Решение б/н Решение по делу № 4 от 23 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «СОГАЗ»

«…….»

 

в лице Брянского филиала

«…….»

 

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области»

«…….»

«…….»

 

 

Решение по делу № 4

 

 «17»  января 2019 года                                                                                               г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии:  «…….»

Членов Комиссии: «…….»

в присутствии:

«…….»- представителя ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области», действующего на основании доверенности № 10/85 от 14.01.2018 года,

«…….»-представителя АО «СОГАЗ» в лице Брянского филиала, действующего на основании доверенности Ф47-6/18 от 14.08.2018 года;

«…….»- представителя АО «СОГАЗ» в лице Брянского филиала, действующего на основании доверенности Ф47-5/18 от 09.08.2018 года;

рассмотрев жалобу участника закупки АО «СОГАЗ» на действия заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств  за № 0827100000418000177, установила:

18.12.2018 года в единой информационной системе размещены извещение о проведении открытого конкурса на услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств  за № 0827100000418000177 (далее – конкурс) и конкурсная документация.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса на момент рассмотрения жалобы не заключен. До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения  ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Брянской области"   (вх. №227 от 14.01.2019 года).

            Заявитель АО «СОГАЗ» считает, что заказчиком  нарушены требования законодательства РФ о контрактной системе, поскольку заказчиком в конкурсной документации по критерию оценки заявок на участие в открытом конкурсе «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определен показатель 4: «Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта: «Оценивается объем сборов участника за период январь-декабрь 2017 года в соответствии с данными формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» (раздел 1 стр. 191 гр.3).

            По мнению Заявителя объем сборов участника за период январь-декабрь 2017 года является показателем, характеризующим объем финансовых поступлений по договорам (полисам) ОСАГО, заключенным в отношении транспортных средств как юридических, так и физических лиц. Данная закупка осуществляется в рамках Закона о контрактной системы, который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, следовательно, оценка опыта на основании статистики сборов по ОСАГО в целом искажает оценку опыта участника закупки, так как итоговый рейтинг участников закупки будет определятся в том числе несопоставимым опытом работы с физическими лицами и не может быть использован для оценки квалификации по предмету закупки.

Представитель  АО «СОГАЗ» в лице Брянского филиала Павловская Т.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Представитель ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Брянской области" «…….»-не согласился с доводами, изложенными в жалобе и, пояснил, что Заказчиком не нарушены требования законодательства РФ о контрактной системе при формировании конкурсной документации. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе  установлены в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства от 28.11.2013 №1085).

Сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки заключается в том, что рассматриваемый критерий представляет из себя опыт оказания аналогичных услуг, т.е услуг по страхованию ОСАГО, независимо от того какому лицу она оказывается юридическому или физическому. Документами, подтверждающими данный опыт, являются сведения из формы ОКУД 0420162, подтверждающие количество (объем) сборов по виду страхования ОСАГО.

Заслушав представителей заказчика, заявителя, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

Заказчиком ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Брянской области" не нарушены требования п.9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми  конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системы, которой определены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, поскольку содержание показателя II критерия оценки заявок: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не противоречит положениям Постановления Правительства от 28.11.2013 №1085 и не является препятствием для участия в рассматриваемой закупке.

При обозрении конкурсной документации за № 0827100000418000177  установлено, что в пунктах  9.8-9.10 конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:

             I. Стоимостные критерии оценки: «Цена контракта».

            II. Нестоимостной критерий оценки: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

           По нестоимостному критерию оценки заявок выделены следующие показатели:

            - Опыт оказания аналогичных услуг;

            - Наличие финансовых ресурсов. Показатель деловой активности – прирост активов за отчетный период;

            - Наличие финансовых ресурсов. Рентабельность уставного капитала.

            Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю: «Опыт оказания аналогичных услуг» осуществляется  заказчиком в следующим образом:

            Заказчиком оценивается объем сборов участника за период январь-декабрь 2017 года в соответствии с данными формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» (раздел 1 стр. 191 гр.3)

            Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

 

Значение показателя

Балл

≤10 000 000 тыс.руб.

0 баллов

˃10 000 000 тыс.руб. и ≤20 000 000 тыс.руб.

20 баллов

˃20 000 000 тыс.руб.

40 баллов

 

            Сведения подтверждаются  копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2017 года. Предоставление формы в полном объеме в составе заявки не требуется.

            Установление такого показателя как «Опыт оказания аналогичных услуг» соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, поскольку:

            во- первых: предметом рассматриваемого открытого конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оказание которых регулируется Законом об ОСАГО № 40-ФЗ, в силу которого под договором страхования  понимается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

   Страхование риска гражданской ответственности является видом имущественного страхования и предоставляет защиту в связи со случаями наступления гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. По договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхованию подлежит только гражданско-правовая ответственность. Цель гражданско-правовой ответственности - возмещение причиненного ущерба

            При этом, согласно Закона об ОСАГО № 40-ФЗ владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

            Таким образом,  довод Заявителя о том, что показатель нестоимостного критерия «Опыт оказания аналогичных услуг» искажает оценку опыта участника закупки, так как итоговый рейтинг участников закупки будет определятся в том числе несопоставимым опытом работы с физическими лицами и не может быть использован для оценки квалификации по предмету закупки не нашел подтверждение в рамках рассмотрения жалобы, поскольку  действие законодательства РФ об ОСАГО распространяется   как на физических, так и на юридических лиц, и является  единым как для физических, так и для юридических лиц и по  показателю критерия оценки заявок «Опыт оказания аналогичных услуг» заказчик оценивает  только сумму страховой премии (взносов) по ОСАГО, а не иных видов страхования, осуществляемых участником закупки.

   Таким образом, установление в конкурсной документации критерия оценки конкурсных заявок «опыт оказания аналогичных  услуг» и оценка заказчиком  объема сборов участника закупки за период январь-декабрь 2017 года в соответствии с формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» раздел 1 стр. 191 гр.3 подтверждающие количество (объем) сборов по виду страхования ОСАГО соответствует предмету осуществляемой закупки:  «Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1085.

            Во- вторых: В силу п.2 ст.6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

Согласно ст. 25  Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.

Вышеизложенное свидетельствует, что деятельность страховщика неразрывно связана с формированием страховых резервов. Страховые резервы формируются путем перечисления  денежных средств по договорам страхования по ОСАГО.

Показатель критерия оценки «Опыт оказания аналогичных услуг» направлен на предоставление информации о  сумме страховых премий (взносов) только по договорам ОСАГО.   

Для заказчика в данном случае наибольшее значения показателя  свидетельствует о  большем опыте работы исполнителя в осуществляемой деятельности по ОСАГО.

Более того, указанный в целом критерий оценки заявок  не является требованием к участникам  закупки и не служит ограничением возможности участия в открытом конкурсе всех исполнителей, претендующих на заключение контракта.

            Данный факт также подтверждается тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе на услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств  за № 0827100000418000177 заявка подана, в том числе и подателем жалобы АО «СОГАЗ».

            На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

Признать жалобу АО «СОГАЗ» на действия заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств  за № 0827100000418000177 необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                              «…….»-

 

Члены  комиссии                                                                                                 «…….»-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны