Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Лидер-Строй» на действи... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Лидер-Строй» на действия организатора закупки ООО «Строй Эксперт» при проведении запроса предложений № 31200017159 от 29.10.2012г.

 

                                                                                                                 г. Брянск                                                     

Резолютивная часть объявлена 12 ноября 2012г.

Решение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2012г.         

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)  в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «Лидер-Строй» на действия(бездействия)  организатора закупки – ООО «Строй Эксперт» (ОГРН 1047796030204, юридический адрес: 105082, Москва, Рубцовская наб, дом 3, корпус 1, адрес осуществления деятельности в г. Брянск: 241050, г.Брянск, пр-т Станке Димитрова, д.5в) при проведении запроса предложений №31200017159 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция административно-производственного здания ООО «Строй Эксперт»  по адресу: г.Брянск, Бежицкий р-н, ул.Болховская, д.22» (далее – Закупка), поданную в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Брянское УФАС России 02.11.2012г. поступила жалоба  ООО «Лидер-Строй» на действия (бездействия) организатора закупки – ООО «Строй Эксперт» при проведении запроса предложений №31200017159 на выполнение строительно-монтажных работ с разработкой проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция административно-производственного здания ООО «Строй Эксперт» по адресу: г.Брянск, Бежицкий р-н, ул.Болховская, д.22», связанные с  неразмещением на официальном сайте информации о закупке.

По мнению Заявителя Закупка осуществлена Заказчиком с нарушением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: при проведении данного запроса предложений заказчик не разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru необходимую информацию - смету на выполнение работ, которая является обоснованием начальной максимальной цены договора, размещены только дефектная ведомость и локальная смета, включающие в себя наименования и количество работ без указания стоимостных показателей конкретных работ.  Также представленная заказчиком документация не позволяет однозначно толковать участникам цену договора: входит или нет налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в состав цены.

 

Рассмотрев материалы жалобы, документы, представленные организатором закупки и заявителем, заслушав доводы представителей, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, в том числе для субъектов естественных монополий, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 2 ст. 1).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона  о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними  и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик ООО «Строй Эксперт» при проведении закупок руководствуется  Стандартом, регулирующим деятельность ООО «Строй Эксперт» в области закупок товаров работ и услуг № 1120006644  от 16.01.2012г. (далее - Положение о закупке).

Как следует из материалов дела, 29.10.2012г. ООО «Строй Эксперт» инициировало проведение открытого запроса предложений, объявив лот «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция административно-производственного здания ООО «Строй Эксперт»  по адресу: г.Брянск, Бежицкий р-н, ул.Болховская, д.22». Извещение о закупке размещено 29.10.2012г. на сайте www.zakupki.gov.ru.

Довод Заявителя о том, что Заказчик не учитывает НДС при формировании начальной цены договора, отклоняется антимонопольным органом в виду следующего.

Согласно ч. 7 ст. 10 Закона о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе   порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Обязанность указывать в конкурсной документации порядок формирования цены договора (цены лота) возложена на заказчика.

Как следует из материалов дела, в документации к запросу предложений указано: «все цены в предложении должны включать все налоги и другие обязательные платежи, стоимость всех сопутствующих работ (услуг по доставке, погрузке, разгрузке и т.д.), а также все скидки, предлагаемые подрядчиком. Необходимо уточнить, что цена включает НДС либо что она НДС не облагается, если контрагент работает по упрощенной схеме налогообложения. Предельная стоимость договора, заключенного по результатам данной закупочной процедуры, составит 1871096 руб. без учета НДС. Предложения, стоимость которых превышает предельную стоимость договора, не рассматриваются по существу».

В приложении № 2 к запросу предложений от 29 октября 2012 г. «Предложение на выполнение работ» сказано, что в цену работ включены все налоги и обязательные платежи, все скидки и предлагается участникам указать перечень сопутствующих работ. Следует отметить,  в таблице цена договора должна быть указана с НДС и отдельной графой цена без учета НДС.

Таким образом, сведения в  документации о закупке однозначно позволяют толковать цену договора и то, что за итогом общей стоимости услуг указываются затраты, связанные с уплатой НДС, а предложения, стоимость которых превысит 1871096 руб. без учета НДС, не будут рассматриваться по существу.

Комиссия пришла к выводу о соответствии конкурсной документации требованиям Закона о закупках в части сведений по порядку формирования цены.

Довод Заявителя о том, что ООО «Строй Эксперт» не разместило на сайте смету принимается антимонопольным органом в виду следующего.

Согласно п. 1 документации по запросу предложений, опубликованной на сайте, подрядчик проводит конкурентную процедуру запроса предложений и приглашает предоставить смету затрат (с закупкой материалов) на выполнение строительно-монтажных работ. Подрядчик производит оформление проектно-сметной документации (далее - ПСД) на выполняемую работу и согласование ПСД и технической документации с заказчиком и компетентными государственными органами. При подаче предложения контрагентом должна быть предоставлена смета на выполнение перечня работ.

Согласно пп. 1.1-1.5 проекта договора подряда (приложение № 4 документации): «Подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по реконструкции административно - производственного здания по адресу г. Брянск, ул. Болховская, д.22 (далее по тексту – Работа), включающие: реконструкцию кровли с устройством козырька и заменой асбестоцементных листов на профилированные с полимерным покрытием; реконструкцию деревянных  дверных и оконных проемов; реконструкцию пола, потолков и стен; реконструкцию системы электроснабжения; реконструкцию тамбура с устройством фундамента; реконструкцию санузла. Для выполнения указанных Работ Заказчик обязуется предоставить необходимую исходную документацию (дефектные ведомости, акт осмотра, технический паспорт здания), в течение 3-х дней с момента заключения Договора. Подрядчик производит оформление ПСД на выполняемую Работу и согласование ПСД и технической документации с Заказчиком и компетентными государственными органами. Технические, экономические и другие требования к ПСД должны соответствовать техническим исходным данным, выданным Заказчиком и нормам, действующим на территории РФ. Подрядчик выполняет Работу собственными силами, средствами, механизмами, оборудованием и материалами. Сдачу указанных работ Подрядчик производит после получения заключений государственных органов и Ростехнадзора».

В силу части  5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом согласно ч. 2 ст. 54 Положения Заказчика о закупке условия договора определяются в соответствии с требованиями Заказчика, организатора  размещения заказа указанными в Документации и сведениями, содержащимися в Предложении Участника  запроса предложений.

Таким образом, Закон о закупках, наделяя заказчика правом на самостоятельное формирование лотов размещаемой закупки, возлагает на него обязанность по исчерпывающему определению в документации о закупке условий о качестве работ, их результатах, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Однако, определение объемов выполнения строительно-монтажных работ невозможно без наличия утвержденной в надлежащем порядке проектно-сметной документации, результата выполнения проектных работ, являющихся частью предмета размещаемой закупки, равно как и установление требований к техническим характеристикам, требований к безопасности, требованиям к результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия строительно-монтажных работ потребностям заказчика.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Из анализа статьи 754 ГК РФ можно сделать вывод о том, что техническая документация также отражает требования к результату строительно-монтажных работ. В соответствии с указанной статьей подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.

Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией (техническая документация) установлена также в части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса и «Положением о составе разделов проектно-сметной документации» от 06.02.2008 №87. Согласно указанным нормам проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из анализа «Положения о составе разделов проектной документации» следует, что проектная документация также делится на текстовую часть, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Таким образом, требования к качеству, к результату, к иным характеристикам строительно-монтажных работ, устанавливаются исчерпывающе в проектно-сметной документации, которая в связи с этим должна прикладываться к проекту  договора на стадии утверждения конкурсной документации.

Учитывая тот факт, что проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ), подрядчик во исполнение пункта 1 статьи 743 ГК РФ обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, и другие предъявляемые к ним требования, со сметой, определяющей цену работ.

 Таким образом, заказчик ООО «Строй Эксперт», не разместив на сайте  проектно-сметную документацию, лишил возможности участников обоснованно рассчитать цену и объем строительных работ, исходя из своих затрат на трудовые, производственные ресурсы, оборудование и материалы, чем нарушил п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Комиссия также обращает внимание на следующее.

Проектно-изыскательские и строительные работы технологически-функционально не связанны между собой. Отсутствие технологической взаимосвязи подтверждается тем, что при выполнении данных работ используются технологии присущие каждой из данных видов деятельности отдельно.

Включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом закупки ведет к ограничению конкуренции между участниками, и как следствие к сокращению количества потенциальных участников закупки, имеющих возможность доступа к участию в закупках при иных условиях их проведения, что не соответствует требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 № 17 (далее – ОКДП) услуги по проектированию и инженерно изыскательской деятельности входят в группу 7420000 «Услуги в области технической деятельности: услуги в области архитектуры;  инженерные  услуги  в  области гражданского и промышленного строительства; услуги по  техническим испытаниям и  анализу; услуги  по вопросам  сертификации продукции и аттестации производств; услуги поверочных метрологических служб; услуги по  вопросам  стандартизации; услуги в области гидрометеорологии; услуги в области геологических изысканий». Вместе с тем, работы в области строительства, включая реконструкцию и ремонт относятся к группе 4520000 «Услуги по проведению общих строительных работ  по  возведению зданий и сооружений».

Таким образом, услуги, связанные с проектированием и реконструкцией представляются на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников закупки, готовых выполнить указанные работы и услуги.

Комиссия указывает также на то, что для выполнения проектных, изыскательских и строительных работ участнику закупки необходимо обладать разными разрешительными документами.

Согласно статье 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 16.11.2007 315 – ФЗ: саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации,  основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Таким образом, саморегулируемые организации подразделяются по тем видам деятельности, в сфере которых осуществляют саморегулирование.

Как следует из статьи 53.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулирование в области проектирования и строительства осуществляют различные саморегулируемые организации.

СРО в строительстве - это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

СРО в проектировании - это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование.

Данные нормы свидетельствуют о том, что строительно-монтажные работы и работы по проектированию  являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия, в связи, с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие различных по составу трудовых ресурсов и организационно технических средств.

Закон о закупках устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг). Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Комиссия приходит  к выводу, что объединение в одном лоте проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ противоречит части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. создает дискриминационные условия доступа на данный товарный рынок участникам, и ограничивает конкуренцию, ставя субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО «Лидер-Строй»  на действия организатора закупки – ООО «Строй Эксперт» при проведении запроса предложений №31200017159 обоснованной.

2.   Признать в действиях ООО «Строй Эксперт»  нарушение ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ООО «Строй Эксперт» предписание об устранении нарушения законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня  принятия решения.

    

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       

                                                                                                               

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

12 ноября  2012 г.                                                                               г. Брянск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия)  в составе:

 

руководствуясь статьей 18.1, 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего  решения  от 12 ноября 2012 г.  по жалобе  ООО «Лидер-Строй» на действия (бездействия)  организатора закупки – ООО «Строй Эксперт» (ОГРН 1047796030204, юридический адрес: 105082, Москва, Рубцовская, дом 3, корпус 1, адрес осуществления деятельности в г. Брянск: 241050, г.Брянск, пр-т Станке Димитрова, д.5в) при проведении запроса предложений №31200017159 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция административно-производственного здания ООО «Строй Эксперт»  по адресу: г.Брянск, Бежицкий р-н, ул.Болховская, д.22», поданную в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Строй Эксперт» прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2.  При сохранении потребности в продукции, являющейся предметом запроса предложений №31200017159 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция административно-производственного здания ООО «Строй Эксперт»  по адресу: г.Брянск, Бежицкий р-н, ул.Болховская, д.22», внести в конкурсную документацию изменения в части размещения утвержденной проектно-сметной документации либо разделением закупки на два лота: проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы (с включением в документацию о закупке разработанной к этому времени проектно-сметной документации).

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 27 ноября 2012 г.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                                      

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

           

Связанные организации

Связанные организации не указаны