КГ16-19447 поддержал позицию, изложенную в постановлении апелляционной инстанции по делу № А65-20903/2015 о том, что понятие «договоренность» шире понятия «сделка», так как требует не просто совершения схожих действий на основании общего знания (информации в средствах массовой информации), а фактической коммуникации в устной или письменной форме между участниками предполагаемого картельного соглашения.

Перевозчики, их представители отмечают, что документы, подтверждающие фактическую коммуникацию в устной или письменной форме между участниками предполагаемого картельного соглашения, отсутствуют.

- Также представители перевозчиков указывают, что необходимо принять во внимание степень хозяйственной самостоятельности субъектов - участников предполагаемого соглашения. Отсутствие у перевозчиков достаточной рыночной самостоятельности делает невозможным заключение и исполнение антиконкурентных соглашений.

При рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства о конкуренции квалифицирующим признаком является действие, направленное на ограничение конкуренции. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

У предпринимателей отсутствует возможность самостоятельно или совместно с другими лицами воздействовать на общие условия на товарном рынке.

Количество хозяйствующих субъектов на рынке не зависит от воли предпринимателя. Правом работы на рынке обладают только те лица, которым в порядке, установленном Федеральным законом № 220-ФЗ и законом Брянской области № 54-3, выданы свидетельства и/или карты маршрута. Таким образом, количество хозяйствующих субъектов на товарном рынке определяется исключительно уполномоченными органами исполнительной власти.

Объем услуг, представляемых хозяйствующими субъектами на товарном рынке, также не зависит от воли предпринимателя. Объем услуг, предоставляемых хозяйствующими субъектами, выражается в виде количества выполненных рейсов.

Количество рейсов для хозяйствующих субъектов выражается в расписании движения и устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти в порядке, определенном Федеральным законом № 220-ФЗ и законом Брянской области № 54-3. Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 10 ноября 2015 г. N 331 расписание движения транспортных средств является неотъемлемым приложением к свидетельству маршрута.

Представитель Брянской городской администрации в пояснениях от 15.03.2017г. вх. №1810 подтвердил факт размещения на официальном сайте реестра муниципальных маршрутов, согласно которому спорные муниципальные маршруты отнесены к перевозкам по нерегулируемым тарифам. Одновременно указал, что процедура изменения тарифа по нерегулируемым перевозкам предусмотрена законом Брянской области от 03.07.2010г. №54-З, указанная процедура перевозчиками соблюдена, при этом размер тарифа в уведомлении не обозначался.

Изучив представленные сведения, документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссией установлено:

11 января 2016 года вступили в силу Положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ), связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок

В силу части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1)        организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2)        размещают на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

Брянская городская администрация, являясь организатором транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании г. Брянск, организовала проверку поступивших от перевозчиков сведений и приняла решение о включении этих сведений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в г. Брянске, разместив 11.01.2016г. на официальном сайте Администрации муниципального образования г. Брянска указанные сведения о маршрутах регулярных перевозок.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок в муниципальном образовании подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно представленным копиям бланков карты на соответствующие маршруты были выданы вышеуказанных хозяйствующим субъектам-перевозчикам в июне-августе 2016г., то есть до 01.01.2017г.

П 1,2 статьи 14 Закона Брянской области № 54-З от 03.07.2010 (ред. от 06.04.2016) установлены следующие требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам:

1) устанавливаемый перевозчиком тариф вводится с начала календарного года сроком действия не менее одного года;

2) в срок не позднее 1 августа года, предшествующего году, в котором планируется изменение тарифа, перевозчик направляет уведомление об изменении тарифа в адрес уполномоченного органа в сфере транспортного обслуживания населения, уполномоченного органа по установлению регулируемых тарифов.

Брянская городская администрация 11.01.2016г. включило перевозчиков в реестр регулярных маршрутных перевозок по нерегулируемым тарифам, в июне-августе 2016г. выдала перевозчикам карты маршрутов. Указанные обстоятельства в совокупности в соответствии с нормами  220-ФЗ позволили перевозчикам самостоятельно формировать тариф на проезд пассажиров.

До 1 августа 2016 года   последними были направлены уведомления об изменении тарифа в адрес Брянской городской администрации.

Хозяйствующие субъекты -перевозчики повысили стоимость проезда и провоза багажа по соответствующим маршрутам  в дату , определенную региональным законодательством, а именно с 01.01.2017 г.

Таким образом, действия перевозчиков по одновременному повышению стоимости проезда с 01.01.2017г. совершены в рамках действующего законодательства.

Комиссия, учитывая позицию Верховного суда РФ от 17.02.2016 по делу № 305-АД15-10488, принимает довод представителей перевозчиков о формировании стоимости проезда в размере 20 рублей исходя из экономической ситуации (повышения топлива, ОСАГО и др.) и спроса, предложения на услуги по перевозке пассажиров на территории г. Брянска. Указанные условия одинаково влияют на осуществление предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, комиссия пришла к выводу  об отсутствии действиях перевозчиков: <…> ООО "Автобаза №1" ООО «БМТ», ООО «49-й таксопарк»   нарушения п.1 ч.1 ст. 11 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ,

 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Рассмотрение дела №4 в отношении <…> ООО "Автобаза №1", ООО «БМТ», ООО «49-й таксопарк» прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                             <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        <…>          

                                                                                                                      <…>

                                                                                                                     <…>

                                                                                                                    <…>  

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны