Решение б/н Решение по жалобе №032/10/18.1-1444/2021 ЗАО «Квант» на дейс... от 17 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                                                          <>

 

         Решение по жалобе №032/10/18.1-1444/2021 ЗАО «Квант» на действия заказчика и организатора в одном лице ГАУЗ  «Брянский областной онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на разрядку и демонтаж гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80 (извещение № 32110831868)

 

«17» декабря 2021 года                                                                                            г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)  в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<>.

     В присутствии:

    <>,

рассмотрев жалобу №032/10/18.1-1444/2021 ЗАО «Квант» на действия заказчика и организатора в одном лице ГАУЗ  «Брянский областной онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на разрядку и демонтаж гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80 (извещение № 32110831868), в части наличия нарушений положений Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

- ограничения конкуренции, нарушения п.2 ч.6.1 ст.3 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем указания в документации единственного типа транспортного перезарядного контейнера F-147;

-  отсутствия в аукционной документации сведений о назначенном сроке службы отработанного радиоактивного источника (т.е. даты истечения этого срока), которые необходимы для получения сертификата-разрешения на перевозку материалов в специальных условиях;

-  отсутствия в аукционной документации требований к наличию сертификата – разрешения на перевозку радиоактивных материалов в специальных условиях;

- отсутствия в аукционной документации сведений о переходе  права собственности на источник Со-60 типа С-146 к исполнителю по гражданско-правовому договору,

установила:

 

30.11.2021 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба №032/10/18.1-1444/2021 ЗАО «Квант» на действия заказчика и организатора в одном лице ГАУЗ  «Брянский областной онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на разрядку и демонтаж гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80 (извещение № 32110831868).

         Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru.

Как следует из жалобы, аукционная документация не соответствует требованиям Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части:

- ограничения конкуренции, нарушения п.2 ч.6.1 ст.3 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем указания в документации единственного типа транспортного перезарядного контейнера F-147;

-  отсутствия в аукционной документации сведений о назначенном сроке службы отработанного радиоактивного источника (т.е. даты истечения этого срока), которые необходимы для получения сертификата-разрешения на перевозку материалов в специальных условиях;

-  отсутствия в аукционной документации требований к наличию сертификата – разрешения на перевозку радиоактивных материалов в специальных условиях;

- отсутствия в аукционной документации сведений о переходе  права собственности на источник Со-60 типа С-146 к исполнителю по гражданско-правовому договору.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, являются федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.  После введения в действие указанных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и действуют на всей территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» принятие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).

«Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-16) утверждены приказом Ростехнадзора  от 15.09.2016 №388, зарегистрированным Минюстом России 24.01.2017, рег. №45375.

Указание в регистрационном удостоверении РУ № ФСЗ 2010/07495 от 28.07.2010 единственного типа транспортного контейнера F – 147 не означает запрет на использование других транспортных контейнеров.

Наличие эксплуатационной документации на российский транспортный контейнер подтверждено письмом АО «НИИТФА» от 09.11.2021, исх. № 38-58/2004.

Заявитель в жалобе ссылается на письмо Ростехнадзора от 16.07.2020 № 06-05-04/1035.

По данным открытых источников в обращении на территории Российской Федерации имеются только два контейнера F-147, оба принадлежат одному юридическому лицу.

ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер»  не согласно с доводами заявителя. Из представленных пояснений вх. №9855 от 03.12.2021, вх. №9991 от 08.12.2021, следует:

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчик определяет требования к участникам закупки, предмета закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Документация об аукционе не содержит указание на торговые знаки, фирменные наименования, места происхождения товара или наименования производителей, а также иную информацию, которая могла бы повлечь за собой ограничение количества участников закупки. Документация об аукционе не содержит указание на торговые знаки, фирменные наименования, места происхождения товара или наименования производителей, а также иную информацию, которая могла бы повлечь за собой ограничение количества участников закупки.

Руководствуясь данными нормами и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер» (далее - Положение о закупке) заказчик установил в техническом задании требования к товарам, основываясь на потребностях учреждения с учетом специфики работы ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер».

При возникновении вопросов относительно содержания технического задания  у участника закупки, он имеет право обратиться к заказчику (организатору закупки) за разъяснениями.

В рамках проведения данной закупки 24.11.2021 поступил запрос на дачу разъяснений относительно содержания технического задания.

В результате рассмотрения запроса о даче разъяснений 25.11.2021 заказчиком внесены изменения в техническое задание.

Гамма терапевтический аппарат (далее – ГТА) «Theratron Equinox 80» является объектом использования атомной энергии. Согласно требованиям пунктов 84, 100 и 108 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (НП-038-16) (утверждены приказом Ростехнадзора от 28.09.2016 № 405, зарегистрированным Минюстом России 24.10.2016, per. № 44120) зарядка (перезарядка) ЗРИ в радиационный источник (далее - РИ), в частности ГТА «Theratron Equinox», должна проводиться в соответствии с проектной и (или) технической (эксплуатационной) документацией на РИ.

Так в письме от 22.07.2021 № 38-58/1395 АО «НИИТФА» сообщило, что отечественный УКТIВ(U)-96-14М разрешений для операций выгрузки/загрузки/перезагрузки источника ионизирующего излучения (далее – ИИИ) из/в ГТА «Theratron Equinox» не имеет. Одним из требований к получению такого разрешения является согласование технической документации с разработчиком ГТА «Theratron Equinox».

В настоящее время, по данным заказчика, единственным контейнером одобренным разработчиком ГТА «Theratron Equinox» является F147. Указанный тип контейнера обозначен в сертификате соответствия аппарата № OИАЭ.RU.013(OC).00723.

В соответствии с письмом производителя гамма терапевтического препарата «Theratron Equinox 80» Team Best Russia от 22.05.2021 конструкция контейнера, используемого ООО «Квант» при проведении аналогичных работ в лечебных учреждениях в других регионах, не рассматривалась, не согласовывалась и не утверждалась производителем. Регистрационное удостоверение Госатомнадзора на используемый ООО «Квант» тип контейнера отсутствует. Испытания на совместимость контейнера с гамма терапевтическими аппаратами Theratron не проводились. Компания производитель выступает против использования транспортного контейнера ООО «Квант».

Факт нарушения технических норм при производстве работ по разрядке и демонтажу гамма терапевтического аппарата в ГБУ Рязанской области «Областной клинический онкологический диспансер», проводимых подрядчиком ЗАО «Квант», подтверждается Актом проверки Ростехнадзора от 22.04.2021. Одним из нарушений является использование при проведении работ транспортно-упаковочного комплекта YKTIB(U)-96-14M RUS/7039/B(U)- 96Т, что признано нарушением требований п. 108 НП-038-16.

Полный пакет документов на размещение гамма терапевтического аппарата «Theratron Equinox 80» был разработан в 2011 году, включая раздел ввода в эксплуатацию и вывода из неё. Согласно указанному проектному решению, на позднее, чем за 1 год до вывода из эксплуатации радиационного источника, разрабатывается программа вывода. В соответствии с данной программой от 30.03.2011 радиационный источник «Theratron Equinox 80» должен быть выведен из эксплуатации до 30.04.2022 .

Гамма терапевтический аппарат «Theratron Equinox 80» относится к 1-й категории по радиационной опасности (чрезвычайно опасно) в соответствии с НП - 038 - 16, по причине этого, ограничения, направленные на повышение уровня радиационной безопасности, в данном случае являются обоснованными.

В п. 2.2. технического задания (ТЗ) содержатся сведения о рекомендованном сроке эксплуатации, который составляет 5 лет согласно техническому паспорту аппарата и сертификату соответствия.

Срок службы радионуклидного источника С-146 истекает 30.04.2022. По опубликованным в п. 2.2. ТЗ сведениям, можно сделать вывод об окончании срока эксплуатации С-146 в 2022 году.

На предполагаемую дату проведения работ срок эксплуатации источника не будет истекшим, по этой причине сертификат-разрешение компетентного органа на перевозку радиоактивных материалов в специальных условиях не требуется.

В случае затягивания процесса проведения торговых процедур, а, следовательно, отсрочки даты проведения работ, возникает риск того, что срок эксплуатации радиационных источников истечет и разрядка, демонтаж оборудования в условиях действующих в России технических норм, станет невозможным.

        П. 2.3. технического задания предусмотрен вывоз закрытого радиоактивного источника (далее – ЗРИ) с территории заказчика и передача прав собственности на него исполнителю.

        В соответствии с уведомлением об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы №032/10/18.1-1444/2021 от 07.12.2021 в рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 09 декабря 2021 года.

        В соответствии с уведомлением о продлении срока рассмотрения жалобы №032/10/18.1-1444/2021 от 09.12.2021 срок рассмотрения жалобы продлен до 11 часов 00 минут 17 декабря 2021 года.

По итогам закупки договор не заключен.

        Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках заказчик ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер»  относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг регулируется названным законом.

Закупочная деятельность заказчика ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер»  регламентируется типовым Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер», утвержденным Наблюдательным советом ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер» Протокол №23 от 07.12.2020 года (далее - Положение).

Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме установлен Разделом V Положения.

18.11.2021 (внесение изменений 26.11.2021) ГАУЗ «Брянский областной онкологический диспансер» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на разрядку и демонтаж гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80 (извещение № 32110831868).

Пп. 1.4, 2.1, 2.2 аукционной документации установлено требование к участникам закупки о предоставлении сертифицированного производителем транспортного перезарядного контейнера F – 147 для ЗРИ Со-60 типа С-146 активностью 5500Ки при проведении работ по разрядке и демонтажу гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Таким образом, в открытом аукционе в электронной форме заказчик обязан указать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Первоочередной целью Закона о закупках  является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502).

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

         В соответствии с п. 98 приказа Ростехнадзора от 28.09.2016 N 405 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" ("НП-038-16. Федеральные нормы и правила...") (далее - приказ Ростехнадзора N 405) все технологические операции с радиоактивными веществами (далее – РВ), выполняемые при эксплуатации РИ, должны быть установлены в проектной и (или) технической (эксплуатационной) документации на РИ.

         В соответствии с п. 108 приказа Ростехнадзора  N 405 выгрузка всех ЗРИ должна проводиться в соответствии с проектной и (или) технической (эксплуатационной) документацией на РИ.

         В материалы жалобы заказчиком представлено письмо Team Best Russia от 22.05.2020. Данным письмом сообщается, что производителем гамма-терапевтических аппаратов Theratron для зарядки и разрядки данных аппаратов разработан специальный транспортный упаковочный контейнер F – 147.

         Указанный контейнер имеет сертификат-разрешение, выданный Госкорпорацией «Росатом» №RUS-5495/В(U)-96T, а также зарегистрирован как медицинское изделие вместе с источником ионизирующего излучения C-146 на основе кобальт-60 в соответствии с регистрационным удостоверением № ФСЗ 2010/07495 от 28.07.2010 года.

         В данном письме сообщается, что Best Theratronics Ltd. не рассматривало, не согласовывало и не утверждало конструкцию транспортного упаковочного комплекта YKTIB(U)-96-14M. Испытания на совместимость данного контейнера с гамма-терапевтическими аппаратами Theratron производителем данных аппаратов не производилось.

         Компания  Best Theratronics Ltd. как  производитель  гамма-терапевтических аппаратов Theratron  сообщает, что использование несовместимого контейнера влечет за собой риск возникновения радиационной аварии, ответственность за последствия которой будет лежать на собственнике гамма-терапевтического аппарат и лицах, проводящих работы по разрядке.

Кроме того, согласно представленному в материалы жалобы сертификату соответствия, выданному АНО «АтомТехноТест», транспортный контейнер F – 147 предусмотрен для источника ионизирующего излучения гамма терапевтического аппарата Theratron.

В письме АО «НИИТФА», являющимся производителем транспортного упаковочного комплекта YKTIB(U)-96-14M, от 22.07.2021, исх. 38-58/1395, дана информация об условиях, при которых возможно применить YKTIB(U)-96-14M для выгрузки/загрузки/перезагрузки ИИИ из/в конкретный ГТА, а именно:

-разработать техническую документацию;

-изготовить оснастку и инструмент (при необходимости);

-согласовать техническую документацию с разработчиком ГТА и разработчиком YKTIB(U)-96-14M.

АО «НИИТФА» сообщает, что в их адрес вышеуказанная документация не представлялась.

В письме АО «НИИТФА» от 09.11.2021, исх. 38-58/2004, сообщается, что разработанная ЗАО «Квант» инструкция №ТРП.06.61С.064 И «Инструкция по работе с гамма-терапевтическим аппаратом «Theratron Elite» и «Тheratron Equionox»с использованием  транспортно-упаковочного  комплекта YKTIB(U)-96-14M» относится к эксплуатационной документации при работе с ГТА, но не входит в состав проектной и эксплуатационной документации разработчика ГТА.

Таким образом, не выполняются требования Ростехнадзора.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте,  сведения о назначенном сроке службы отработанного радиоактивного источника, сведения о переходе  права собственности на источник Со-60 типа С-146 к исполнителю по гражданско-правовому договору включены в техническое задание. Изменения размещены на официальном сайте 26.11.2021.

В соответствии со сведениями, представленными заказчиком, для участия в электронном аукционе на право заключения договора на разрядку и демонтаж гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80 (извещение № 32110831868) поступили заявки двух юридических лиц: ООО «Сибмер, ООО «Центр атом тех сервис».

         В связи с вышеизложенным, включение в аукционную документацию требований о предоставлении сертифицированного производителем транспортного перезарядного контейнера F – 147, соответствует потребностям заказчика и не может рассматриваться как ограничение конкуренции.

        Комиссия приходит к выводу об отсутствии  в действиях заказчика  нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ  при проведении электронного аукциона на право заключения договора на разрядку и демонтаж гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80 (извещение № 32110831868).

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также  при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь пунктом 13 статьи 3, частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

        Жалобу №032/10/18.1-1444/2021 ЗАО «Квант» на действия заказчика и организатора в одном лице ГАУЗ  «Брянский областной онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на разрядку и демонтаж гамма терапевтического аппарата Theratron Equinox 80 (извещение № 32110831868), в части наличия нарушений положений Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

- ограничения конкуренции, нарушения п.2 ч.6.1 ст.3 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем указания в документации единственного типа транспортного перезарядного контейнера F-147;

-  отсутствия в аукционной документации сведений о назначенном сроке службы отработанного радиоактивного источника (т.е. даты истечения этого срока), которые необходимы для получения сертификата-разрешения на перевозку материалов в специальных условиях;

-  отсутствия в аукционной документации требований к наличию сертификата – разрешения на перевозку радиоактивных материалов в специальных условиях;

-    отсутствия в аукционной документации сведений о переходе  права собственности на источник Со-60 типа С-146 к исполнителю по гражданско-правовому договору, признать необоснованной.

 

 

Заместитель председателя комиссии:                                                           

 

Члены комиссии:                                                                                     

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны