Решение б/н Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/9... от 11 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУправление Федерального казначейства
по Брянской области
«………..»
МУП «Брянский городской водоканал»
«………..»
ООО «РТС – Тендер»
«………..»
Решение по итогам проведения внеплановой проверки № 032/06/99-672/2024
соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе
резолютивная часть решения оглашена
10.07.2024, решение изготовлено 11.07.2024 г. Брянск
На основании ч 2 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), под. а п. 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, поступившего обращения УФК по Брянской области (вх. 4394-ЭП/24 от 19.06.2024), в соответствии с Приказами Брянского УФАС России от 25.06.2024, 04.07.2024, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: «………..»
Членов инспекции: «………..»
в присутствии:
«………..»- заместителя директора по строительству МУП «Брянский городской водоканал» действующенго на основании доверенности № 39 от 01.07.2024;
«………..»- заместителя директора по по экономике и финансам МУП «Брянский городской водоканал» действующенго на основании доверенности № 42 от 01.07.2024;
«………..»- руководителя контрактной службы МУП «Брянский городской водоканал» действующенго на основании доверенности № 40 от 01.07.2024;
«………..»- заместителя директора по правовым, кадровым вопросам и материальному обеспечению МУП «Брянский городской водоканал» действующенго на основании доверенности № 41 от 01.07.2024;
в отсутствие представителей УФК по Брянской области (поступило ходатайство УФК по Брянской области об осуществлении внеплановой проверки в отсутствие представителей заявителя (вх. 5043-ЭП/24 от 09.07.2024),
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком МУП «Брянский городской водоканал» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона за № 0527300000824000001 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм», установила:
22.02.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона за № 0527300000824000001 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм».
18.03.2024 между заказчиком МУП «Брянский городской водоканал» и Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» заключен контракт № 0527300000824000001 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм».
Согласно обращению УФК по Брянской области (вх. 4394 от 19.06.2024) заказчиком МУП «Брянский городской водоканал» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона за № 0527300000824000001 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм», размещенной 22.02.2024 увеличена по отношение к аналогичной закупке, размещенной 10.11.2023 года за № 0527300000823000009 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм».
По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
1. Относительно довода УФК по Брянской области в части обоснования НМЦК установлено следующее.
В соответствии пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Из пояснений Заказчика (вх. 5026 от 09.07.2024) следует, что с учетом названных положений Закона о контрактной системе Заказчиком использовался проектно-сметный метод при определении НМЦК исходя из объекта закупки - выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм».
10.11.2023 на момент формирования первоначальной начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для проведения конкурентной закупки стоимость выполнения работ по объекту на начало строительства с учетом прогнозного индекса инфляции составила 298 839 269,79 рублей.
Предельный доведенный объем финансовых обеспечений по объекту составил 269 584 450,00 рублей, из них оплачены услуги по разработке проектно-сметной документации, экспертизы проектно-сметной документации и экспертизы технико- ценового аудита проекта на общую сумму 6 106 434,10 рублей.
После оплаты вышеуказанных услуг остаток ЛБО составил у заказчика – 263 478 015,90 рублей, из которых: 257 957 720,68 рублей – строительно-монтажные работы, 5 520 295,22 рубля – строительный контроль за объектом (сумма рассчитана заказчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (2,14% от общей стоимости строительства)).
После заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм» 06.12.2023 МУП «Брянский городской водоканал» направил обращение о заключении договора по осуществлению строительного надзора за строительством в МКУ «УЖКХ» г. Брянска. 08.12.2023 был заключен договор о безвозмездном оказании услуг по осуществлению контроля и надзора с МКУ «УЖКХ» г. Брянска.
При повторном размещении извещения о проведении электронного аукциона 22.02.2024 НМЦК была скорректирована и составляла 263 478 015,90 рублей в связи с имеющейся экономией средств, сложившейся в ходе заключения (безвозмездно) договора по осуществлению контроля и надзора.
В силу части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль в том числе за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика.
В связи с вышеизложенным Инспекцией Брянского УФАС России принято решение направить материалы внеплановой проверки в адрес УФК по Брянской области для проверки обоснования НМЦК, в том числе доведенных лимитов при осуществлении закупки на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм».
2. Заказчиком МУП «Брянский городской водоканал» при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе согласно которого извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком в полном объеме не размещена в составе извещения о проведении электронного аукциона за № 0527300000823000009 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм» проектная документация, разработанная для целей выполнения закупаемых работ.
Согласно п.8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Пунктом 1.1 Проекта контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работу, указанную в п. 1.2. настоящего Контракта, в соответствии c требованиями нормативных правовых актов в области строительства, проектной документацией (шифр: 13/2023) утверждённой приказом МУП «Брянскгорводоканал» № 1072-пр от 19.02.2024 г., прошедшей в установленном действующим законодательством порядке государственную экспертизу и получившую положительное заключение АУБО «Государственная экспертиза проектов Брянской области» № 32-1-1-3-063069-2023 от 19.10.2023 г. на соответствие результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, оценку соответствия проектной документации установленным требованиям, достоверности определения сметной стоимости, и положительное заключение технологического и ценового аудита от ФАУ «Главгосэкспертиза России» №5871Д-23/ГГЭ-43144/24-02/ТЦА/ЭД от 12.10.2023 г., Ведомость цены контракта (Приложение № 1 к Контракту), Техническое задание (Приложение №2 к Контракту), Графиком выполнения работ по реконструкции объекта (Приложение № 3 к Контракту), График оплаты выполнения работ по реконструкции объекта (Приложение №4 к Контракту), Смета Контракта (Приложение №5 к Контракту) и сдать её результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и осуществить расчеты за выполненные работы, в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Инспекцией Брянского УФАС России в рамках осуществления внеплановой проверки установлено, что в состав проектной документации на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм» входят, в том числе, Заключение экспертизы ТК «Трубчевский», книга прайсов с подписью и печатью, 2023. Книга прайсов, КАЦ с подписью и печатью. Данный вывод подтверждается проектной документацией, размещенной в составе извещения о проведении электронного аукциона за № 0527300000823000009 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм».
Однако, при обозрении извещения о проведении электронного аукциона за за № 0527300000824000001 на выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм» установлено, что в составе документов извещения аукциона заказчиком не размещены все документы, входящие в проектную документацию.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
При этом на заседании Инспекции установлено, что Заказчиком, в Приложении № 3 к контракту «График выполнения работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК «Трубчевский» до ул. Вали Сафроновой д=500мм» не отражены события, предусмотренные пунктом 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр, а именно:
- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом из ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе следует, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
К таким типовым условиям относится срок оплаты работ, осуществляемых субподрядчиками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466).
Пунктом 5 Постановления N 1466 установлено, что в условия поставщика (подрядчика, исполнителя) входит оплата поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ (ее результаты), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Согласно извещению о проведении данного электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта «Водовод от ТК "Трубчевский" до ул. Вали Сафроновой д=500мм».
В извещении о проведении закупки установлены преимущества и требования к участникам, в том числе: «требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона № 44 ФЗ. Объем привлечения 40% от цены контракта Участник, привлекает Субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ)»
Вместе с тем, согласно пп. 5 пункта 4.4.34 Проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, пункт 5 Постановления N 1466 и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение требований п.8 ч.1 ст. 33, ч.7 ст. 110.2, ч.7 ст.30 Закона о контрактной системе, пункта 2.9 Приказа Минстроя от 05.06.2018 №336/пр, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 №146
2. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать материалы внеплановой проверки в адрес УФК по Брянской области для проверки обоснования начальной максимальной цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.