Решение б/н Решение по жалобе №032/10/18.1-1001/2020 ************ на дей... от 17 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

*****************************

Решение по жалобе №032/10/18.1-1001/2020 ************ на действия заказчика - ГАУ "Брянский региональный центр обработки информации» при проведении аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение №32009227302)

«17» августа 2020 года г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

************

В отсутствие представителей заявителя и заказчика, уведомленных надлежащим образом.

рассмотрев жалобу №032/10/18.1-1001/2020 ************ на действия заказчика - ГАУ "Брянский региональный центр обработки информации» при проведении аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение №32009227302), в части необоснованного ограничения количества участников закупки путем:

- включения в состав закупки самостоятельного программного обеспечения Multitouch Designer, не имеющего отношения к предмету закупки;

- реализации программного обеспечения Pro Multitouch Designer только одной компанией;

- соответствия описания характеристик программного обеспечения только одному производителю. Техническое задание содержит программное обеспечение иностранного происхождения, в техническом описании присутствует описание функциональных особенностей планшета и датчиков, которые не входят в комплект поставки и не являются предметом закупки;

- указания заказчиком кода ОКПД2 26.20.30 Устройства автоматической обработки данных прочие – не относящегося к товару, являющегося объектом закупки данного аукциона;

- неправомерного объединения в один лот интерактивного комплекса и программного обеспечения для персонального компьютера, предназначенного для разработки презентаций и мобильных приложений;

- неправомерного включения в состав закупки программного обеспечения тип 2;

установила:

06.08.2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба ************ на действия заказчика - ГАУ "Брянский региональный центр обработки информации» при проведении аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение №32009227302).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru.

Как следует из жалобы, заявитель считает:

Включение в закупку программного обеспечения Multitouch Designer не является обоснованным и приведенное Заказчиком обоснование не является надлежащим, так как данная закупка осуществляется в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и согласно распоряжению Министерства Просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № Р-135, «об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" (ЦОС) национального проекта "Образование"» (далее - Распоряжение № Р-135), интерактивный комплекс представляет собой презентационное оборудование и кроме рекомендации по техническим характеристикам в распоряжении сказано, что интерактивный комплекс должен быть оснащен интегрированными средствами, обеспечивающими следующий функционал: создание многостраничных уроков с использованием медиаконтента различных форматов, создание надписей и комментариев поверх запущенных приложений, распознавание фигур и рукописного текста (русский, английский языки), наличие инструментов рисования геометрических фигур и линий, встроенные функции: генератор случайных чисел, калькулятор, экранная клавиатура, таймер, редактор математических формул, электронные математические инструменты: циркуль, угольник, линейка, транспортир, режим "белой доски" с возможностью создания заметок, рисования, работы с таблицами и графиками, импорт файлов форматов: *.pdf, *.ppt.

Таким образом, Заказчик включил в состав закупки самостоятельное программное обеспечение, не имеющее отношения к предмету закупки.

Кроме того, в Распоряжении № Р-135 указано, что при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС необходимо учитывать следующие принципы:

  1. обеспечение технологической связанности оборудования и средств обучения и воспитания с федеральными, региональными (муниципальными) информационными ресурсами и сервисами, в том числе федеральной информационно-сервисной платформой цифровой образовательной среды;
  2. обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее использование (включая перемещение внутри образовательной организации) для различных предметных областей, урочной и внеурочной деятельности, мероприятий (олимпиад) и других целей;
  3. обеспечение педагогических работников и других сотрудников образовательной организации современными и актуальными цифровыми возможностями, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства.

Программное обеспечение Pro Multitouch Designer не входит в состав рекомендованных Министерством Просвещения программных продуктов и не предназначено для целей реализации Федерального государственного образовательного стандарта РФ, программное обеспечение Pro Multitouch Designer является иностранным. Исходя из списка адресов доставки интерактивных комплексов, указанных в документации по закупке, можно сделать вывод, что заказчик будет передавать предмет закупки средним образовательным учреждениям. Таким образом, заказчик требует к поставке комплекс с предустановленным программным обеспечением с коммерческими лицензиями, которые поставщик должен приобрести у представителя производителя данного программного обеспечения и передать заказчику, очевидно, что весь функционал интерактивной панели замкнут на данном программном обеспечении и в случае прекращения его поддержки в указанный период, или после него, теряется вся потребительская ценность в закупаемом за счет бюджетных средств оборудовании.

При попытке обратиться к поставщику и представителю в РФ программного обеспечения Pro Multitouch Designer (https://promultitouch.ru/company/contacts/) выяснилось, что только одна компания в РФ может продавать данное программное обеспечение (указанные на интернет сайте филиалы не существуют в настоящее время) и контактным лицом, которые осуществляет общение с потенциальным покупателем является директор ООО «Живые системы» (ИНН 6673221004), Коренберг Владимир Михайлович, он же индивидуальный предпринимать Коренберг Владимир Михайлович (ИНН 666007061960), который был признан победителем по данной закупке.

Действия Заказчика не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и ограничивают конкуренцию.

Так же в соответствии с требованиями п. 6.1 статьи 3 Закона о закупках, п.2 раздела 10 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» Заказчик, описывая предмет закупки, не должен включать указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, а если и использует таковые, то указывать слова («или эквивалент»), кроме случаев, описанных в подпункте 3, пункта 6.1, статьи 3 настоящего закона.

Техническое задание содержит программное обеспечение иностранного происхождения, в техническом описании присутствует описание функциональных особенностей планшета и датчиков, которые не входят в комплект поставки и не являются предметом закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки был выбран код ОКПД2: 26.20.30 - Устройства автоматической обработки данных прочие. Однако товары с 0КПД2 26.20.30 не имеют ничего общего с предметом закупки данного аукциона: «интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением».

При этом, анализируя практику проведения электронных аукционов по закупке интерактивных комплексов, используется Код ОКПД2: 26.20.16.160 - Устройства ввода сенсорные, который соответствует объекту закупки, единственный товар, в названии которого содержится однокоренное слово «интерактив» - Интерактивное мультисенсорное дисплейное устройство, содержит другой ОКПД2 26.20.16.160.

Также справочник КТРУ https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/search/results.html содержит товары с соответствующими техническими и функциональными признаками товаров, являющимися объектом данной закупки:

Интерактивная доска № 26.20.16.160-00000001, Код по ОКПД226.20.16.160: Устройства ввода сенсорные. Интерактивная панель № 26.20.13.000-00000002, Код по ОКПД226.20.13.000: Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных.

Выбранный Заказчиком код ОКПД2 26.20.30 Устройства автоматической обработки данных прочие не относится к товару, являющимся объектом закупки данного аукциона, и является неверным. Заказчик ограничивает конкуренцию, указывая неверный код ОКПД2, тем самым препятствует потенциальным участникам свободному поиску аукциона.

Согласно техническим характеристикам программного обеспечения Pro Multitouch Designer, в том числе указанным в техническом задании, данное программное обеспечение предназначено для разработки интерактивного контента, создания презентаций, проектов, конструирования мобильных приложений. Таким образом, очевидно, что данное программное обеспечение предназначено для установки на персональный компьютер и работы с ним, в свою очередь интерактивный комплекс - это презентационное оборудование, при помощи которого готовые проекты и презентации, а так же разработанные приложения выводятся для демонстрации учащимся, но не разрабатываются на интерактивном комплексе.

Таким образом, Заказчик неправомерно объединил в один лот интерактивный комплекс и программное обеспечение для персонального компьютера, предназначенное для разработки презентаций и мобильных приложений.

На основании вышеизложенного, Заказчик ненадлежащим образом сформировал лот, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

В техническом задании документации о закупке Заказчик указывает:

«Программное обеспечение тип 2 должно отвечать следующим требованиям: должно включать в себя приложение для визуализации трехмерных элементов дополненной реальности, предназначенное для использования на мобильном или стационарном устройстве, обладающем интегрированной камерой; должно включать в себя приложение для создания двумерных и трехмерных элементов дополненной реальности, предназначенное для использования на стационарном и/или мобильном устройстве (не входит в комплект поставки); должно включать в себя "облачный" сервер, предназначенный для размещения и обмена элементами виртуальной и дополненной реальности, созданными учебными и образовательными проектами, и существующий в виде бесплатного образовательного портала, с открытой доступной для скачивания библиотекой контента, а так же доступной для её пополнения лицензированным пользователями программного обеспечения тип 2».

Из описания следует, что данное программное обеспечение предназначено для работы с дополнительной реальностью и устройство, на которое устанавливается программное обеспечение тип 2 должно обладать интегрированной камерой для считывания QR-кодов дополнительной реальности. В описании характеристик интерактивного комплекса отсутствует требование к наличию интегрированной камерой. Интерактивные комплексы не предназначены для работы с приложениями дополнительной реальности и являются демонстрационным оборудованием. Кроме этого, описанный функционал легко реализуется при помощи общедоступных бесплатных приложений и средствами яндекс.диск или google G Suit, которые широко используются школами Москвы и других городом РФ.

Исходя из вышеизложенного, заявитель делает вывод, что Заказчик неправомерно включил программное обеспечение тип 2 в закупку.

ГАУ "Брянский региональный центр обработки информации» не согласно с доводами заявителя.

Из представленных пояснений вх. 7083 от 13.08.2020г. следует:

В соответствии со статьей 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Заказчик вправе указывать конкретный товарный знак в случае необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.

Требование к конкретному программному обеспечению установлено ввиду необходимости обеспечения взаимодействия с используемыми заказчиком товарами и программным обеспечением, в учреждениях, являющимися фактическими пользователями поставляемых интерактивных комплексов.

Данное программное обеспечение Российского производителя доступно для свободного приобретения, таким образом, Заказчиком не допущено ограничения конкуренции и нарушения прав участников закупки.

В техническом описании не присутствуют описания функциональных особенностей каких-либо планшетов и датчиков, а лишь перечисление функционала программного обеспечения, одной из возможностей которого, должна является совместимость с мобильными устройствами учащихся.

При размещении закупки заказчик определяет код ОКПД2 согласно Приказа Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст или с помощью специальных сервисов. Сервис Контур.Снаб в настоящее время предоставляет Заказчикам возможность поиска нужного кода, определив товар/услугу в классификаторе.

При определении предмета закупки - интерактивный комплекс отображения информации: вычислительный блок; устройство отображения графической информации; внешний контроллер управления; программное обеспечение; мобильная стойка, сервис выдает ОКПД2 именно как 26.20.30.000 Устройства автоматической обработки данных. Данный ОКПД2 является наиболее подходящим кодом из всех предоставленных.

В техническом задании четко указана совместимость с дисплеем Интерактивного комплекса, операционной системой Windows, предустановленной на вычислительный блок Интерактивного комплекса и применяемой в том числе для объединения экранов мобильных устройств учащихся с дисплеем Интерактивного комплекса в рамках урока.

По итогам закупки договор не заключен.

Комиссией Брянского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы № 032/10/18.1-1001/2020 до 14 часов 00 минут 17.08.2020г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации. Уведомление об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы № 6944 от 14.08.2020г.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 17.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее –Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках заказчик ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг, регулируется названным законом.

Закупочная деятельность заказчика ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» регламентируется типовым Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации», утвержденным решением Наблюдательного совета Государственного автономного учреждения «Брянский региональный центр обработки информации» протокол заседания от 2 декабря 2019 г. №7 (далее – Положение о закупках). (далее – Положение о закупках).

Порядок проведения электронного аукциона установлен Разделом 8.3 Положения о закупках.

09.07.2020 года заказчиком ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение № 32009227302).

29.07.2020 года на официальном сайте размещены изменения в документацию данного аукциона.

Закупка осуществлялась в рамках национального проекта «Образование», программа: «Цифровая образовательная среда».

Рассмотрев материалы жалобы, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу, что требование в документации о закупке к наличию программного обеспечения Pro Multitouch Designer свидетельствует об использовании в описании предмета закупки указания на товарный знак, при наличии которого необходимо употреблять слова «или эквивалент». Без указания эквивалента использовать при описании предмета закупки товарный знак можно в исключительных случаях, одним из которых является несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, с товарами, используемыми заказчиком. Заказчик при рассмотрении жалобы не представил сведения о наличии у него оборудования, с которым несовместимы иные программные обеспечения. Требования к конкретному товарному знаку без указания эквивалента ограничивает количество потенциальных участников закупки. В части данного довода жалоба является обоснованной.

Заказчиком установлены технические характеристики планшета: «Используемый планшет должен полностью отображать содержимое рабочего стола (экрана) интерактивного комплекса и позволять управлять всеми функциями (посредством курсора и экранной клавиатуры). Для удобства управления интерфейс ПО планшета должен иметь такие команды, как: создание новой страницы, ввод текста, создание и выбор типа линий, ластик, ручка, рукописный ввод текста, очистка страницы, создание геометрических фигур, включение прожектора, отменять последние изменения на странице, запускать встроенную галерею ресурсов., т.е. установлены требования к оборудованию, которое не является предметом закупки. В части данного довода жалоба является обоснованной.

Довод об установлении заказчиком в техническом задании описания функциональных особенностей датчиков, а именно: в конструкторе должна быть поддержка и возможность использования аппаратных датчиков в разрабатываемом приложении, не менее чем: акселерометр, датчик освещенности, датчик внешней температуры, компас или гироскоп, датчик магнитного поля, датчик ориентации устройства, датчик внешнего давления, поддержка датчиков типа NFC, датчик наклона или поворота, тогда как данные датчики отсутствуют в интерактивном комплексе, не нашел своего подтверждения, т.к. заказчикам установлены требования не к датчикам, а к возможности использования аппаратных датчиков. В части данного довода жалоба является необоснованной.

В отношении довода о неправомерном указании заказчиком кода ОКПД2 26.20.30 Устройства автоматической обработки данных прочие – не относящегося к товару, являющегося объектом закупки данного аукциона Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу:

Положениями Закона о закупках ответственность за некорректное указание кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не установлена.

Заявитель указывает, что заказчик ограничивает конкуренцию, указывая неверный код ОКПД2, препятствуя таким образом потенциальным участникам свободному поиску аукциона.

Комиссией Брянского УФАС России не установлено наличие неправомерных действий со стороны заказчика, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. В системе поиска официального сайта возможен поиск закупки не только по коду ОКПД2, но и по другим критериям, например, наименование предмета закупки.

В связи с вышеизложенным, заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки. В части данного довода жалоба является необоснованной.

В части довода неправомерного объединения в один лот интерактивного комплекса и программного обеспечения для персонального компьютера, предназначенного для разработки презентаций и мобильных приложений Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу:

Согласно техническим характеристикам программного обеспечения Pro Multitouch Designer, в том числе указанным в техническом задании, данное программное обеспечение предназначено для разработки интерактивного контента, создания презентаций, проектов, конструирования мобильных приложений. Таким образом, очевидно, что данное программное обеспечение предназначено для установки на персональный компьютер и работы с ним, в свою очередь интерактивный комплекс - это презентационное оборудование, при помощи которого готовые проекты и презентации, а так же разработанные приложения выводятся для демонстрации учащимся, но не разрабатываются на интерактивном комплексе. В части данного довода жалоба является обоснованной.

Таким образом, Заказчик неправомерно объединил в один лот интерактивный комплекс и программное обеспечение для персонального компьютера, предназначенное для разработки презентаций и мобильных приложений.

Согласно требованиям документации программное обеспечение тип 2 должно включать приложение, предназначенное для использования на мобильном или стационарном устройстве, обладающем интегрированной камерой. В состав предмета закупки камера не входит, в связи с этим включение заказчиком в документацию требования к наличию программного обеспечения тип 2 является неправомерным. В части данного довода жалоба является обоснованной.

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь пунктом 13 статьи 3Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1.Жалобу 032/10/18.1-1001/2020 ************ на действия заказчика и организатора в одном лице – ГАУ «Брянский региональный центр обработки информации» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов с вычислительным блоком и мобильным креплением для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области в 2020 году (извещение № 32009227302), признать обоснованной в части:

- установления требования в документации о закупке к наличию программного обеспечения Pro Multitouch Designer без указания эквивалента;

- установления требования к планшету, который не является предметом закупки;

- неправомерного объединения в один лот интерактивного комплекса и программного обеспечения для персонального компьютера, предназначенного для разработки презентаций и мобильных приложений;

- неправомерного включения в состав закупки программного обеспечения тип 2;

2. Признать в действиях ГАУ "Брянский региональный центр обработки информации» нарушения п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

3. ГАУ "Брянский региональный центр обработки информации» в срок до 31.08.2020 г. устранить нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального Закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем совершения следующих действий:

- отмены протоколов по закупке (извещение № 32009227302);

- направления информации об отмене протоколов оператору электронной площадки;

- возврата заявок на участие в аукционе в электронной форме (извещение №32009227302) участникам;

- внесения изменения в документацию аукциона в электронной форме (извещение №32009227302) с учетом решения Брянского УФАС России;

- продления срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме (извещение №32009227302).

4. Оператору электронной площадки ЕЭТП:

- обеспечить техническую возможность исполнения указанного предписания.

Заместитель председателя комиссии:

Члены комиссии:

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны