Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-876/2023 от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Электронные Машины»

«……….»

 

ГБУЗ «Климовская центральная районная больница»

«………..»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……….»

 

ООО «РТС – Тендер»

«………….»

 

 

Решение по делу № 032/06/106-876/2023

 

резолютивная часть решения оглашена

27.10.2023, решение изготовлено 30.10.2023                                               г. Брянск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии: «……….»

Членов Комиссии: «……….»

в отсутствие:

представителей заявителя ООО «Электронные Машины», заказчика ГБУЗ «Климовская ЦРБ», уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,

рассмотрев поступившую жалобу заявителя ООО «Электронные Машины» на действия заказчика ГБУЗ «Климовская центральная районная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству видеонаблюдения ГБУЗ «Климовская ЦРБ» за № 0127200000223005936 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

13.10.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству видеонаблюдения ГБУЗ «Климовская ЦРБ» за № 0127200000223005936.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 478 430,56 рублей.

Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона  за № 0127200000223005936 на момент рассмотрения жалобы не заключен.

По мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области (вх. 7114-ЭП/23 от 24.120.2023), письменные пояснения заказчика ГБУЗ «Климовская ЦРБ» (вх. № 7131/23 от 24.10.2023-ЭП/23 от 09.08.2023), согласно которых, заказчик ГБУЗ «Климовская ЦРБ» считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными.

Изучив представленные документы, заслушав представителей сторон, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1.При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:

а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;

в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

В соответствии с ч.ч. 2 - 3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:

- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;

- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).

Электронным документом "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:

" Подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, специализированной электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с 44 Федеральным законом оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки.

Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке".

По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

Необходимо отметить, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если товаром являются строительные и расходные материалы, используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".

В рассматриваемом случае, объектом закупки является выполнение работ по устройству видеонаблюдения ГБУЗ «Климовская ЦРБ». Согласно извещению о проведении электронного аукциона  в рамках рассматриваемой закупки не предусмотрена поставка товаров. При этом  проектом контракта не установлено требование о передаче товаров, используемых для выполнения работ отдельным актом приема- передачи товара. 

Согласно письменных пояснений заказчика ГБУЗ «Климовская ЦРБ» (вх. 7131/23 от 24.10.2023) товары, включенные в сметную документацию не будут принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете.

Таким образом, заказчиком правомерно установлено требование к участником закупки выразить лишь согласие на выполнение работ.

2. Согласно пунктам 5, 15 части 1 статьи 42 Закон о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;

- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанными требованиями издано Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно в части того, что заказчиком не установлены положения предусмотренные Постановлением Правительства N 878, а также описание товара осуществляется не в соответствии с требованиями КТРУ.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что в рамках указанной закупки, приобретение отдельных позиций товара не производится. Заказчиком осуществляется закупка на работы по монтажу системы видеонаблюдения, как комплекса оборудования, то есть на балансовый учет заказчика будет поставлен именно комплекс оборудования, включающий в себя поставляемое оборудование.

Комиссия Брянского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениям Извещения, предметом настоящей закупки является выполнение работ по устройству видеонаблюдения ГБУЗ «Климовская ЦРБ».

Заказчиком установлен код ОКПД2 к настоящей закупке - 43.21.10.170 Работы электромонтажные по прокладке телекоммуникационной проводки.

Работы считаются выполненными только после проведения всех необходимых пуско-наладочных работ, которые осуществляются за счет собственных сил и средств Подрядчика. Результатом пусконаладочных работ является работоспособность всей инженерной системы. Если при проведении пусконаладочных работ выявится неисправность оборудования, замена которого не предусмотрена настоящим техническим заданием, то пусконаладочные работы завершаются Подрядчиком после замены указанного оборудования Заказчиком.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в указанном случае, результатом работ, является именно система видеонаблюдения, состоящая из составных частей, оборудования. Таким образом, в рамках указанной закупки, не предусмотрена поставка товара, в том числе, подпадающего под требования Постановления Правительства N 878, в связи с чем, у заказчика отсутствовала обязанность установления требований, предусмотренных указанным Постановлением, а также осуществления описания товара в соответствии с требованиями КТРУ.

В связи с чем довод жалобы заявителя признан необоснованным.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сметная документация по закупке за № 0127200000223005936 содержит указание на конкретные товарные знаки оборудования.

В соответствии со статьей 48 ГК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

С учетом изложенного в случае, если проектная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе в сфере закупок необходимо установить условие о возможности использования эквивалентного товара.

При обозрении информации, размещенной в ЕИС  Комиссией Брянского УФАС России установлено, что приложением к извещению о проведении электронного аукциона за № 0127200000223005936 «Другое» заказчиком установлено условие  о возможности использования эквивалентного товара, что позволяет участникам закупки предложить к поставке товар, эквивалентный установленным заказчиком товарным знакам.

Данный вывод соответствует  позиции ФАС России, изложенной в письме  ФАС России от 26.09.2019 N АК/84149/19 "О рассмотрении обращения".

В связи с чем довод жалобы заявителя признан необоснованным.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

 Признать жалобу заявителя ООО «Электронные Машины» на действия заказчика ГБУЗ «Климовская центральная районная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству видеонаблюдения ГБУЗ «Климовская ЦРБ» за № 0127200000223005936 необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                «……………»

 

Члены комиссии                                                                                                  «………….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны