Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-190/2024 о нарушении требований... от 1 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Квестор»

«………….»

 

ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница»

«…….….»

 

Управление государственных закупок Брянской области

«……….»

 

  АО «ТЭК-Торг»

«…………»

 

 

 

Решение по делу № 032/06/106-190/2024

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

«01» марта 2024 года                                                                                       г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:

Председателя Комиссии: «……….»

Членов Комиссии: «…………»

в присутствии:

«…….» – представителя заявителя ООО «Квестор», действующего на основании решения №4 от 26.11.2018,

«……….» – представителя заказчика ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница», действующего на основании доверенности от 01.03.2024,

«………..» – представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности №3 от 12.02.2024,

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Квестор» на действия заказчика ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку кресла с изменяющимся наклоном спинки (Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками) за № 0127200000224000546 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона о контрактной системе), установила:

13.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку кресла с изменяющимся наклоном спинки (Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками) за № 0127200000224000546.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 605 566,67 рублей.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе за № 0127200000224000546 – 27.02.2024.

На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.

Заявитель ООО «Квестор» считает, что его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями заказчика, сформировавшего описание объекта закупки, которое соответствует  товарам только одного производителя «SELLA» BORCAN Medical a.s. SLA-AX.

До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» (1325-ЭП/24 от 29.02.2024), согласно которых заказчик считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, поскольку совокупности характеристик товара, указанных в описании объекта закупки, соответствуют медицинские кресла, как минимум, двух производителей. 

Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:

1. Довод заявителя о том, что совокупность характеристик товара, указанных заказчиком в описании объекта закупки соответствуют товарам только одного производителя «SELLA» BORCAN Medical a.s. SLA-AX является несостоятельным ввиду нижеследующего.

Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Учитывая изложенное, Заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

В жалобе заявителя указаны характеристики, которые, по его мнению, являются отличительной особенностью медицинского кресла производителя «SELLA» BORCAN Medical a.s. SLA-AX, а именно:

- фиксированная высота сиденья кресла - ≤ 500 мм;

- вес кресла с аксессуарами - ≤ 55 кг;

- общая длина в сложенном состоянии - ≤  940 мм;

- держатель мочеприемника – наличие.

По мнению заявителя указанные характеристики не влияют на функциональность кресла и не являются ее важной составляющей.

Заказчик в своих письменных пояснениях (вх. 1325-ЭП/24 от 29.02.2024) отмечает, что такая характеристика как высота сиденья является важной при эксплуатации закупаемого кресла, связана с размещением и перемещением малоподвижных пациентов с различными антропометрическими особенностями; закупаемое кресло не является моторизированным, перемещение кресла осуществляется за счет физических усилий медицинского персонала, следовательно, габариты кресла, в том числе, его вес прямо влияет на сложность перемещения пациентов с ограниченными возможностями между кабинетами, этажами, влияет на преодоление порогов и препятствий; наличие держателя мочеприемника является клинически важным параметром, поскольку малоподвижные пациенты могут иметь болезни, требующие установки катетера мочеприемника с пакетом при их передвижении.

Из положений частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение о закупке требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон о контрактной системе предусматривает право заказчика определить такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям последнего с учетом специфики его деятельности.

Заказчиком в материалы дела представлена информация о том, что помимо указанного заявителем производителя «SELLA» BORCAN Medical a.s. SLA-AX всем установленным в извещении требованиям, в частности, требованиям описания объекта закупки соответствует оборудование иных производителей – ООО «МЕТ» кресло-коляска инвалидная для реабилитации. В материалы дела представлены коммерческие предложения на товары двух различных производителей («SELLA» BORCAN Medical a.s. SLA-AX; ООО «МЕТ» кресло-коляска инвалидная, подписанное генеральным директором ООО «МЕТ» исх.3128 от 29.02.2024), отвечающих потребностям заказчика, что свидетельствует о возможности поставки товара различных производителей.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения заказчиком прав и законных интересов заявителя лежит на подателе жалобы, однако заявителем не представлены документы и сведения (в том числе, официальные письма), свидетельствующие об ограничении количества производителей закупаемого товара, а также сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении оспариваемых требований к поставляемым товарам.

2. Заказчиком ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения ч.4 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:

1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;

2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;

3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;

4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней, поскольку заказчиком внесены изменения в извещение об осуществлении закупки за № 0127200000224000546 с изменением наименования объекта закупки.

13.02.2024 заказчиком ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона за № 0127200000224000546 на закупку кресла с изменяющимся наклоном спинки (Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками) по КТРУ 32.50.30.110-00000039.

20.02.2024 заказчиком в соответствии с запросом о даче разъяснений положений извещения внесены изменения в извещение об осуществлении закупки. При обозрении описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению, установлено, что заказчиком в наименовании объекта закупки указано - набор реабилитационных изделий при нарушениях опорно-двигательного аппарата, педиатрический (оборудование для проведения кинезотерапии с разгрузкой веса тела) по КТРУ 32.50.50.190-00000628 с указанием иных характеристик данного товара, отличных от характеристик товара, размещенных в предыдущей редакции извещения (от 13.02.2024).

21.02.2024 заказчиком повторно внесены изменения в описание объекта закупки, являющееся приложением к извещению об осуществлении закупки за № 0127200000224000546. При обозрении указанного описания объекта закупки установлено, что в наименовании объекта закупки указано - кресло с изменяющимся наклоном спинки (Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками) по КТРУ 32.50.30.110-00000039.

Таким образом, заказчиком ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» в нарушение положений ч.4 ст.42 Закона о контрактной системе изменено наименование объекта закупки, отраженное в описании объекта закупки, которое является приложением к извещению о проведении электронного аукциона за № 0127200000224000546.

Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

Решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Квестор» на действия заказчика ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на закупку кресла с изменяющимся наклоном спинки (Прикроватное кресло с высокими спинками и опускающимися подлокотниками) за № 0127200000224000546 необоснованной.

2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» нарушение требований ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Не выдавать заказчику ГБУЗ «Жуковская межрайонная больница» предписание об устранении выявленных нарушений ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку выявленные нарушения не повлияли на итоги проводимой закупки.

4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны