Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 50 в порядке,... от 9 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 50 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении закупки у единственного поставщика № 31502728868 от  04.09.2015г. по лоту № ДР-15П.2014 «Выполнение работ по поддержке бортового борудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС»

 

08 октября 2015г.                                                                                                      г. Брянск                                                              

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – Комиссия)  в составе:

Председатель комиссии:

"............"

Члены комиссии:

"........"

"........"

"........."

при участии представителей АО «Транснефть-Дружба (…) и  отсутствии заявителя - ООО «АЛЬФАТЭК»  (уведомлено надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО «АЛЬФАТЭК» на действия заказчика АО «Транснефть-Дружба» при проведении закупки у единственного поставщика № 31502728868 от 04.09.2015г. по лоту № ДР-15П.2014 «Выполнение работ по поддержке бортового оборудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС»,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес УФАС по Брянской области 01.10.2015 года поступила жалоба ООО «АЛЬФАТЭК»  на действия заказчика АО «Транснефть-Дружба» при проведении закупки у единственного поставщика № 31502728868 от 04.09.2015г. по лоту № ДР-15П.2014 «Выполнение работ по поддержке бортового оборудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС».

По мнению Заявителя в документации закупки отсутствует указание на основании какого закона проводилась закупка, отсутствует обоснование применения процедуры закупки у единственного поставщика, обоснована лишь малая часть максимальной суммы контракта в размере 201575,85 рублей, обозначены наименования поставляемого товара, не проведена процедура сопоставления рыночных цен, не применен ни один из методов согласно законодательству для формирования начальной максимальной цены закупки, общая цена данной закупки выходит за рамки годовых ограничений, установленными законами РФ в сфере закупок у единственного поставщика.

Рассмотрев материалы жалобы, документы, представленные организатором закупки и заявителем, заслушав доводы представителя, Комиссия Брянского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, в том числе для субъектов естественных монополий, установлены ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

АО "Транснефть-Дружба" включено в реестр  субъектов естественных монополий на основании решения  Правления ФЭК России от 14 октября 1997 года.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением  о закупке товаров, работ, услуг  АО «Транснефть – Дружба», утвержденным решением  Совета директоров АО «Транснефть – Дружба» от 19.06.2015 года (далее - Положение о закупке), и размещенным на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.

Как следует из материалов дела, АО «Транснефть - Дружба» 04.09.2015 разместило извещение и документацию о Закупке на официальном сайте http://zakupki.gov.ru со сроком предоставления документации о закупке 10.09.2015.

В соответствии с извещением предмет договора – выполнение работ по поддержке бортового оборудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС; начальная (максимальная) цена договора 15000000 руб. (без учета НДС)  и 17700000 руб. (с учетом НДС).

10.09.2015 по указанной закупке поступила 1 (одна) заявка на участие в закупке ПАО «НИС».

10.09.2015 Конкурсной комиссией АО «Транснефть - Дружба» заявка участника ПАО «НИС» вскрыта.

01.10.2015 на основании решения Конкурсной комиссии по данной закупке с ПАО «НИС» заключен договор.

Комиссия приходит к выводу о несоответствии доводов, изложенных  в жалобе, обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства в виду следующего.

 АО «Транснефть - Дружба» как субъект естественной монополии, осуществляя свою деятельность в области закупки товаров, работ, услуг, руководствуется требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223-Ф3). Информация о проведении рассматриваемой закупки в соответствии с ФЗ № 223-Ф3 размещена на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в основной карточке закупки реестра закупок и заказов, что подтверждает представленным скриншотом сайта.

Таким образом, довод заявителя  об отсутствии в размещенной информации о закупке указания на основании какого закона осуществляется закупка  Комиссия считает несостоятельным.

Раздел 11 Положения о закупке содержит перечень случаев, когда заказчик, организатор закупки, вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом действующим законодательством и Положением о закупке возможность закупки способом «закупка у единственного поставщика», осуществляемой в рамках ФЗ № 223-Ф3, не  ограничивается какими-либо условиями, в т.ч. количеством заключаемых таким способом договоров или ценой договора, суммой договоров за календарный год и т.д.

В соответствии с п. 11.1.16 Положения о закупке заказчик, организатор закупки руководствуясь принципами, предусмотренными ФЗ № 223-Ф3, вправе осуществить закупку товаров, работ, услугу единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если осуществляется закупка работ и услуг по технической поддержке и сопровождению автоматизированных, информационных и информационно-технологических систем у подрядчика (исполнителя), являющегося разработчиком такой системы или внедрившего такую систему в интересах заказчика.

В силу ст. 1297 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ,

которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Согласно договору от 29.06.2011 года, представленному в материалы дела,  ПАО «НИС» является автором результата работ по созданию системы мониторинга ГЛОНАСС с реализацией и адаптацией на конкретных объектах. Дополнительным соглашением № 8 к Договору на выполнение опытно-конструкторских работ стороны: ОАО «АК «Транснефть» и ПАО «НИС» согласовали выполнение работ по созданию системы на объектах Принципала - АО «Транснефть -Дружба».

В силу п. 7.1 Договора право собственности на созданный в соответствии с настоящим Договором результат работ принадлежит Принципалам, исключительное право на использование охраняемых патентом Объектов промышленной собственности, созданных в процессе работ по договору, кроме права авторства, принадлежит Принципалу, а по их соглашению может быть передано третьим лицам. Передача результатов работ третьей стороне может быть осуществлена Исполнителем только с предварительного письменного согласия Заказчика.

В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком исключительное право на произведение передано заказчику или указанному им третьему лицу, подрядчик (исполнитель) вправе использовать созданное им произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права (ст. 1297 ГК РФ).

Таким образом, для выполнения работ по поддержке бортового оборудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС в рамках Закупки № ДР-15П.2014 необходимо оформление права на использование результата интеллектуальной деятельности.

Согласно позиции АО «Транснефть - Дружба» в настоящее время таким лицом является только ПАО «НИС», как автор результата работ по договору на выполнение опытно-конструкторских работ, в связи с чем является нецелесообразным поиск альтернативных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на выполнение закупаемых работ.

Согласно требованиям ст. 4 Федеральный закон №223-Ф3 обоснование закупки способом у единственного поставщика не включено в перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке.

Таким образом, доводы заявителя  об отсутствии в конкурсной документации обоснования применения процедуры закупки у единственного поставщика и превышения общей цены данной закупки над  годовыми ограничениями, установленными законами РФ в сфере закупок у единственного поставщика, Комиссия считает несостоятельными.

Доводы заявителя об обосновании части максимальной суммы контракта в размере 201575,85 рублей, указания наименования поставляемого товара, не проведении процедуры сопоставления рыночных цен, не применении методов согласно законодательству для формирования начальной максимальной цены закупки Комиссия отклоняет в виду следующего.

Согласно  извещению о закупке  цена  закупки  сформирована  из двух составляющих: непосредственно суммы договора и суммы единичных расценок на работы, запасные части и материалы.

Согласно позиции АО «Транснефть - Дружба»  в указанной Закупке заказчик определил предельную цену договора, или начальную (максимальную) цену и цену за единицу товара (работы, услуги), поскольку не может определить точный (необходимый) объем закупаемых товаров, работ, услуг. В договоре указан механизм согласования открытых условий, в частности, что выполнение работ будет осуществляться по заявкам заказчика, в которых будет конкретизироваться количество (объем) закупаемой работы. При этом в количественном выражении работа определяется исходя из предельной цены договора и цены за единицу товара.

Таким образом, АО «Транснефть - Дружба» в закупке указало начальные единичные расценки по отдельным товарам (работам, услугам), их этапам, группам как прямые затраты в денежном выражении на выполнение единицы вида работ и единицы стоимости материалов в сумме 201575,85 рублей с НДС и общую сумму закупки (договора) 17700000 рублей с НДС или 15000000 руб. без учета НДС на весь предусмотренный договором объем закупаемой работы в течение срока действия договора.

Требованиями ФЗ № 223-ФЗ, Положением о закупке не предусмотрена необходимость обоснования в документации о закупке начальной (максимальной) цены  договора.

В силу п. 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона №223-Ф3 в отношении формирования начальной (максимальной) цены договора предусмотрена обязанность заказчика по указанию в документации о закупке сведений о порядке ее формирования - с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В связи с чем, АО «Транснефть - Дружба» в п. 8 извещения о Закупке указало, что цена договора (лота) сформирована с учетом расходов на выполнение работ, страхование, уплату всех налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Также требованиями ФЗ № 223-ФЗ, Положением о закупке не предусмотрена необходимость проведения процедуры сопоставления рыночных цен (анализа рынка), применения методов для формирования начальной максимальной цены закупки при проведении закупок в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ  установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ).

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм Закон о закупках № 223-ФЗ не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

В связи с этим действия заказчика, указавшего в документации конкретные наименования товаров,  не противоречат ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ, из которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, Комиссия приходит  к выводу, что АО «Транснефть - Дружба» при проведении при проведении закупки у единственного поставщика № 31502728868 от 04.09.2015г. по лоту № ДР-15П.2014 «Выполнение работ по поддержке бортового оборудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС» не нарушило требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупках АО «Транснефть-Дружба».

Кроме того Комиссия обращает внимание на следующее.

Согласно  ст. 18.1. действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «АЛЬФАТЭК» не является лицом, подавшим заявку на участие в закупке, кроме того, жалоба не содержит указания на то, что права или законные интересы заявителя могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «АЛЬФАТЭК», получив информацию на официальном сайте http://zakupki.gov.ru о размещении извещения и документации о закупке № ДР-15П.2014 «Выполнение работ по поддержке бортового оборудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС» имело возможность получить у АО «Транснефть - Дружба» документацию о закупке в период с 04.09.2015 по 10.09.2015, получить разъяснения документации о закупке, направить заявку в соответствии с требованиями Инструкции для участника закупки по подготовке заявки на участие в закупки способом у единственного подрядчика, исполнителя.

В соответствии с требованиями п. 11.4 Положения о закупке  в случае выявления альтернативных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) организатор закупки вправе до заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществить закупку иным способом закупки, предусмотренным настоящим Положением.

Таким образом, в случае получения иных заявок, в   том числе  заявки ООО «АЛЬФАТЭК» на участие в данной закупке, АО «Транснефть - Дружба» с учетом требований п. 11.4 Положения вправе было осуществить закупку иным способом закупки, предусмотренным Положением о закупке.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АЛЬФАТЭК»  на действия заказчика АО «Транснефть-Дружба» при проведении закупки у единственного поставщика № 31502728868 от 04.09.2015г. по лоту № ДР-15П.2014 «Выполнение работ по поддержке бортового оборудования автоматизированной системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня  принятия решения.

        

Председатель Комиссии                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны