Решение б/н Решение по жалобе № № 032/10/18.1-1325/2022 ООО ЧОП «Сармат»... от 18 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Членам комиссии ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области»

 

Заказчик:

ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области»

 

Заявитель жалобы:

ООО ЧОП «Сармат»

 

АО «Единая электронная торговая площадка»

 

info@roseltorg.ru  

                      

         Решение по жалобе № № 032/10/18.1-1325/2022 ООО ЧОП «Сармат» на действия членов закупочной комиссии ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» (извещение №32211935805)

 

«13» января 2023 года                                                                                                      г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)  в составе:

Заместитель председателя комиссии:

«» заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

«» главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

«» главный государственный инспектор отдела товарных и финансовых рынков;

«» – специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков.

В присутствии:

представителя заказчика ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» «», действующего на основании доверенности №285от 26.12.2022,

директора ООО ЧОП «Сармат» «». на основании Приказа о вступлении в должность №1К от 11.10.2018;

представителя заявителя ООО ЧОП «Сармат» адвоката «»., действующего на основании доверенности №б/н от 01.12.2022,

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Сармат» на действия членов закупочной комиссии ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» (извещение №32211935805), в части рассмотрения заявок с нарушением требований установленных в документации о закупке, после продления срока рассмотрения жалобы до 10 часов  30 минут 13.01.2023,

установила:

22.12.2022 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба ООО ЧОП «Сармат» на действия членов закупочной комиссии ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» (извещение №32211935805).

Как следует из жалобы, заказчиком в пункте 11 раздела 1.3 «Информационная карта

конкурса» в документации на проведение конкурса установлено следующее:

 

«Участник закупки представляет в составе заявки заверенные копии договоров в полном объеме, актов о приемке выполненных работ за три года, дополнительными соглашениями, предшествующих году объявления настоящего открытого конкурса в электронной форме, то есть за декабрь 2019-2022 годы (включительно) в формате PDF. Один договор со всеми приложениями к договору, а так же акты оказанных услуг в рамках выполнения данного договора - 1 файл, неисполнения данного требования влечет отказ в приеме к рассмотрению документа».

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 16.12.2022г. участник закупки (Заявка №973180 - ООО «ЧОО «Экскалибур») не предоставил в установленном формате PDF копии договоров, актов о приемке выполненных работ (Один договор со всеми приложениями к договору, а так же акты оказанных услуг в рамках выполнения данного договора - 1 файл), в связи с чем Заказчиком не было отказано в приеме к рассмотрению документов указанного участника.

Заявитель считает, что комиссия Заказчика при подведении итогов конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в зданиях Государственном автономном учреждении дополнительного образования «Центр технического творчества Брянской области» и прилегающей территории в 2023 году, нарушила критерии оценки и сопоставление заявок на участие в закупке.

Заказчиком в конкурсной процедуре, порядок оценки по критериям «Опыт работы в денежном выражении» и «Опыт работы по количеству договоров», носит дискриминационный характер и сдерживает добросовестную конкуренцию. Наличие в документации указанных критериев оценки, учитывая его значимость, создает неконкурентный характер проводимого конкурса и лишает смысла участвовать в данной процедуре иным хозяйствующим субъектам, имеющий небольшой опыт работы по предмету закупки.

Основание для установления порядка оценки заявок по показателям: «Опыт работы в денежном выражении» и «Опыт работы по количеству договоров» не соответствуют критерию объективности и нормативности, поскольку Заказчик не приводит доводов, свидетельствующих о том, что иные хозяйствующие субъекты (помимо того, с кем у Заказчика ранее был заключен подобный контракт) не могут надлежащим образом исполнить работы в рамках закупки.

В настоящем случае условия конкурсной документации привели к созданию для конкретного участника конкурентной процедуры преимущественных условий участия, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", поскольку предъявление к участникам закупки требований, изначально необоснованно ставящих этих участников в неравное положение, объективно ведет к несоблюдению закрепленных в указанной норме принципов, так как лишает таких участников возможности одержать победу, учитывая величину значимости критериев, которому может соответствовать только один участник.

 

 

Кроме того, считаем, что основание для установления порядка оценкГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» не согласно с доводами заявителя.

ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли» не согласно с доводами заявителя и в возражениях от 27.12.2022 №3741-ЭП/22,  устных пояснениях указало следующее:

Согласно 223-ФЗ, Положения о закупке товаров, работ и услуг, Заказчик в документации устанавливает требования к участнику закупки и составу заявки. В разделе 11 информационной карты подробно расписан порядок оценки заявок и критерии оценки, в соответствии с действующим Положением о закупке Заказчиком. В п. 14 конкурсной документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В случае не понимания положений документации Участник закупки в праве обратиться за разъяснениями в установленном Законом способом.

Протокол, составляемый комиссией по закупкам в ходе осуществления конкурентной закупки (этапа конкурентной закупки), должен содержать установленный законом перечень сведений. При этом, конкретной формы, требований к указанию/не указанию шаблона размещения информации не предусмотрено.

Заказчик сверх установленных требований разместил в протоколах перечень представленных документов в заявках. Данная информация изложена в произвольной форме в ознакомительных целях, а также в целях придания закупке большей прозрачности. При размещении в протоколе перечня документов, приложенных к заявке ООО «ЧОО «Экскалибур», допущена техническая опечатка и указано, что копии договоров, актов о приемке выполненных работ  представлены не в установленном формате PDF.

Факт технической ошибки и представления ООО «ЧОО «Экскалибур» надлежащих документов подтверждается сведениями из личного кабинета участника закупки и скриншотами.  

По итогам закупки договор не заключен.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) заказчик ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг, регулируется названным законом.

Закупочная деятельность заказчика ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» утвержденным Протоколом заседания наблюдательного совета ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» от «29» декабря 2022 г. № 71.

Порядок проведения конкурса в электронной форме установлен Разделом IV Положения.

08 декабря 2022 г. на официальном сайте единой информационной системы (https://zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении конкурса в электронном виде на право заключения договора оказания охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в зданиях Государственном автономном учреждении дополнительного образования «Центр технического творчества Брянской области» и прилегающей территории в 2023 году (извещение №32211935805).

Заказчиком в информационной карте документации о закупке установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, так в частности: в качестве надлежащего подтверждения выполнения аналогичных работ Участник закупки представляет в составе заявки заверенные копии договоров в полном объеме, актов о приемке выполненных работ за три года, дополнительными соглашениями, предшествующих году объявления настоящего открытого конкурса в электронной форме, то есть за декабрь 2019-2022 годы (включительно) в формате PDF. Один договор со всеми приложениями к договору, а так же акты оказанных услуг в рамках выполнения данного договора - 1 файл, неисполнения данного требования влечет отказ в приеме к рассмотрению документа. Один договор со всеми приложениями к договору, а так же акты оказанных услуг в рамках выполнения данного договора - 1 файл, неисполнения данного требования влечет отказ в приеме к рассмотрению документа.

С целью проверки довода жалобы о ненадлежащем формате копий договоров, актов о приемке выполненных работ,  приложенных к заявке ООО «ЧОО «Экскалибур», Брянским УФАС  России у оператора электронной площадки – АО «Единая электронная площадка» и у заказчика была запрошена вторая часть заявки, находящаяся в личном кабинете ООО «ЧОО «Экскалибур».

При обозрении представленных документов комиссия установила, что копии договоров, актов о приемке выполненных работ,  приложенные к заявке ООО «ЧОО «Эскалибур» представлены в формате PDF.

Таким образом, довод заявителя о том, что ООО «ЧОО «Экскалибур» не предоставил в установленном формате PDF копии договоров, актов о приемке выполненных работ не нашел своего подтверждения.

Не нашел подтверждения и довод ООО ЧОП «Сармат» о неправомерности установления в документации критерия «Опыт работы в денежном выражении» и «Опыт работы по количеству договоров».

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, включая разработку положения о закупке, в частности, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции (пункт 2); целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3).

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 N 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 N 305-ЭС20-24221, от 23.04.2021 N 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423).

При этом Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Установленный ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» критерий наличия опыта выполнения аналогичных услуг и способы подтверждения соответствия не препятствуют участию в конкурсе, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса лиц, наиболее соответствующих потребностям заказчика, и отвечают целям эффективного использования источников финансирования.

Заказчику законодательством о закупках предоставлено право на разработку и утверждение закупочной документации, предусматривающей дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств. Так, условие о необходимости подтверждения факта исполнения договоров в требуемых характере и объеме не свидетельствует о создании неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Кроме того,  из материалов жалобы не усматривается обстоятельств направленности действий заказчика на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции с учетом вышеприведенных положений законодательства.

Иные доводы ООО «ЧОП Сармат» не заявлены.

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также  при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

 

1. Жалобу ООО ЧОП «Сармат» на действия членов закупочной комиссии ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов учреждения, в отношении которого установленные обязательные требования к антитеррористической защищённости, сохранность жизни и здоровья людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГАУДО «Центр технического творчества Брянской области» (извещение №32211935805), в части рассмотрения заявок с нарушением требований установленных в документации о закупке, неправомерного установления в документации критерия «Опыт работы в денежном выражении» и «Опыт работы по количеству договоров», признать необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны