Решение б/н РЕШЕНИЕ от 6 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                         г. Брянск

 

Резолютивная часть решения оглашена  «24»  сентября 2015г.

В полном объеме решение изготовлено  «06» октября 2015г.

 

Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

(…)

Члены Комиссии:

(…),

рассмотрев дело № 54 в отношении ОАО «Газпром газораспределение Брянск», возбужденное по признакам нарушения 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии (…)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Брянского УФАС России 10.06.2015г. поступила жалоба гражданки (…)  на действия  ОАО «Газпром газораспределение Брянск».

Из заявления следует, что заявитель 15.04.2015г. обратился в адрес ОАО «Газпром газораспределение Брянск» за выдачей технических условий (далее - ТУ) на замену в принадлежащей ей квартире газового оборудования - водонагревателя газового проточного на двухконтурный газовый котел с максимальной планируемой величиной подключаемой нагрузки в 4 куб. м/час по адресу: (…).  ОАО «Газпром газораспределение Брянск» исх. № АР-06/90 от 21.04.2015г. и  исх. № АР-04/100 от 07.05.2015г.  в адрес заявителя направило письма, в которых рекомендовало обратиться в органы местного самоуправления, эксплуатирующую и теплоснабжающую организацию, тем самым отказало в выдаче ТУ.

На рассмотрении дела (…) пояснила,  что считает отказ ОАО «Газпром газораспределение Брянск» от рассмотрения запроса о получении технических условий по существу не соответствующим нормативным правовым актам и препятствующим реализации ее права на переход от централизованной системы теплоснабжения квартиры на индивидуальную систему теплоснабжения.

Представители ответчика с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Брянск» нарушения антимонопольного законодательства не согласились,  пояснили,  что ответчик не является лицом,  обязанным в данном случае рассматривать запрос о получении технических условий  ввиду отсутствия норм права,  возлагающих на него такую обязанность,  указали,  что технические условия могли быть выданы обслуживающей многоквартирный дом организацией, в данном случае ООО «Любохонское ЖЭУ».

Статьями 39, 41 Закона о защите конкуренции определено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

Данные технические условия запрошены с целью перехода от централизованной системы теплоснабжения квартиры на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором, отвечающим требованиям п. 44 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 307.

На основании пункта 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данная норма закона носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный пунктом 44 Правил N 307. Случаи, определенные схемой теплоснабжения, являются исключительными и учитываются тогда, когда к рассматриваемой ситуации не подлежит применению общее правило, установленное пунктом 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ.

В соответствии с пунктом 44 Правил N 307 в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Комплекс работ и организационно-технических мероприятий по переходу от централизованной системы теплоснабжения квартиры в многоквартирном доме на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе с закрытой камерой сгорания связан с изменением технических параметров объекта и в этой связи отвечает признакам реконструкции объекта,  определенным в статье 1  Градостроительного кодекса РФ.

Работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений в части устройства и демонтажа системы газоснабжения,  работы по устройству наружных сетей газоснабжения в части ввода газопровода в здания и сооружения,  монтажа и демонтажа газового оборудования потребителей,  использующих природный и сжиженный газ,  включены в раздел III  «Виды работ по строительству,  реконструкции и капитальному ремонту» Перечня видов работ по инженерным изысканиям,  по подготовке проектной документации,  по строительству,  реконструкции,  капитальному ремонту объектов капитального строительства,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,  утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009  № 624.

Частями 6 и 7 статьи  48  Градостроительного кодекса РФ установлен порядок подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям,  строящимся,  реконструируемым.

Согласно названным нормам в случае,  если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения)  такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения,  для подготовки проектной документации необходимо получение технических условий,  которые предоставляются организациями,  осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения,  без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти,  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков,  если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о необходимости получения заявителем  технических условий на реконструкцию системы теплоснабжения квартиры с целью  замены водонагревателя газового проточного на двухконтурный газовый котел.

Отношения между организацией,  осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения,  органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков,  возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся,  реконструируемых или построенных,  но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,  включая порядок направления запроса,  порядок определения и предоставления технических условий,  а также критерии определения возможности подключения,  регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,  утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006  № 83  (далее также — Правила № 83).

Правила № 83  применяются также в случаях,  когда в результате строительства (реконструкции)  сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктами 6,  8  Правил № 83  определено,  что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия,  а также если истек срок действия технических условий,  выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка,  правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию,  осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения,  к которым планируется подключение реконструированного (построенного)  объекта капитального строительства,  для получения технических условий.  При этом запрос правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий должен содержать:  наименование лица,  направившего запрос,  его местонахождение и почтовый адрес;  нотариально заверенные копии учредительных документов,  а также документы,  подтверждающие полномочия лица,  подписавшего запрос;  правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);  информацию о границах земельного участка,  на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;  информацию о разрешенном использовании земельного участка;  информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции)  объектов капитального строительства,  соответствующих данному земельному участку;  необходимые виды ресурсов,  получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;  планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);  планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

Пункт 9  Правил № 83  возлагает на организацию,  осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения,  обязанность в течение 14  рабочих дней с даты получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого)  объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с абзацем 3  пункта 2  Правил № 83  под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов,  непосредственно используемых в процессе тепло-,  газо-,  водоснабжения и водоотведения.

Определение и предоставление технических условий подключения объекта капитального строительства к газораспределительным сетям,  а также само подключение является услугой по газоснабжению (решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2013  № ВАС-16018/12).

Правовые,  экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.03.1999  № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно статье 2  названного закона газоснабжение -  одна из форм энергоснабжения,  представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом,  в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа,  добыче,  транспортировке,  хранению и поставкам газа;  система газоснабжения -  имущественный производственный комплекс,  состоящий из технологически,  организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов,  предназначенных для добычи, транспортировки,  хранения,  поставок газа;  газораспределительная система -  имущественный производственный комплекс,  состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов,  предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;  независимая организация -  организация,  которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций -  собственников систем газоснабжения и организаций -  собственников газораспределительных систем;  газотранспортная организация -  организация,  которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов,  компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.11.2000  № 878,  определяют эксплуатационную организацию газораспределительной сети как специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям. (подпункт «и» пункта 3). 

В силу пункта 4  Правил поставки газа в Российской Федерации,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998  № 162  (далее — Правила № 162)  и регулирующих отношения между поставщиками и покупателями газа,  в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями,  технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией.

Пунктом 3  Правил № 162  определено,  что газораспределительные организации -  специализированные республиканские,  краевые,  областные,  городские,  межрайонные,  сельские организации,  занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий,  обеспечением покупателей газом,  а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;  газотранспортная организация -  обеспечивающая транспортировку газа организация,  у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях. Указанные организации устанавливают порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе и заключают договоры транспортировки газа с поставщиком (покупателем)  (пункты 8,  10  Правил № 162).

По смыслу приведенных правовых норм,  лицом,  обязанным по соответствующему запросу предоставить технические условия подключения к сетям газоснабжения,  является организация,  имеющая в собственности либо на ином законном основании сети газоснабжения (газораспределения)  и использующая такие сети для передачи газа.

В рассматриваемом случае организацией, обязанной рассматривать вопрос о выдаче технических условий заявителю, является ОАО «Газпром газораспределение Брянск»,  поскольку именно оно эксплуатирует сети газоснабжения,  присоединенные к соответствующим сетям многоквартирного дома,  находящегося по адресу:  (…),  осуществляя транспортировку газа в указанный дом на основании заключенного с поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» договора возмездного оказания услуг по транспортировке газа от 12.12.2014г.  № 23-ТРГ  по утвержденному регулятором тарифу.

Комиссия отклоняет довод ОАО «Газпром газораспределение Брянск» о том, что за получением технических условий заявитель могла обратиться к организации,  эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома,  находящегося по адресу:  (…),  то есть к ООО «Любохонское ЖЭУ»,  по следующим основаниям.

Как установлено пунктом 17  Правил № 83  в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения,  принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу,  которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее -  основной абонент),  технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией,  к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения.  По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация (абзац 1). 

По смыслу данной нормы лицо удовлетворяет понятию «основной абонент» при наличии одновременно двух условий:  1)  лицо обладает на праве собственности или на ином законном основании сетями инженерно-технического обеспечения;  2)  лицо является потребителем соответствующего вида ресурсов.

Как указал Верховный суд РФ в определении  от 11.05.2010г. № КАС10-197 как следует из содержания оспоренного п. 17 Правил № 83  технические условия подключения объекта капитального строительства к уже существующим сетям инженерно-технического обеспечения могут быть выданы как основным абонентом, т.е. лицом, которому они принадлежат на праве собственности или на ином законном основании, так и ресурсоснабжающей (сетевой) организацией. Однако в любом случае технические условия должны быть согласованы с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией.

Норма, содержащаяся в  пункте 17  Правил № 83, является диспозитивной, т.е.  заявитель за выдачей технических условий для  подключения вправе обратиться в  ресурсоснабжающую организацию  или к основному абоненту с последующим  согласованием с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией.

Кроме того, ООО «Любохонское ЖЭУ» не является потребителем природного газа,  поставляемого в  многоквартирный дом,  находящийся по адресу:  (…),  между ним и поставщиком газа на территории Брянской области ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» отсутствуют договорные отношения по газоснабжению данного дома. ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» заключает договоры на газоснабжение непосредственно с жильцами дома,  жильцы оплачивают за поставленный газ непосредственно поставщику по выставляемым им квитанциям.

При таких обстоятельствах ОАО «Газпром газораспределение Брянск» при получении запроса заявителя о выдаче технических условий надлежало руководствоваться пунктом 9  Правил № 83  и в течение 14  рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения реконструируемого  объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктами 12,  13  Правил № 83  в случае обращения правообладателя земельного участка,  который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,  если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия,  организация,  осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения,  определяет технические условия:  на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения,  а в точках взаимного присоединения -  совместно с организациями,  осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;  с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;  с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.  Возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует:  при наличии резерва пропускной способности сетей,  обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;  при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.  Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий,  за исключением случаев,  когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций,  осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

ОАО «Газпром газораспределение Брянск» приняло решение об отказе в рассмотрении запроса заявителя от 15.04.2015г.  о выдаче технических условий  и указало, что заявителю необходимо обратиться в органы местного самоуправления, управляющую компанию и теплоснабжающую организацию, выполнить проектные работы.

В ответ на претензию заявителя ОАО «Газпром газораспределение Брянск» исх. № АР-04/100 от 07.05.201г. повторно указало, что заявителю нет необходимости получать ТУ, технические условия обязана выдать эксплуатирующая газовые сети жилого дома по адресу: (…), организация  ООО «Любохонское ЖЭУ».

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Брянск», получив запрос заявителя о выдаче технических условий, не рассмотрело его по существу, не провело анализа резерва мощностей по производству газа и пропускной способности сетей газоснабжения.

Указанное деяние общества создало препятствие для решения вопроса о возможности осуществления перехода от централизованной системы теплоснабжения квартиры заявителя на индивидуальную систему теплоснабжения,  что привело к ущемлению законных интересов заявителя.

Выдача технических условий на подключение к сетям газоснабжения является составным элементом процедуры технологического присоединения к таким сетям.  В свою очередь,  технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче газа.  Следовательно,  технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности,  является нераздельной частью рынка передачи газа,  в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.

Транспортировка газа по трубопроводам статьей 4  Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ РФ ОАО «Газпром газораспределение Брянск»  включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

На основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При таких обстоятельствах вменяемое ОАО «Газпром газораспределение Брянск» деяние совершено на рынке услуг по передаче природного газа по эксплуатируемым данным обществом сетям газоснабжения,  на котором это общество занимает доминирующее положение.

Таким образом, Брянское УФАС в действиях ОАО «Газпром газораспределение Брянск»  установило нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

 

 1.  Признать ОАО «Газпром газораспределение Брянск» нарушившим часть 1  статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче природного газа в границах сети газоснабжения,  присоединенной к сетям газоснабжения многоквартирного дома,  находящегося по адресу:  (…),  в виде принятия необоснованного решения об отказе в рассмотрении по существу запроса гражданки (…) о получении технических условий на реконструкцию системы теплоснабжения квартиры № 139,  находящейся в указанном многоквартирном доме,  с целью перехода от централизованной системы теплоснабжения на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе с закрытой камерой сгорания,  результатом которого явилось ущемление интересов (…)

2.  Выдать ОАО «Газпром газораспределение Брянск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

2.1.  в течение 14  (четырнадцати)  рабочих дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1  статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче природного газа в границах сети газоснабжения,  присоединенной к сетям газоснабжения многоквартирного дома,  находящегося по адресу:  (…),  в виде принятия необоснованного решения об отказе в рассмотрении по существу запроса гражданки (…)  о получении технических условий на реконструкцию системы теплоснабжения квартиры № (…),  находящейся в указанном многоквартирном доме,  с целью перехода от централизованной системы теплоснабжения на индивидуальную систему теплоснабжения с теплогенератором на природном газе с закрытой камерой сгорания,  путем рассмотрения указанного запроса гражданки (…)в порядке,  установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,  утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83;

2.2.  сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 3  (трех)  рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение,  представив документы,  свидетельствующие об исполнении предписания.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении ОАО «Газпром газораспределение Брянск».


Председатель комиссии                                                                                (…)

 Члены комиссии (…)

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

За не выполнение в срок законного решения антимонопольного органа ч.2.6 ст.19.5 КоАП установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны