Решение б/н РЕШЕНИЕ от 19 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                               Ответчик:

 ПАО «МРСК Центра»

127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д.4                                                                                                    

 

 

Филиал ПАО «МРСК Центра – «Брянскэнерго»

 241050, г.Брянск, ул. Советская, 35                                                                        

 

                                                                           Заявитель:  ООО «ФКСМ»

242622, Брянская обл., Дятьковский р-н, д.Березино, ул. Заводская, 1А                                                                      

                                                                          

                                                                           Заинтересованное лицо:                                                                            ООО «ТЭК-Энерго» - филиал        «Брянскэнергосбыт»

241050, г. Брянск, ул.Фокина,193

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                         

г. Брянск

 

Резолютивная часть решения оглашена  «05» апреля 2016г.                                 

В полном объеме решение изготовлено  «11» апреля 2016г.

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Новикова Н.А. – заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий и рекламы;

Члены комиссии:

Новиков Н.Н. – заместитель начальника  отдела естественных монополий и рекламы;

Горьковенко Ю.В. – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;

Исакова Е.А. – государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,

 

рассмотрев дело № 5 в отношении ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Брянскэнерго», возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» ,ООО «ФКСМ» представителя  ООО «ТЭК-Энерго»,

 

УСТАНОВИЛА:

19.01.2016г. в Управление Федеральной антимонопольной службы  по Брянской области поступило заявление ООО «Фокинский комбинат строительных материалов» на действия ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» следующего содержания.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, Комиссия Брянского УФАС установила следующее.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящегося в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст.26 Федерального закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» было осуществлено технологической присоединение энергопринимающих устройств ООО «ФКСМ» к сетям сетевой организации ПС 35/6 кВ «ЗКДТ», а в последствии и проведены проверки состояния схемы измерения электроэнергии и работы / замены / допуска в эксплуатацию прибора учета, о чем были составлены соответствующие акты. Никаких замечаний на нарушение порядка учета электроэнергии от сетевой организации не поступало.

В соответствии с выданными сетевой организацией документами ООО «ФКСМ» организовало учет электрической энергии в ПС 35/6кВ «ЗКДТ», а именно в КРУН-6кВ.

В соответствии с п.34 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее Основные положения), при заключении договора энергоснабжения потребитель предоставляет гарантирующему поставщику необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, и документы о допуске в эксплуатацию приборов учета. Приказом Министерства энергетики РФ №326 от 30.12.2008г. утверждена Методика расчета технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям в базовом периоде, в соответствии с п.1 которой условно-постоянные потери включают, в том числе расход электроэнергии на собственные нужды подстанций.

При заключении договора энергоснабжения гарантирующему поставщику были предоставлены следующие документы, составленные сетевой организацией:

-  акт об осуществлении технологического присоединения от 2013 года;

- акты проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета потребителей - юридических лиц (акт №32-22-2478 от 05.10.2012, акт №32-22-3311 от 27.12.2013);

- акт проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета потребителей - юридических лиц в связи с его перепрограммированием (акт №32-22-4578 от 23.10.2014).

Между гарантирующим поставщиком ООО «ТЭК-Энерго» и ООО «ФКСМ» был заключен договор энергоснабжения от 20.03.2015 №Д01, в соответствии с п.2.1. которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью) потребителей, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги.

Договором энергоснабжения, заключенным между ООО «ФКСМ» и ООО «ТЭК-Энерго», в рамках которого осуществляется поставка электрической энергии (мощности), определены все существенные условия, определенные п.41 Основных положений, в том числе:

-  соответствующий Основным положениям порядок определения объема покупки электрической энергии (мощности) по договору за расчетный период;

- условия о порядке учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета.

В соответствии п.144 Основных положений в случае установки приборов учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, сетевой организацией осуществляется расчет объема потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.

Определение объема электропотребления ООО «ФКСМ» осуществляется ПАО «МРСК-Центра» на основании показаний приборов учета, установленных в ПС 35/6кВ «ЗКДТ», с учетом рассчитанных сетевой организацией потерь электрической энергии во всех объектах электросетевого хозяйства предприятия от места установки приборов учета до границы балансовой принадлежности.

ООО «ФКСМ» ежемесячно обеспечивает беспрепятственный допуск персонала  ПАО «МРСК-Центра» в ПС 35/6кВ «ЗКДТ», в том числе для регулярного снятия показаний приборов учета.

Ежемесячно гарантирующий поставщик предъявляет к оплате ООО «ФКСМ» стоимость электрической энергии, потребленной предприятием с учетом рассчитанных сетевой организацией потерь электроэнергии. ООО «ФКСМ», соблюдая условия договора энергоснабжения, производит оплату потребленной электрической энергии.

Однако 04.12.2015 г. представителями ПАО «МРСК Центра» в ходе проверки были составлены акты безучетного потребления электрической энергии (мощности) №32-БР-22-295 и  №32-БР-22-296, где сетевой организацией отражено, что потребитель (ООО «ФКСМ») допустил подключение трансформаторов собственных нужд до прибора учета электроэнергии.

Данное утверждение о самовольном подключении трансформаторов собственных нужд до измерительного комплекса, опровергается следующими доводами.

В соответствии с разделом 6 Приказа Минэнерго от 30.06.2003 №288 «Об утверждении рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ» на всех подстанциях в обязательном порядке устанавливаются не менее двух маломощных трансформаторов собственных нужд.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №5 от 13.01.2015г. утвержден перечень нормативных актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором также указана Инструкция по нормированию расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций 35 – 500 кВ (РД 37.09.208 от 23.04.1981г.). Согласно п.2.1. Инструкции в номенклатуру собственных нужд подстанций входит потребление электроэнергии на следующие цели:

-    охлаждение трансформаторов и автотрансформаторов;

- обогрев, освещение и вентиляция помещений (ОПУ, ЗРУ, ОВБ, аккумуляторной и т.д.);

-   освещение территории…

К трансформаторам собственных нужд могут подключаться только потребители подстанции, которые обеспечивают исключительно её работу (релейная защита, сигнализация, освещение подстанции). Без трансформаторов собственных нужд эксплуатация подстанции запрещена, необходимость установки и место расположения трансформаторов собственных нужд строго определены проектной документацией при строительстве подстанции.

Место установки измерительного комплекса, состав и расположение подстанционного оборудования тоже были определены проектной документацией и, впоследствии, не менялись. Изначально всё подстанционное оборудование (силовые трансформаторы, трансформаторы собственных нужд, релейная защита, масляные выключатели и т.д.) было подключено до измерительного комплекса, о чем было известно сетевой организации, что подтверждается указанными выше документами о технологическом присоединении.

Однако, в нарушение действующих норм, сетевая организация объем потребленной электроэнергии на собственные нужды подстанции (т.е. технологические потери) относит на безучетное потребление электроэнергии, указывая на отсутствие приборов учетов на трансформаторах собственных нужд, о чем были составлены акты о безучетном потреблении электроэнергии. Указанные акты были подписаны со стороны потребителя, но при более детальном изучении впоследствии было предложено сетевой организации их отозвать ввиду отсутствия безучетного потребления электроэнергии. На требование ООО «ФКСМ» отозвать акты о безучетном потреблении электроэнергии сетевая организация ответила отказом.

Более того, в адрес ООО «ФКСМ» сетевой организацией была предоставлена ведомость электропотребления потребителей юридических и приравненных к ним лиц за период с 01.12.2015 по 31.12.2015. Рассмотрев данные документы, ООО «ФКСМ» сообщило филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» о незаконности их составления.

Интегральные акты снятия показаний приборов учета электрической энергии, составляемые и подписываемые полномочными представителями ПАО «МРСК Центра» и ООО «ФКСМ», ежемесячно в установленные п. 161 Основных положений, и п.3.3.6. договора энергоснабжения от 20.03.2015 №Д01 направляются в адрес гарантирующего поставщика.

Акт снятия показаний приборов учета электроэнергии от 01.01.2015 был подписан со стороны комбината и сетевой организации и направлен для произведения расчетов в адрес ООО «ТЭК-Энерго» в предусмотренный договором энергоснабжения срок.

Поступивший 14.01.2016 в адрес ООО «ФКСМ» документ «ведомость электропотребления потребителей юридических и приравненных к ним лиц за период с 01.12.2015 по 31.12.2015» не предусмотрен действующим договором энергоснабжения и законодательством РФ в сфере электроэнергетики и не отражает объем потребленной комбинатом электроэнергии, и более того, противоречит выданному гарантирующим поставщиком счету-фактуре.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Основных положений под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Процедура составления акта о безучетном потреблении электрической энергии и порядок определения объема безучетного потребления электрической энергии определены в Положении от 04.05.2012 N 422.

Таким образом, предложенный к подписанию расчет о неучтенном потреблении (безучетное потребление) противоречит требованиям действующего законодательства РФ. 

Доказательств, подтверждающих осуществление заявителем несанкционированного вмешательства в работу приборов учета или иных действий,  которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии, в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 173 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 Основных положений.

Пунктом 174 основных положений установлено, что сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца гарантирующего поставщика о включенных в разработанный ее план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц в точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщики, которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.   Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации ответ, содержащий:

- согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках) либо предложение об изменении состава планируемых к проверке обслуживаемых им точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень обслуживаемых им точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки;

- перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

Из материалов дела следует, что проверка в отношении абонента ООО "ФКСМ" проведена 04.12.2015. Указанная проверка по объяснениям ПАО «МРСК Центра» является плановой.

Вместе с тем, ни плана-графика проверок, ни ответа гарантирующего поставщика о согласии с планом-графиком проверок расчетных приборов учета Ответчик  в материалы дела не представил. На сайте филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» план-график проверок также не обнаружен. Такого самостоятельного вида проверки как проверка «вторичных цепей учета электроэнергии» (письмо ПАО «МРСК Центр» от 27.11.2015 № МР1-БР/22-2-03/6957) Основными положениями не предусмотрено.

Согласно пункту 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

В акте проверки приборов учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора);

характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Акт проверки приборов учета по результатам проверки представителями сетевой организации не составлен

Таким образом, проверка приборов учета электроэнергии 04.12.2015г. проведена  с нарушением требований, установленных п. 176 Основными положениями.

Наличие у сетевой организации права на осуществление контрольных проверок приборов учета корреспондирует с ее обязанностью по составлению такого акта с соблюдением законодательно установленного порядка. Сетевой организации для соблюдения процедуры проведения проверки объектов электрического хозяйства потребителя недостаточно получить фактический доступ к осматриваемому оборудованию, т.к. результаты осмотра при таких условиях не будут иметь соответствующих правовых последствий.

Следовательно акты о безучетном потреблении электроэнергии № 32-БР 22-295, № 32-БР 22-296 от 04.12.2015г. составлены Ответчиком с нарушением процедуры, установленной Основными положениями.

Довод ПАО «МРСК Центра» о том, что безучетное потребление электрической энергии было вызвано отсутствием приборов учета на ТСН 1, ТСН 2 и наличие таких приборов учета является обязательным согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), шестое издание (пп.4 п.1.5.11), является несостоятельным в виду следующего.

В соответствии п.144 Основных положений в случае установки приборов учета электрической энергии не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, сетевой организацией осуществляется расчет объема потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.

Требования Шестого издания ПУЭ является обязательным для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. В соответствии с п. 1.1.1 ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжение до 750кВ, том числе на специальные электроустановки.

Требования ПУЭ рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электорустановки.

Таким образом, нормы ПУЭ не распространяются на потребителей электроэнергии, носят рекомендательный характер и определяют месторасположение узлов учета трансформаторной подстанции, а не их обязательное наличие.

Сетевая организация принимала участие при вводе в эксплуатацию ПС35/6 кВ «ЗКДТ» ежегодно проводила проверки приборов учета (акты в материалах дела), ежемесячно снимала показания приборов учета электроэнергии, замечаний по поводу отсутствия приборов учета на трансформаторах собственных нужд не возникало.

Кроме того, приложением 2 к договору энергоснабжения №Д01 от 20 марта 2015 г. предусмотрено, что расчет величины потерь в трансформаторах Покупателя осуществляется сетевой организацией (расчетным путем), объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний указанного прибора учета, корректируется (увеличивается) на величину потерь электрической энергии.

Таким образом, в рассматриваемом случае возможность безучетного потребления отсутствует, поскольку электроэнергия, поступая  от ПС «Цементная» (согласно пояснениям ответчика электроснабжение заявителя осуществляется в основном от ПС «Цементная») распределяется по всем устройствам электроустановки, в том числе силовым трансформаторам и трансформаторам собственных нужд и учитывается приборами учета, установленными на вводе 1 и вводе 2.

Доказательств нарушения договора энергоснабжения и вмешательства в схему электроснабжения энергоустоновок  ПАО «МРСК Центра» не представлено, схема разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, представленной ПАО «МРСК Центра» в качестве схемы энергоустановок заявителя,  таковым не является.

Графики почасовых объемов потребления электроэнергии Комиссия Брянского УФАС России не принимает в качестве доказательства по делу, так как составление данных графиков не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие-либо объективные данные и доказательства, позволяющие утверждать о наличии как самого нарушения так и вины в этом нарушении заявителя, которые привели к искажению данных об объемах потребления электрической энергии.

На основании вышеизложенного ПАО «МРСК-Центра» в рассматриваемом случае необоснованно составило акты о безучетном потреблении электроэнергии №32-БР-22-295 и  №32-БР-22-296 от 04.12.2015г., чем нарушило права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ России № от 27.06.2008 г. ПАО «МРСК-Центра» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч. 5 ст. 5 ФЗ № 135 "О защите конкуренции").

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, Брянское УФАС России в действиях ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Брянскэнерго» усматривает нарушение ч. 1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, ст.39.1 частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48.1,  частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

           1.  В соответствии со ст.49 ФЗ «О защите конкуренции» признать в действиях ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Брянскэнерго» нарушение ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в проведении проверки приборов учета электроэнергии 04.12.2015г.  с нарушением требований, установленных п. 176 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, а также в необоснованном и  в  отсутствие законодательно установленной возможности составлении актов  о безучетном потреблении электроэнергии №32-БР-22-295 и  №32-БР-22-296 от 04.12.2015г., путем отзыва указанных актов о неучтенном потреблении электроэнергии №32-БР-22-295 и  №32-БР-22-296 от 04.12.2015г.

   2. В соответствии со ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» выдать ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Брянскэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва актов №32-БР-22-295 и  №32-БР-22-296 от 04.12.2015г. о неучтенном потреблении электрической энергии (мощности) юридическим лицом (гражданином), использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

  

Председатель комиссии                                                                                 Н.А.Новикова

                                                                    

Члены комиссии:                                                                                              Н.Н.Новиков

 

Ю.В.Горьковенко

 

                                                                                                                            Е.А. Исакова

 

                                                                                                                     

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

За не выполнение в срок законного решения антимонопольного органа ч.2.6 ст.19.5 КоАП установлена административная ответственность.

 

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны