Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-1086/2022 о нарушении требовани... от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «АМПИР»

«………»

 

ГКУ «УКС Брянской области»

«……..»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……….»

 

АО «ЕЭТП»

«………»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/106-1086/2022

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«21» ноября 2022 года                                                                                                г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Заместителя председателя комиссии: «……..»

Членов Комиссии: «……….»

в присутствии:

«……….»- представителя заказчика ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области», действующего на основании доверенности от 18.11.2022 года;

«………….» – представителя заявителя ООО «АМПИР», действующего на основании доверенности от 15.11.2022;

в отсутствие представителей уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,

рассмотрев жалобу заявителя ООО «АМПИР» на действия заказчика ГКУ «УКС Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов для объекта “Лечебный корпус городской больницы №4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска" за № 0127200000222006432 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установила:

08.11.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов для объекта “Лечебный корпус городской больницы №4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска" за № 0127200000222006432.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 299 570,73 рублей.

Электронный аукцион за № 0127200000222006432 признан несостоявшимся, поскольку до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.

Заявитель ООО «АМПИР» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика ГКУ «УКС Брянской области», поскольку:

во-первых, потребностью заказчика в рамках рассматриваемой закупки является товар производства М-Technology, модель MT – 5000L, однако, по позиции 22 «Описания объекта закупки» заказчиком установлены недостоверные значения характеристик на закупаемый товар согласно данным производителя;

во-вторых, заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства РФ N 616), поскольку указанный запрет применяется исключительно к медицинским маскам, но не к закупаемым в рамках данного аукциона товарам.

Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, заявителя, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» не нарушены положения п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку требования, установленные к закупаемому оборудованию, обусловлены потребностью заказчика и данным требованиям соответствуют товары нескольких производителей.

В соответствии с ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов.

Приложением к извещению об осуществлении закупки «Описание объекта закупки» установлены требования к оборудованию.

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования КТРУ).

В соответствии с пп. "в" п. 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Таким образом, при осуществлении закупки заказчик обязан применять КТРУ. Правила предусматривают, что описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии с КТРУ.

Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком применена информация, включенная в код позиции КТРУ:         32.50.50.190-00001038 «Машина моющая/дезинфицирующая для эндоскопов».

С учетом требований п. 5 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Учитывая, что указанная позиция КТРУ не содержит характеристик товара, следовательно, заказчик вправе в соответствии с требованиями пункта 5 Правил использования КТРУ осуществить описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в извещение аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.

В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Установлено, что заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» было получено 2 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК.

Так, заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» был направлен запрос исх. № 3129 от 19.10.2022г. (с указанием технических характеристик оборудования).

 От диллеров и поставщиков данного вида оборудования было получено 2 (два) коммерческих предложения: ООО «Эксперт Медикал» (ответ с подтверждением технических характеристик) на оборудование Bandeq CYW-501, производства Choyang Medical Industry Ltd, Республика Корея, ООО «Дельрус центр» (ответ с подтверждением технических характеристик) на оборудование M-Technology, модель MT-5000L.

Таким образом, как минимум две модели разных производителей соответствуют техническим характеристикам, установленным заказчиком.

Ссылка заявителя на установление недостоверных значений характеристик на закупаемый товар согласно данным производителя на оборудование M-Technology, модель MT-5000L по п. 22 «Описания объекта закупки» не принят Комиссией Брянского УФАС России, поскольку:

Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Однако, заявителем в рамках рассмотрения жалобы не представлено доказательств установления заказчиком недостоверных значений характеристик на закупаемый товар.

Кроме того, довод заявителя о том, что потребностью заказчика в рамках рассматриваемой закупки является товар производства М-Technology, модель MT – 5000L не принят Комиссией Брянского УФАС России, поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не указана конкретная модель оборудования, а также  довод о том, что техническому заданию по совокупным характеристикам удовлетворяет, только оборудование производства M-Technology, модели MT- 5000L не подтверждается фактическими доказательствами по делу.

Как было ранее установлено Комиссией Брянского УФАС России, как минимум две модели разных производителей соответствуют техническим характеристикам, установленным заказчиком.

Таким образом, довод заявителя о том, что потребностью заказчика в рамках рассматриваемой закупки является товар производства М-Technology, модель MT – 5000L, однако, по позиции 22 «Описания объекта закупки» заказчиком установлены недостоверные значения характеристик на закупаемый товар согласно данным производителя, не нашел подтверждения в рамках рассмотрения жалобы.

2. Заказчиком ГКУ «Управление капитального строительства Брянской области» нарушены положения ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также п.15) ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, поскольку:

во-первых, заказчиком неправомерно установлен в извещении о закупке запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.

Постановлением Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).

Согласно Извещению о закупке предметом электронного аукциона является поставка изделий медицинского назначения (машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов) с кодом ОКПД2-32.50.50.190.

Однако, в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, входят изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки, с кодом ОКПД2 - 32.50.50.190 только в отношении медицинских масок.

Таким образом, поскольку в рамках проведения рассматриваемого электронного аукциона к поставке требуются не медицинские маски, а изделия медицинского назначения (машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов), следовательно, установление заказчиком в извещении о закупке запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 является не правомерным.

Во-вторых, заказчиком в извещении о закупке не установлены условия допуска закупаемого товара в соответствии с Приказом N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Приказ № 126н).

Приказом Минфина России N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Приказ N 126н).

Согласно Извещению о закупке предметом электронного аукциона является поставка изделий медицинского назначения (машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов) с кодом ОКПД2-32.50.50.190.

Код 32.5 включен в перечень согласно приложению N 1 Приказа 126н, следовательно заказчик обязан установить в извещении об осуществлении закупки условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в соответствии с Приказом № 126н.

Исходя из анализа извещения об осуществлении закупки, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении о проведении закупки не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию РФ в соответствии с требованиями Приказа 126н.

Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу заявителя ООО «АМПИР» на действия заказчика ГКУ «УКС Брянской области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов для объекта “Лечебный корпус городской больницы №4 по ул. Бежицкой в Советском районе г. Брянска" за № 0127200000222006432 частично обоснованной, в части неправомерного установления в извещении о закупке запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГКУ «Управление капитального строительства по Брянской области» нарушения положений ч.3 ст. 14, п.15) ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 616, Приказа № 126н.

3. Выдать заказчику ГКУ «Управление капитального строительства по Брянской области», уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» предписание об устранении выявленных нарушений ч.3 ст. 14, п.15) ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 616, Приказа № 126н.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель председателя комиссии                                                         «…………»

 

 

Члены комиссии                                                                                                        «………..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны