Решение б/н Решение по делу № 60 о нарушении требований законодательств... от 11 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Рекстон Слуховые Аппараты»

_______________________________

«<…>»

 

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области _______________________________

«<…>»

 

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

_______________________________

«<…>»

 

 

 

Решение по делу № 60

о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе

 

08 июня 2015 г.                                                                                                           г. Брянск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:

«<…>»

в присутствии:

– представителя заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области «<…>», действующей на основании доверенности от 05.06.2015 года № 3491;

в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заявителя ООО «Рекстон Слуховые Аппараты»,

рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО «Рекстон Слуховые Аппараты» на действия заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации – слуховых аппаратов цифровых заушных мощных, цифровых заушных сверхмощных, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами для обеспечения  ими  инвалидов в 2015 году № 0127200000915000083, установила:

25.05.2015 года в 15 часов 19 минут по московскому времени в единой информационной системе (на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона поставку технических средств реабилитации – слуховых аппаратов цифровых заушных мощных, цифровых заушных сверхмощных, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами для обеспечения  ими  инвалидов в 2015 году № 0127200000915000083 (далее – электронного аукциона) и документация об электронном аукционе, утвержденная директором Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области «<…>».

Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме на момент рассмотрения жалобы не заключен.

Заявитель ООО «Рекстон Слуховые Аппараты» считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, который включил в документацию об электронном аукционе ряд положений, противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Во-первых, заказчик, по мнению заявителя, не указал в документации об электронном аукционе и проекте контракта конкретный срок действия контракта (указано, что контракт действует до 28.12.2015 года, при этом отмечается, что в части взаиморасчетов контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств), что не позволяет определить срок требуемой банковской гарантии в случае, если участник закупки изберет такой способ обеспечения исполнения контракта.

Во-вторых, заказчиком во второй части заявки на участие в электронном аукционе не установлены требования к документу, подтверждающему правомочность участника закупки заключать контракт.

В-третьих, заказчик включил в объект закупки не только поставку товара, но и медицинские услуги, оказывать которые вправе только лица, обладающие соответствующей лицензией (настройка слухового аппарата, подбор слухового аппарата, изготовление индивидуального ушного вкладыша), однако не установил требование о наличии такой лицензии и участника закупки и требование о представлении такой лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

В-четвертых, заказчик сформировал техническое задание на слуховые аппараты таким образом, что всей совокупности характеристик по позиции 2 соответствует только одна модель одного производителя слухового аппарата, а именно – Otikon Hit BIP Power.

В-пятых, заказчик неправомерно применил предусмотренные Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку товар, являющийся объектом закупки, включен в перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

        При рассмотрении жалобы представитель заказчика «<…>» с доводами заявителя не согласилась, а также представила сведения о различных моделях товаров различных производителей, соответствующих требованиям технического задания, и отметила, что требование о наличии у исполнителя лицензии на медицинские услуги и о представлении копии такой лицензии в составе второй части заявки включено заказчиком в документацию об электронном аукционе в редакции, действующей на момент рассмотрения жалобы.

Заслушав представителя заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к следующим выводам:

            1. Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе,  согласно которым в случае, если участник закупки использует в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию,  срок действия такой гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, а также п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, обязывающего заказчика установить требования к обеспечению исполнения контракта, поскольку заказчиком в документации об электронном аукционе (раздел 25 Информационной карты) установлено требование о том, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, а условие о сроке действия контракта изложено заказчиком таким образом, что позволяет однозначно определить требуемый минимальный срок действия банковской гарантии.

            Заказчиком в п. 4.1 проекта контракта указано, что контракт действует до 28.12.2015 года. Следовательно, минимальный срок действия банковской гарантии – 28.01.2016 года (на месяц превышает срок действия контракта). При этом указание заказчика на то, что в рамках взаиморасчетов контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств не противоречит вышеназванному требованию к сроку банковской гарантии, поскольку согласно установленному заказчиком порядку оплаты по контракту (п. 3.4 проекта контракта) граничный срок взаиморасчетов не превышает требуемого минимального срока действия банковской гарантии и составляет 30 дней с даты возможной последней поставки по контракту (28.12.2015 года).

            Необходимо отметить, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, контрактом может быть предусмотрено, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по договору. Следовательно, срок окончания действия контракта, являющийся основанием для расчета минимального срока действия банковской гарантии, используемой в качестве обеспечения исполнения контракта, не тождествен сроку прекращения обязательств сторон по контракту, и срок прекращения обязательств сторон по договору не может служить основанием для расчета срока банковской гарантии, обеспечивающей исполнение такого контракта.

            2. Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе при неуказании в документации об электронном аукционе документа, подтверждающего правомочность участника закупки заключать контракт, поскольку нормы действующего законодательства РФ о контрактной системе не содержат требований о подтверждении участником закупки его правомочности заключать контракт по ее итогам.

            3. Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки не должно содержать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку требованиям к товарам, разработанным заказчиком, соответствуют по две модели товара по каждой из позиций технического задания (Apro 8 SP и Otikon 8P  Hit Pro BIP Power по позиции 1, Apro 8P и Otikon Hit BTE 13P по позиции 2). При этом заказчиком не установлено условие об обязательном наличии по позиции 2 высокого качества обработки звука на платформе RISE (использованной только производителем Otikon), поскольку заказчиком установлена возможность поставки или аппарата с наличием многоканальной цифровой обработки сигнала, или высокого качества обработки звука на платформе RISE (поз. 2 технического задания).

