Решение б/н Решение и предписания по делу ЗАО «Издательский Дом «Пронто-... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«18» апреля 2012 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
<…>,
рассмотрев дело № 44 в отношении ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр» и ИП Кузнецова Г.Б. по факту распространения рекламы продуктов из зерна «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова», содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр» – <…> (дов. от 18.04.2012г.№ 1/уфас) и отсутствии ИП <…> (уведомлен надлежащим образом)
УСТАНОВИЛА:
В газете «ТВ магазин» в выпуске № 9/229 от 01.03.2012г. размещена реклама продуктов «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова»следующего содержания:.
«…В состав «Макробиотическая программа Кузнецова» входят каши: для очищения кишечника, антидиабетическая, антихолестириновая, антипаразитарная, для усиления потенции, для очищения печени, противоопухолевая, для профилактики инфарктов, инсультов, для улучшения зрения, памяти, слуха.
«Суперовес» собирает и выводит из организма токсины и яды, обладает радиозащитным действием, рекомендуется применять для улучшения работы сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, суставов, зрения, эффективен для профилактики алкоголизма и т.д.
С помощью программы люди решали проблемы с лишним весов, высоким уровнем сахара и холестерина в крови, улучшали слух, зрение, память, укрепляли сердечно-сосудистую систему, расставались с депрессиями, болями в суставах и т.п.».
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
В соответствии со статьей 5 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 ФЗ «О рекламе».
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует полный запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим Регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Как лекарственные средства продукты из зерна «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова» не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе этих продуктов на их лечебные свойства, в том числе профилактические.
Исходя из заложенных в законодательстве Российской Федерации понятий медицинской деятельности, видов медицинской помощи и методов лечения сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.
Анализируя текст рекламы, создается впечатление о необходимости применения продуктов из зерна «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова», которые обладают лечебными свойствами (для очищения кишечника, антидиабетическая, антихолестириновая, антипаразитарная, для усиления потенции, для очищения печени, противоопухолевая и т.д.), реклама также содержит перечисление болезней (инфаркты, инсульты, алкоголизм и т.д.).
Это свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемым продуктам именно как к средствам, оказывающим профилактическое и лечебное воздействие.
Таким образом, данная реклама нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 ФЗ № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе».
Согласно пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах товаров, т.к. препараты не могут обладать лечебными и профилактическими свойствами в виду отсутствия регистрации в качестве лекарственных средств.
Таким образом, данная реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе».
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования. Рекламодателями являются ИП <…>.
В соответствии со ст. 3 указанного закона рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем является ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр» <…>.
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу продуктов «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова», размещенную в газете «ТВ магазин» в выпуске № 9/229 от 01.03.2012г., поскольку она не соответствуют требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
- Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <…>.
- Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр».
- Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.
Решение изготовлено в полном объеме "26" апреля 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 1
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«18» апреля 2012 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от «18» апреля 2012 г. по делу № 44 в отношении ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр» и ИП <…> о признании ненадлежащей рекламы продуктов из зерна «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова»,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <…> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы продуктов «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова», размещенной в газете «ТВ магазин» в выпуске № 9/229 от 01.03.2012г.
2. ИП <…> представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.
В соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание изготовлено в полном объеме «26» апреля 2012 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 2
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«18» апреля 2012 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<…>,
на основании своего решения от «18» апреля 2012 г. по делу № 44 в отношении ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр» и ИП <…> о признании ненадлежащей рекламы продуктов из зерна «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова»,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр» <…> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы продуктов «Суперовес» и «Макробиотическая программа Кузнецова», размещенной в газете «ТВ магазин» в выпуске № 9/229 от 01.03.2012г.
2. ЗАО «Издательский Дом «Пронто-Центр» представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.
В соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание изготовлено в полном объеме «26» апреля 2012 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <…>