   4.  Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, обязывающей заказчика указывать в документации об электронном аукционе описание объекта закупки в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки должно носить объективный характер, поскольку заказчиком правомерно включены в описание объекта закупки требования об осуществлении настройки аппарата, обучения пользования аппаратом, изготовлении индивидуальных ушных вкладышей.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 155н утвержден "Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология-оториноларингология", в соответствии с которым медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопротезирование (приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 155н).

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 N 09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования, подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.

Осмотр, диагностику степени и характера нарушений слуха, подбор, настройку, обучение пользованию и выдачу слуховых аппаратов в соответствии с аукционной документацией, исходя из требований действующего законодательства, должен оказывать врач сурдолог-оториноларинголог, специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н, по специальности "сурдология-оториноларингология" и который имеет право, в том числе самостоятельно определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; проводить диагностические, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; осуществлять подбор слуховых аппаратов.

Назначить конкретный слуховой аппарат может только врач с учетом индивидуальных особенностей степени нарушения слуха, проведя аудиологическое исследование на соответствующем медицинском оборудовании. Причем одному гражданину может одновременно требоваться два слуховых аппарата с разной мощностью (на правое и левое ухо).

При подборе слухового аппарата учитываются также анатомические особенности строения ушной раковины для изготовления ушного вкладыша, что предполагает снятие слепка наружного слухового прохода и ушной раковины ВОВ (ГОСТ Р 51024-97).

Данная манипуляция производится в глубине слухового прохода в непосредственной близости от барабанной перепонки, выполняется специализированным медицинским инструментом и требует от персонала наличия специальных знаний и умений врача-сурдолога.

Слуховой аппарат является электроакустическим прибором, изготавливаемым на заводе под определенный диапазон сниженного слуха (по мощности, способу обработке сигнала) и этот диапазон достаточно широк, чтобы иметь возможность использовать одну и ту же модель слухового аппарата при изменении слуха у пациента.

С завода изготовителя слуховые аппараты поставляются с выведенными параметрами на максимум: отключена защита от громких звуков и направленность микрофонов, усиление по всем каналам выставлена на максимально возможную громкость. Именно с такими параметрами осуществляется контроль качества заявленных характеристик на заводе изготовителе в специализированной измерительной камере.

Использовать слуховой аппарат без настройки с параметрами от завода-изготовителя категорически нельзя, так как неизбежно возникает избыточная стимуляция громкими звуками. Уровень максимальной громкости слухового аппарата выставляется в момент обеспечения непосредственно на человеке со сниженным слухом согласно специальному алгоритму.

В связи с этим все слуховые аппараты в независимости от способа обработки сигнала, сложности и мощности подлежат обязательной настройке под индивидуальную потерю слуха.

Следовательно, поставка слухового аппарата и его настройка (наладка) являются функционально и технологически взаимосвязанными, и заказчиком правомерно в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе включены в описание объекта закупки требования о наладке поставляемого оборудования для слухопротезирования и обучении пользованию ему.

   5. Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которой документация об электронном аукционе должна содержать требования к составу и содержанию заявок на участие в электронном аукционе и инструкцию по ее заполнению, а также п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товара, оказание услуг, являющихся предметом закупки, и п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, обязывающего заказчика установить требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, оказание услуг, являющихся объектом закупки, поскольку заказчиком в редакции документации об электронном аукционе, действовавшей на момент направления заявителем жалобы в Брянское УФАС России, не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, в то время как в объект закупки включены услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей, настройке слуховых аппаратов и подбору слухового аппарата, которые в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года № 291, осуществляются на основании действующей лицензии.

Заказчиком до рассмотрения настоящей жалобы (05.06.2015 в 14 часов 47 минут по московскому времени) в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе внесены изменения в документацию об электронном аукционе, которыми выявленное нарушение устранено: в документации об электронном аукционе, действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы (08.06.2015 года) установлено требование о наличии у участника закупки вышеуказанной лицензии, а также требование о представлении копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Таким образом, нарушения требований Закона о контрактной системе, на которые указывает заявитель в своей жалобе, устранены заказчиком в полном объеме до рассмотрения жалобы.

6. Заказчиком при осуществлении Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования чч. 3, 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, устанавливающих порядок применения ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, а также условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, поскольку товар, являющийся объектом закупки и имеющий кон товарной номенклатуры ОКПД 33.10.18.110 включен и в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в п. 1 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом условия применения установленных указанными документами ограничений и условий допуска позволяют применять оба порядка одновременно в рамках одной и той же закупки.

 

 

Выявленные в действиях заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.     

На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь чч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

Решила:

 

  1. Признать жалобу участника закупки ООО «Рекстон Слуховые Аппараты» на действия заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации – слуховых аппаратов цифровых заушных мощных, цифровых заушных сверхмощных, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами для обеспечения  ими  инвалидов в 2015 году № 0127200000915000083 обоснованной в части неустановления заказчиком требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в редакции документации об электронном аукционе, действовавшей на момент подачи жалобы.  
  2. Признать заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки. Признать, что выявленные нарушения не повлияли на итоги осуществления закупки, поскольку были самостоятельно устранены заказчиком к моменту рассмотрения жалобы.
  3. Поскольку выявленные в действиях заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлияли на итоги осуществления закупки и устранены заказчиком самостоятельно, предписания об устранении выявленного нарушения не выдавать.
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны